Как сделать поход в музей приятным и полезнымПробуждение интереса к живописи

Рис. 9. Перспективные схемы расширения здания музея

Приложение

Рис. 1. Состав и взаимосвязь помещений музея

Входная группа: 1 - главный вход; 2 - вестибюль; 3 - гардероб; 4 - касса; 5 - киоск; 6 - дежурные экскурсоводы; 7 - буфет; 8 - пост охраны; 9 - курительная и санузлы. Административные, рабочие и обслуживающие помещения: 10 - кабинет директора; 11 - приемная секретаря; 12 - кабинет заместителя директора; 13 - канцелярия и бухгалтерия; 14 - комната персонала; 15 - массовый отдел; 16 - кружковая; 17 - кабинеты для научных сотрудников; 18 - библиотека; 19 - кинолекционный зал; 20 - выставочный зал. Экспозиция: 21 - вводный зал; 22 - 24 - постоянная экспозиция; 25 - открытые экспозиционные площадки. Фондохранилища: 26 - приемная экспонатов; 27 - изолятор; 28 - дезинфекционная камера; 29 - хранение материалов; 30 - хранение оборудования; 31 - рабочая комната с каталогами; 32 - научный архив; 33 - 34 - кабинеты заведующего фондами и сотрудников; 35 - 43 - хранилища по видам экспонатов. Лаборатории и мастерские: 44 - столярная; 45 - слесарная; 46 - фотолаборатория; 47 - макетная и модельная; 48 - художественная мастерская; 49 - реставрационная мастерская; 50 - 51 - прочие мастерские в зависимости от профиля музея; 52 - служебный вход.

Рис. 2. Рекомендуемая степень взаимосвязи помещений

● максимальная степень связи, помещения должны быть сближены; ○ минимальная степень связи, помещения должны быть разобщены

Рис. 3. Состав и взаимосвязь помещений фондохранилищ

1 - подъем; 2 - разгрузочная площадка; 3 - приемная экспонатов; 4 - контроль; 5 - хранение оборудования; 6 - хранение материалов; 7 - изолятор; 8 - дезинфекционная камера; 9 - рабочая комната с каталогами; 10 - научный архив; 11 - 12 - кабинеты заведующего фондами и сотрудников; 13 - хранилища по видам экспонатов; 14 - служебный вход; 15 - в экспозицию; 16 - в лабораторию и мастерские

Рис. 4. Принципы организации экспозиции

Рис. 5. Организация экспозиции

а - организация экспозиции в соответствии со сценарием: 1 - пролог; 2 - завязка; 3 - кульминация; 4 - развитие; 5 - финал; б - пространственная организация экспозиции в разных уровнях в соответствии с тематической структурой

Рис. 6. Организация экспозиции

а - для легкости визуальной ориентации посетителей входы в основные экспозиционные отделы видны из вестибюля; б - создание разнообразных пространств облегчает осмотр экспозиции

Рис. 7. Организация экспозиции

а - организация маршрута осмотра основана на выявлении фокусных точек для ведущих экспонатов; б - включение в маршрут осмотра зон отдыха

Рис. 8. Приемы организации экспозиции

а - размещение экспозиций с различной степенью детализации в одном зале; б - размещение экспозиций в кратном и расширенном вариантах в смежных залах; в - построение одного типа экспозиции и использование фондов, библиотеки и справочного аппарата взамен детализированного варианта экспозиции: 1 - открытое хранение фондов; 2 - библиография; 3 - справочная библиотека; 4 - хранитель

а - использование модульной системы; б - присоединение новых корпусов; в - линейное расширение; г - планировочные структуры, допускающие органичное расширение; д - создание системы зданий

Рис. 10. Расширение музея

а - внутренняя перепланировка; б - рост объемно-планировочной структуры здания; в - открытие филиалов

Рис. 11. Развитие во времени и пространстве художественного музея

Рис. 12. Проект картинной галереи, обеспечивающей расширение здания по вертикали (а - разрез) и горизонтали (б - план в уровне экспозиции)

Рис. 13. Освещение экспозиции

а - верхнее периметральное освещение экспозиции; б - освещение верхним светом через защитные фонари. Интенсивность света, падающего концентрическими кругами, уменьшается от центра; в - рассеянный свет от вертикальных плоскостей глубокого фонаря; г - открытая структура с изменяемыми уровнями, допускающая естественное боковое освещение

Рис. 14. Освещение экспозиции

а - дискомфортность верхнего освещения при слишком низком размещении потолка; б - дискомфортность при верхнем боковом освещении; в - дискомфортность верхнего освещения при отсутствии регулируемой системы отражения; г - использование светопоглощающих поверхностей стен, стендов, пола и потолка, чтобы избежать нежелательного отражения; 1 - светопоглощающие поверхности

Рис. 15. Освещение экспозиции

а - большеразмерные экспонаты: верхний свет, антресоли для новых точек осмотра; б - сплошное боковое остекление для связи с экспозицией под открытым небом; в - экспонаты, требующие хорошего естественного освещения и защиты от прямого света: шедовое освещение, жалюзийный подвесной потолок для рассеянного освещения; г - двустороннее естественное освещение для смешанной экспозиции выставочного характера; д - ведущий экспонат: направленное естественное освещение; е - экспозиция живописи, графики, скульптуры: верхнебоковое освещение; ж - смешанное освещение: боковое - естественным светом, верхнее - искусственным; з - варианты решения верхнего освещения

Рис. 16. Состав и взаимосвязь помещений панорамы

1 - главный вход; 2 - вестибюль; 3 - пост охраны; 4 - помещение почетных гостей; 5 - кафе; 6 - курительные, санузлы; 7 - гардероб; 8 - киоск; 9 - экскурсионное бюро; 10 - кассы; 11 - кассовый вестибюль; 12 - кинолекционный зал; 13 - зал временных выставок; 14 - вводный зал; 15 - аванзал; 16 - заключительные залы; 17 - кабинет директора; 18 - администрация; 19 - рабочие и подсобные помещения; 20 - лаборатории и мастерские; 21 - фондохранилище; 22 - приемная экспонатов с изолятором; 23 - панорамный зал

Рис. 17. Схема видимости на предметном плане

Рис.18. Схемы диорам

1 - смотровая площадка; 2 - предметный план; 3 - живописное полотно; 4 - светильники; 5 - захолстовое пространство; 6 - линия горизонта; 7 - динамики

Рис. 19. Проект панорамы «Битва за Новороссийск. Малая земля» в Новороссийске. Разрез (архитекторы Г. Горлышков, Ю. Корнеев, инженеры Л. Покрасс, С. Кондратенкова.)

Интерес к искусству, в частности к живописи (так же как, впрочем, и к чтению), у детей не возникает сам собой. Вызвать этот интерес не так уж сложно, но отбить его тоже очень легко. Поэтому делать первые шаги следует с большой осторожностью.

Откажитесь от стереотипов

При самых лучших намерениях есть риск начать не с того. Мы часто слышим или говорим сами: "В этом городе надо обязательно сходить в музей", "Это непременно надо увидеть", "Это так интересно" (или "Там так красиво!"). Но доводы, вполне убедительные для взрослого, вряд ли подействуют на ребенка. Мало надежды, что после ваших слов у него проснется интерес к искусству и тем более желание бежать в музей.

Обратитесь к собственному опыту

Скажите честно: знаете ли вы сами, почему в музей идти стоит? Каковы ваши собственные воспоминания о первом знакомстве с картинной галереей? Если смутные или не слишком радужные, лучше оставить их при себе. Вам было скучно тогда - ребенку будет скучно теперь: скука вещь заразительная. Если же, напротив, впечатления остались приятные, постарайтесь в них разобраться. Не ищите рациональных объяснений; забудьте все, что вы успели узнать с тех пор, вернитесь к своему раннему опыту. С него и надо начинать, именно его и надо попытаться передать детям.

Постарайтесь просто выразить свои чувства

Вы наверняка без особых усилий сможете воскресить в памяти то, что в свое время запало вам в душу: само произведение, зал, где вы его увидели, деталь картины или скульптуры. Пусть это будет мимолетное ощущение, атмосфера, цветовое пягно, отзывы знакомых о какой-то выставке, наконец, репродукция в журнале или в книге. Постарайтесь передать ребенку возникшие у вас чувства - без ученых рассуждений, своими словами.

Радость общения

В любом случае главным отправным моментом должен стать интерес, который вы когда-то испытали сами: его и нужно попробовать внушить ребенку. Расскажите ему, какая картина вам нравится, а какая нет, какая забавляет вас или представляется загадочной. Скорее всего ему захочется узнать почему, захочется проникнуть в эту тайну. Более того: если вы сами не можете определить, почему картина вызывает у вас ту или иную реакцию, смело признайтесь в этом. Поинтересуйтесь мнением ребенка; не исключено, что он сам подскажет вам ответ. Неважно, за что ценят картину искушенные зрители: для вас ценно то, что привлекает в ней ваших детей. Вы приоткрываете перед ними отдельную, собственную дверь в мир прекрасного. Ваши слова, минуты задушевного общения и взаимного доверия важнее любых поучений.

Не увлекайтесь

Не забегайте вперед, не распространяйтесь заранее о том, что вы собираетесь показать ребенку. Вы лишите его радости самостоятельного открытия. Восторгаться тем, чего человек - будь он большой или маленький - еще не знает, не видел, не читал и т. д., - занятие весьма неблагодарное. Поэтому не увлекайтесь, иначе ребенок почувствует себя лишним там, где вы уже освоились. Если вы станете на все лады высказывать собственные впечатления, чувства и оценки, что же останется ему самому? Дайте ему возможность сосредоточиться, собраться с мыслями. Конечно, если вы просто молча стоите перед картиной, к которой хотите привлечь его внимание, это ему вряд ли поможет. Но говорить слишком много и слишком уверенно, пожалуй, еще хуже.