Многообразие взглядов на понятие государства и основные подходы к его пониманию.

Теории происхождения права

Классические теории происхождения государства.

1. Теологическая теория. Общество и государство возникают одновременно. Все, что создано на земле, создано по воле Бога, государь – наместник Бога, воля государя является воплощением божественной воли. (Одна из самых ранних, Фома Аквинский).

2. Патриархальная теория. Государство возникает в результате разрастания семьи. Семья, увеличиваясь в размерах, приводит к появлению поселений, которые затем преобразуются в государство. (Тоже является достаточно древней, Платон и Аристотель (3-2 в. до н.э.).

3. Договорная теория. Общественный договор о правилах совместного проживания – создание государства. Добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов.(труды некоторых мыслителей Древней Греции 5-4 в. до н.э.).

4. Теория насилия. Государство создается путём завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными, подчинение меньшинства большинству. (19 в., Е. Дюринг).

5. Марксистская теория. Государство возникает в результате раскола общества на классы и борьбы между ними. Возникновение государства – естественноисторический процесс, развивающийся по своим собственным законам. (19 в., К.Маркс и Ф. Энгельс, теорию полностью разделял В. И. Ленин).

Теологическая теория: Законы существуют вечно, ибо являются Божественным даром. Они определяют порядок жизни в соответствии с идеалами добра и справедливости, дарованной свыше.

· Теория естественного права: Человек от рождения и природы обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них.

· Психологическая теория: Право есть результат человеческих переживаний. Законы государства зависят от психологии людей.

· Историческая школа: Потребности разрешить противоречия жизни приводят к появлению права, способного уладить конфликт и установить порядок в поведении людей. Право первоначально возникает в сознании человека, а затем фиксируется в законах. Правовые нормы способны изменяться, так как меняется сама жизнь, которую они регулируют.

· Нормативистская теория: Государство диктует людям модель поведения. Право исходит от государства и является системой норм, построенных в виде пирамиды.

· Позитивистская теория: Право порождено противоречиями жизни, конфликтами, в результате которых победу одерживает сильнейший. Он диктует свои правила «игры» и устанавливает свой порядок. Ему подчиняются побеждённые.

· Марксистская теория: Право связано с государством и зависит от социально-экономических факторов общества.

· Примирительная теория: Право является результатом компромисса различных противоборствующих сторон в обществе (зародилось не внутри одного рода, а между различными родами, которые всегда конфликтовали между собой). Данная теория очень популярна в доктрине западных стран[29].

· Регулятивная теория: Право образовалось с момента, когда у общества возникла потребность по упорядочиванию своих отношений, необходимого для единства государства[30].

В мировой науке вопрос о понятии государства относится к числу достаточно дискуссионных и не имеет однозначного решения. Сложилось довольно много самых разнообразных подходов , остановимся на основных.

1. Теологический подход.Зародился еще в глубокой древности и получил свое развитие в различных теориях: Государство создано Богом, и его деятельность есть проявление божественной воли. (В настоящее время данный подход можно встретить главным образом в сочинениях мусульманских юристов).

2. Арифметический подход. Возник в античную эпоху: Государство – сумма трех элементов: территории, населения и публичной власти. (В настоящее время широко используется в работах западных политологов, особенно специалистов по международному публичному праву).

3. Кибернетический подход. Сформировался сравнительно недавно, в 60-е г. прошлого столетия: Государство – определенная информационная система с прямыми и обратными связями. Осуществление государственной власти мыслится как движение информации от государства к обществу (прямая связь) и от общества к государству (обратная связь).

4. Социологический подход. Зародился в 17-18 в. Сторонники этого подхода трактуют его либо как особым образом организованное общество, либо как определенную политическую организацию, не совпадающую с обществом. В современной науке является наиболее распространенным подходом.

13))) Государство в широком смысле – политико-территориальный союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества и управляемый особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате управления и принуждения.

Признаки:

1. Определенный союз людей. Как и любой союз, государство представляет собой сообщество людей, объединенных на основе каких-то общих начал, принципов;

2. Союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества, который пришел на смену первобытнообщинному устройству;

3. Территориальный союз, поскольку людей в одно целое здесь связывает территория.

4. Политическийсоюз, так как он основывается не на личных связях, как это было в первобытном обществе, а на политических отношениях.

Союз, которым управляет особая публичная, политическая власть. Это власть не совпадает с обществом и осуществляется при помощи специального аппарата, состоящего из особого разряда людей – управляющих