А) И.С. Бах. Пассакалия с-moll

 

Две темы заключительной фуги — контрапункт темы пассакалии, заимствованной у Резона, и «мотивов страдания» с ум. 4, дописанных Ба­хом. В репризе фуги музыкальную ткань прочерчивает огромный анабасис, с активным восходящим «ходом» на педальной клавиатуре («одиннад­цать же учеников пошли в Галилею, на гору», одновременно — символ вознесения Христа):

102. И.С.Бах. Пассакалия c-moll

На вершине восхождения голосов музыкальной ткани движение оста­навливается на величественной генеральной паузе (фигура «апосиопеса» — «и увидевши Его, поклонились Ему, а иные усомнились»). Последние

такты Пассакалии — ликующий C-dur, с охватом крайних регистров и пышным колорированием во всех голосах («дана Мне всякая власть на небе и на земле... Я с вами во все дни до скончания века. Аминь»). Эмблематическое мышление Баха усиливает мощь его чисто музы­кального языка, превращая форму вариаций на basso ostinato в органные Пассионы.

Чакона d-moll Баха из 2-й партиты для скрипки соло — масштабное произведение великого мастера барокко, в дальнейшем ставшее созвуч­ным и суровой героике Бетховена, и романтическому пафосу Брамса, и интеллектуальному напряжению Шостаковича. Эмоциональным отк­рытием стало уже «взрывное» начало — синкопы на 2-й доле такта. Другое эмоциональное открытие составило преодоление одноаффектности, благодаря созданию мажорной середины. Широта композиции была обусловлена также ее многотемностью: 4 остинатные темы с ва­риантами, местные вариационные дубли. Количество вариаций при по­нимании темы как 8-такта составляет 32, как 4-такта — 64 (включая проведение темы), максимальное для вариационной формы вообще. При этом все вариации динамично сплочены вторгающимися кадансами и содержат большие неустойчивые участки на органном пункте D (от т. 160 и Т.229). В ритмике преобладает движение 16-ми и 32-ми (по­ловинные в Т.89 и сл. полагается заполнять быстрым арпеджио).

4 темы «Чаконы» с их вариантами таковы:

И.С. Чакона d-moll

Главная, 1-я тема — более индивидуальна, темы 2-я, 3-я, 4-я суть разновидности тетрахорда: диатонический, хроматический, нисходя­щий, восходящий; многие темы растворены в фигурациях.

Композиция Чаконы d-moll требует использования понятий «субте­ма» и «субвариации».

Субтема, Субвариация

Субтема— местная тема для вариаций, здесь это — тема Ia, откры­вающая группу мажорных вариаций.

Субвариация— вариация на вариа­цию, местный «дубль», например: