Д. Шостакович. 1 скрипичный концерт. Пассакалия
Пятитемная полифоническая форма вариаций на остинатный бас (А), с применением сложного двойного и тройного контрапункта, выстраивается в следующую структуру из 10 разделов (своб. КП — свободный контрапункт):
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X |
цц. 69 | |||||||||
А | А | А | А | А | А | А | А | А | А |
В | С | С | С | С | С | С | С | В | |
D | D | E | своб. КП | E | D | С | |||
E | своб. КП | ||||||||
Куль-мин. | Реприза |
10-е проведение одной лишь основной темы (А) без других тем компенсирует отсутствие такового в начале формы, из-за чего Пассакалия начинается прямо с 1 вариации и может быть отнесена к вариациям с темой в конце,но главная тема эта звучит не в басу.