Какова же роль и функции государства в рыночной экономике?

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Каково происхождение слова «суверенитет»? Является ли суверенитет обяза­тельным признаком государственности?

2. В Х1Х-ХХ вв. на политической карте мира появились новые государства. При­ведите примеры таких государств. Какая из теорий происхождения государства объясняет их возникновение?

3. Познакомьтесь с учением древнегреческого философа Аристотеля о формах : государственного устройства. Как оно соотносится с современными представле­ниями об идеальной государственной модели?

Адам Смит (1723-1790): отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от её воли и сознания, направляется к достижению выгоды и пользы для всего общества «невидимой рукой» рынка.
Принцип: производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение потребностей других людей. Совокупность производителей, как будто движимая «невидимой рукой», активно, эффективно и добровольно реализует интересы всего общества, причем часто даже не думая об этом, а преследуя лишь собственный интерес.

«Невидимая рука» — объективный рыночный механизм, который координирует решения покупателей и продавцов и делает ненужным какое-либо вмешательство государства в экономическую жизнь.
Монетаризм – макроэкономическая теория, одно из главных направлений неоконсервативной экономической мысли. Возник в 1950-е годы XX века.

Главные положения:

1) регулирующая роль государства в экономике должна быть ограничена контролем над денежным обращением;
2) рыночная экономика – саморегулирующая система. Диспропорции и другие отрицательные проявления связаны с избыточным присутствием государства в экономике. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, само налаживанию. Если имеют место диспропорции, нарушения, то это происходит прежде всего в результате внешнего вмешательства. Данное положение направлено против идей Кейнса, призыв которого к государственному вмешательству ведет, по мнению монетаристов, к нарушению нормального хода хозяйственного развития. Число государственных регуляторов сокращается до минимума. Исключается или снижается роль налогового, бюджетного регулирования. В качестве главного регулятора, воздействующего на хозяйственную жизнь, служат «денежные импульсы» - регулярная денежная эмиссия. Монетаристы указывают на взаимосвязь между изменением количества денег и циклическим развитием хозяйства. От темпов роста денежной массы зависит последующее наступление той или иной фазы делового цикла. В частности, нехватка денег выступает главной причиной возникновения депрессии. Исходя из этого, монетаристы полагают, что государство должно обеспечить постоянную денежную эмиссию, величина которой будет соответствовать темпу прироста общественного продукта. Итак, согласно взглядам монетаристов деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие производства. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением.

Милтон Фридман (1912 – 2006): как можно больше освободить экономику от опеки государства, сократить налоги и государственные расходы, давая возможность рыночному механизму самому обеспечивать устойчивость экономической системы.

Взгляды Фридмана (как и вообще Чикагской школы экономики) подвергаются резкой критике антиглобалистами, которые считает его виновным за то, что произошло в Чили во время диктатуры Пиночета и в России во время президентства Ельцина.

Кейнсианство.
Английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) в 1936 г. выпустил книгу «Общая теория занятости, процента и денег», в которой предложил принцип макро регулирования экономики «стой-иди».
Кризисподъём:

1) государственные расходы: вверх – вниз;

2) налоги: вниз – вверх;

3) банковский процент: вниз – вверх;

4) влияние на экономику: «иди» - «стой».

Представители кейнсианского направления считают, что один только рыночный механизм не в состоянии решать многообразные проблемы в экономике. Только активная финансовая политика государства, стимулирующая спрос, способна справиться с массовой безработицей. Для удовлетворения современных экономических потребностей общества необходимы и неизбежны правительственные меры.
Экономическая политика государства.

Экономическая политика государства – 1) это процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей; 2) проводимая государством, правительством генеральная линия действий, система мер в области управления экономикой, придания определённой направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами страны.

Элементы (направления) экономической политики: 1) институциональная; 2) структурная; 3) инвестиционная; 4) финансово-кредитная; 5) социальная; 6) внешнеэкономическая; 7) научно-техническая; 8) налоговая; 9) бюджетная; 10) аграрная.

Цели экономической политики: 1) перспективные (формирование социально ориентированного рыночного варианта экономики); 2) текущие (решение проблем государственного долга, устранение чрезмерной дифференциации доходов населения и борьба с бедностью, снижение налогов на бизнес и т.д.).
Функции государства в смешанной экономике:

Версия № 1: 1) устанавливает «правила игры» (законы), в соответствии с которыми ведётся предпринимательская деятельность; 2) компенсирует влияние, которое оказывает на окружающих производственная деятельность частных лиц; 3) производство общественных благ невыгодно для частных производителей, и государство сохраняет в своих руках армию, полицию, содержание дорог, мостов, электростанций, некоторых отраслей транспорта и связи, образование, музеи, библиотеки, заповедники; 4) несёт ответственность за поддержание конкуренции на всех рынках; 5) социальная функция государства состоит в том, чтобы не допускать слишком большого неравенства доходов и тем самым сохранять стабильность общества; 6) поддерживает равновесие сил производителей и потребителей (законы, регулирующие рекламу и качество потребительских благ); 7) берёт ответственность за стабилизацию экономики, борьбу с безработицей и инфляцией.
В целом государство несёт ответственность за координацию экономических процессов, за выработку и осуществление долгосрочной экономической стратегии.

Версия № 2: 1) стабилизация экономики; 2) защита прав собственности; 3) регулирование денежного обращения; 4) перераспределение доходов; 5) регулирование взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками; 6) производство общественных благ.

Версия № 3: 1) регулирование денежного хозяйства страны; 2) защита механизма конкуренции, антимонопольное законодательство; 3) помощь социально незащищённым слоям населения, перераспределение доходов; 4) формирование законодательной основы экономики; 5) охрана интересов потребителя; 6) регулирование использования природных ресурсов страны и организация охраны окружающей среды; 7) контроль за сферой внешней торговли и валютных операций, а также защита экономических интересов страны в международных отношениях.

Общественные блага – это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах.

Такие блага (охрана окружающей среды, оборона, бесплатное образование, бесплатный проезд, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение музеев, библиотек, парков, юридическая помощь) не могут предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим. Эти блага одинаково доступны для всех людей, и за пользование ими не взимается плата. Для производства общественных благ необходимы значительные финансовые средства, и государство получает их собирая налоги. Тем самым все граждане вносят свой вклад в оплату общественных благ.

Вмешательство государства в сферы, где работают исключительно частные предприятия вызвано проблемой внешних (побочных эффектов).