Устройство современного государства

Правомерное поведение – это осознанное поведение субъектов права, соответствующее правовым предписаниям или не противоречащее им и обеспечиваемое (гарантируемое, охраняемое) юридическими средствами. Правонарушение – это противоправное виновное деяние деликтоспособного лица, причиняющее вред другим лицам, обществу в целом и влекущее меры государственного принуждения.

Правоотношения– это связи конкретных субъектов права, обладающих взаимными правами и обязанностями, возникшие на основе правовых норм и в результате определенных жизненных обстоятельств. Их реализация гарантируется государством. Другими словами, правоотношения– это юридическая форма общественных отношений.

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению важнейших задач, стоящих перед ним на определенных исторических этапах развития общества. Изначально функциями государства были защита населения от внешнего врага, поддержание правопорядка внутри страны, организация общественных работ и сбор налогов. По мере развития общества шло усложнение функций государства.

Функции государстваделятся на внутренние и внешние.Внутренние связаны с реализацией задач государства внутри страны, а внешние – на международной арене.

Основные функции современного белорусского государства:

1) Внутренние:

а) экономическая, т.е. выработка и координация государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме;

б) налогообложения (финансового контроля) – выявление и учет государством доходов производителей, часть которых в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд;

в) социальная – обеспечение социальной защищенности личности, нормальных условий жизни для всех членов общества;

г) охраны конституционного строя, прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка;

д) экологическая – установление государством правового режима природопользования, его обязательство перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

е) культурная – разносторонняя государственная поддержка развития культуры.

2) Внешние:

а) обеспечение обороноспособности страны;

б) взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами;

в) участие в обеспечении мира и коллективной безопасности стран мирового сообщества.

Государственная власть, задачи и функции государства осуществляются при помощи государственного механизма. Механизм государства– это целостная, иерархическая система государственных органов, учреждений и организаций,практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Орган государства – это структурно-обособленное звено механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.К органам государства примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, здравоохранения, науки, образования, культуры и др.

1.3. Право, права человека, правовое государство

 

Правовозникает вместе с государством и по тем же причинам. Общество в силу разделения на классы с противоположными интересами уже не может само вырабатывать нормы поведения, приемлемые для всех. Поэтому государство начинает принудительно устанавливать общеобязательные правилаи обеспечивать их исполнение.

Характерные черты и особенности права:

1) Право – это совокупность правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством. Из всех существующих в обществе социальных нормтолько правовые нормы исходят от государства. Все остальные складываются стихийно или создаются различными негосударственными организациями, объединениями и их органами.

2) Право – не простая, а систематизированная совокупность правил поведения. Оно должно быть внутренне согласованным, не содержать внутренних противоречий.

3) Право выражает государственную волю. Каждый отдельный нормативно-правовой акт выражает волю издавшего его государственного органа. Содержание государственной воли не произвольно. Оно обусловлено волей властвующих, т.е. политически господствующих групп, а в идеале – большинства народа.

4) Право – это система общеобязательных правил поведения. Они подлежат выполнению всеми субъектами права, обладающими определенными правовыми признаками (всеми гражданами, всеми студентами и т.д.). Правовым предписаниям должны следовать все лица, на которых они распространяются, независимо от того, желают они этого или нет (если норма права не предоставляет право выбора варианта поведения).

5) Право и его нормы всегда выступают в определенной, официально выраженной письменной форме (нормативно-правовые акты, судебные прецеденты и др.).

6) Право, его должная реализация обеспечиваются государством. Для этого существуют предусмотренные законодательством средства государственного воздействия: поощрения, предупреждения, принуждения, ответственности и др. Средства государственного воздействия применяются только уполномоченными на то органами и в соответствии с установленными законом нормами.

7) Право характеризуется динамизмом, изменчивостью, которые обусловлены непрестанным развитием регулируемых правом общественных отношений.

Таким образом, право – это система общеобязательных правил поведения (норм), установленных либо санкционированных государственными органами (а также принимаемых путем референдума) в целях регулирования общественных отношений. Нормы права выражают волю определенных классов, слоев населения, а в идеале – большинства народа. Их реализация обеспечивается государством.

Учение о правовом государстве зародилась в Древней Греции. Ее мыслители (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель и др.) впервые определили важнейший принцип правового государства – принцип господства закона над всеми, в том числе и над правителями.

В эпоху буржуазных революций XVII-XIX веков в разработку концепции правового государства внесли значительный вклад Жан-Жак Руссо, Джон Локк, Шарль Монтескье, Дени Дидро, Томас Джефферсон и другие мыслители. Они сформулировали еще ряд принципов правового государства:

· Принцип свободы личности, уважения государством человеческого достоинства, примата (верховенства) прав граждан над правами государства;

· Принцип разделения властей на несколько самостоятельных ветвей, которые уравновешивают друг друга, не допуская тем самым сосредоточения всей полноты власти в одних руках;

· Принцип народного суверенитета: единственным источником политической власти в правовом государстве является народ.

Признаки правового государства:

1) Превращение государства в выразителя и защитника интересов гражданского общества.

2) Господство закона во всех сферах общественной жизни, полный отказ от примата (верховенства) государства над правом.

3) Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства, их всесторонняя гарантированность и охрана.

4) Четкое разграничение компетенции законодательной, исполнительной и судебной власти.Все эти ветви властиуравновешивают и сдерживают друг друга в рамках закона, а судебная власть независима и подчинена только закону.

5) Обеспечение подлинного демократизма законотворчества. В правовом государстве не должно и не может быть законов, не соответствующих воле народа, противоречащих ей. Законотворчество осуществляется как представительными органами народа, так и им самим (через референдум).

6) Наличие эффективных форм государственного контроля и надзора за соответствием закону всех других нормативных актов, за реализацией действующего законодательства, соблюдением прав и свобод личности.

7) Установление в праве и последовательное обеспечение государством юридической ответственности за правонарушение (неотвратимость наказания за совершенное противоправное деяние).

Решающая социально-экономическая предпосылка правового государства – гражданское общество. Гражданское общество – это система самостоятельных от государства и независимых общественных институтов (учреждений) и отношений, которые обеспечивают условия реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов в социальной, культурной и духовной сферах.

1.4. Нормы, источники, система права

 

Право представляет собой систему, т.е. целостную, упорядоченную совокупность элементов, находящихся между собой в иерархическом соподчинении. Первичным элементом системы права является норма права. Нормы, регулирующие однородные общественные отношения, объединяются в правовые институты, последние – в подотрасли и отрасли права.

Норма права – это установленное или санкционированное государством правило поведения, регулирующее определенную разновидность общественных отношений; реализация этого правила обеспечивается компетентными государственными органами.

Основные признаки норм права:

1) Неразрывная связь с государством. Норма права исходит от государства, санкционируется им и выступает в виде властного предписания.

2) Общий и общеобязательный характер. Норма права распространяет свое действие на персонально неопределенный круг лиц, на всех участников отношений определенного вида (трудовых, семейных и др.).

3) Рассчитанность на многократное применение, а не на конкретные единичные случаи. Норма права применяется всякий раз, когда возникает предусмотренная в ней ситуация (напр., совершается акт купли-продажи).

4) Формальная определенность. Каждая правовая норма выступает в виде четко сформулированного положения, определяющего в каждом конкретном случае права и обязанности участников отношения, меры юридической ответственности и т.п.

5) Гарантированность реализации государством. Все государственные органы обеспечивают исполнение правовых норм, а некоторые из них применяют к нарушителям норм меры принудительного воздействия (органы суда, прокуратуры, внутренних дел).

Норма права состоит из взаимосвязанных элементов: гипотезы, диспозиции, санкции. Гипотезапредусматривает условия действия нормы, т.е. когда именно следует руководствоваться правилом, установленным данной нормой. Диспозицияуказывает на то, каким должно быть поведение участников отношения в случае наступления обстоятельств, предусмотренных гипотезой. Санкцияуказывает, какие юридические последствия возникнут для субъектов, нарушивших предписания диспозиции.

Нормы права бывают следующих видов.

1) Регулятивные и охранительные. Регулятивныерегулируют общественные отношения путем предоставления их участникам прав и возложения обязанностей. Они рассчитаны на правомерное поведение субъектов и составляют большинство юридических норм. Охранительныерегулируют мерыюридической ответственности, специфические меры защиты субъективных прав. Они специально создаются для обеспечения действия регулятивных норм, охраны регулируемых им общественных отношений.

2) Управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающиепредоставляют субъектам определенные права, обязывающие – конкретные обязанности, запрещающие устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий.

3) Императивные и диспозитивные. Императивные носят характер категорического предписания, которое не может быть изменено участниками общественного отношения (см. ст. 272, 274 Трудового кодекса РБ). Диспозитивные допускают отклонение от них по соглашению участников отношения (см. ст. 590 Гражданского кодекса РБ).

3) Общие и специальные. Общиераспространяются на всех граждан, специальные –только на определенный круг лиц (несовершеннолетние, военнослужащие, пенсионеры и др.).

4) Временные, постоянные и нормы с обратной силой. Временныеимеют определенный срок действия, постоянные действуют до их официальной отмены, нормы с обратной силой распространяются на отношения, возникшие до их принятия.

5) Действующие на всей территории государства, действующие на определенной территории и локальные нормы (действуют на определенном предприятии, в организации).

Существуют и другие виды правовых норм.

Нормы права находят свое формальное выражение в источниках права. Источники права– это способы официального выражения, закрепления правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы. В Республике Беларусь в качестве источников права признаются нормативный правовой акт, нормативный договор, правовой обычай. Основным источником является нормативный правовой акт. Нормативный правовой акт – это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Основные виды нормативных правовых актов: 1) законы; 2) декреты и указы Президента; 3) постановления палат Парламента; 4) постановления Правительства; 5) нормативные акты Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального Прокурора Республики Беларусь, принятые в пределах их компетенции; 6) совместные постановления республиканских органов государственного управления и национального банка Республики Беларусь; 7) регламенты, определяющие процедуру деятельности государственных органов; 8) инструкции, правила уставы (положения), приказы; 9) решения органов местного управления и самоуправления (Советов депутатов, исполнительных комитетов и местных администраций). Принятие нормативных правовых актов и требования к ним регулируются Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10.01.2000.

1.5. Правоотношения, правонарушения, юридическая ответственность

 

Реализация правовых норм происходит путем осуществления предусмотренных ими прав и обязанностей субъектов права. Субъективные права и обязанности могут реализовываться самостоятельно, без взаимоотношений с другими лицами (пользование приобретенным имуществом, воспитание своих детей), но чаще они осуществляются во взаимоотношениях с другими людьми. Такие отношения называются правовыми (купля-продажа товаров, работа по найму и др.).

Основные черты правовых отношений:

1) Правоотношения возникают на основе правовых норм при наличии предусмотренных правом определенных жизненных обстоятельств (юридических фактов). В них общие правовые положения (предписания) конкретизируются применительно к фактическим обстоятельствам. Различают юридические факты, зависящие от воли субъектов (действия) и не зависящие (события).

2) Правоотношение представляет собой общественно значимую связь конкретных лиц (субъектовили сторон правоотношения). Это могут быть покупатель и продавец, наниматель и наемный работник, суд (судья) и подсудимый и т.д.

3) В правоотношениях происходит взаимодействие воли государства и воли участников (субъектов, сторон) правоотношения. Например, воля подсудимого проявляется в реализации им в ходе судебного разбирательства своих субъективных прав, предусмотренных Конституцией и Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

4) Правоотношение характеризуется наличием у сторон взаимных субъективных (т.е. персонально принадлежащих и четко определенных) прав и обязанностей. Субъективному праву одной стороны соответствует субъективная обязанность другой, и наоборот. Так, гражданин имеет право обратиться в государственный орган с жалобой или заявлением, а данный орган обязан рассмотреть обращение в установленный законом срок и дать ответ по существу обращения.

5) Осуществление взаимных прав и обязанностей сторон правоотношения происходит, как правило, инициативно и добровольно, но при необходимости гарантируется государственным принуждением, вплоть до применения принудительных мер защиты и юридической ответственности.

Субъектами правоотношений (их сторонами, участниками) являются субъекты права, вступившие в конкретные правоотношения. Субъектами права являются индивиды (физические лица) и организации (юридические лица,а также государство в целоми (в предусмотренных законом случаях) социальные общности (народ, нация, профессиональная группа, трудовой коллектив).

Отношение личности к праву выражается в совершаемых ею волевых, осознанных действиях. Такими действиями являются правовые поступки – правомерные или противоправные.

Все правонарушения принято разграничивать по степени их вредности для общества на преступленияи правовые проступки.

Преступление – это наиболее серьезный вид правонарушения. Преступлениями признаются общественно опасные виновные деяния, запрещенные уголовным законодательством.Не являются преступлениями деяния, хотя формально и содержащие признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющие общественной опасности. За преступления применяются наиболее строгие меры юридической ответственностиуголовные наказания(лишение свободы, конфискация имущества, смертная казнь и др.).

Правовыми проступками являются все остальные правонарушения, т.е. противоправные виновные деяния, признаваемые общественно вредными, но не общественно опасными.Они влекут за собой не уголовные наказания, а так называемые правовые взыскания. Проступки бывают административными, дисциплинарными, гражданско-правовыми, а также материальными в области трудовых правоотношений. Последствиями правовых проступков являются предусмотренные правом меры принудительного воздействия на правонарушителя.

Административное правонарушение (проступок) – это посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или частную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное виновное (умышленное или неосторожное) деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность(предупреждение, штраф, административный арест и др.). Дисциплинарный проступок – это нарушение трудовой, служебной, воинской дисциплины. За такие нарушения налагаются дисциплинарные взыскания (замечание, выговор, увольнение и др.). Гражданские правонарушения (деликты) – это причинение неправомерными действиями вреда личности, организации, их имуществу, заключение противозаконных сделок, нарушение авторских или изобретательских прав и т.д. Они влекут такие меры ответственности, как принудительное возмещение причиненного вреда, восстановление нарушенного права, исполнение невыполненной обязанности и др.

1.6. Правосознание и правовая культура

 

Правосознание– это одна из форм общественного сознания. Оно представляет собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. По внутреннему строению правосознаниеподразделяется на правовую идеологию и правовую психологию.

Правовая идеология – это совокупность правовых теорий, идей, взглядов на право, представлений о праве. Это систематизированное научное выражениеправовых взглядов, идей, оценок и т.п. В правовых идеях находит выражение не только отношение к существующему, действующему праву, но и пожелание того, что нужно изменить, дополнить в праве, чтобы оно соответствовало сложившимся в обществе представлениям о справедливости.

Правовая психология включает в себя различного рода чувства, переживания по поводу действующего права, справедливого или несправедливого применения правовых норм, нарушения законов, их соблюдения и т.д. Правовая психология возникает под непосредственным воздействием повседневных условий практической жизни. Она является почвой, на которой вырастает правовая идеология.

Обыденное правосознание складывается под влиянием непосредственных жизненных обстоятельств, стихийно, на основе конкретных условий жизни человека, его жизненного опыта. Наибольшую роль в обыденном правосознании играют эмоции, чувства, переживания. Наряду с обыденным существуют научное правосознание (теоретическое осмысление права и правовых явлений) и профессиональное правосознание (специализированное правосознание юристов).

С правосознанием неразрывно связана правовая культура. Она отражает достигнутый уровень развития в сфере правового регулирования социальных отношений. Важнейшие показатели правовой культуры: а) уровень правосознания, отношение общества, государства, индивида к праву; б) совершенство и демократизм правотворческого процесса (подготовки, принятия, опубликования, систематизации нормативно-правовых актов); в) качество законодательства, степень сбалансированного отражения в нем интересов индивидов, социальных групп, общества в целом; г) состояние в сфере реализации права, уровень работы правоохранительной системы; д) правовое закрепление и реальное обеспечение прав и свобод личности.

Индивидуальная правовая культура характеризуется степенью усвоения и активного использования личностью правовых ценностей. Это глубокое знание и понимание права, уровень активной правомерной деятельности личности. Индивидуальная правовая культура предполагает не только знание правовых предписаний, но и положительное к ним отношение.

Строение государства традиционно характеризуется черезформы правле­ния и формы территориального (государственного) устройства. В них воплощается организация верховной власти, структура и по­рядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Формы правления делятся по спосо­бу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики. Вмонархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.

Существует несколько разновидностей монархической фор­мы правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) — всевластие главы государства; конституционная монар­хия — государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией. Конституционная монархия делится на дуалисти­ческую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично — законодательной, и парламентскую, здесь монарх, хотя и счита­ется главой государства, но фактически обладает представитель­скими функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет также право вето на решения парламента, которым прак­тически не пользуется. Подавляющее большинство современных демократических монархий — парламентские монархии. Прави­тельство формируется в них парламентским большинством и под­отчетно не монарху, а парламенту.

Монархия была господствующей формой правления на про­тяжении тысячелетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира (например в Великобрита­нии, Швеции, Дании, Испании).

 

Современные парламентские монар­хии, отдавая дань политической тра­диции и поддерживая тем самым уважение граждан к государст­ву, фактически мало отличаются от республик — второй основ­ной формы правления. В республиках источником власти являет­ся народное большинство, высшие органы государства избира­ются гражданами. В современном мире существуют три основные разновццности республики: парламентская, президентская и сме­шанная, или полупрезвдентская, хотя история знает и многие дру­гие разновидности республик: рабовладельческую, аристократи­ческую, советскую, теократическую и др.

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответ­ственность перед парламентом. Он осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; во­тирует (утверждает) государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осу­ществляет контроль над правительством и в случае необходимос­ти может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов; критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных ре­шений и всего политического курса.

Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента. (Такие ходатайства прези­дент обычно удовлетворяет.) В большинстве стран членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Это позволяет привлекать в правительство не только лидеров правящих партий, но и других наиболее влиятельных депутатов парламентского большинства и тем самым контролировать пар­ламент, получая одновременно массовую партийную поддержку. Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально не является главой государства, реально он — пер­вое лицо в политической иерархии. Президент же фактически занимает в ней более скромное место. Он может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом. Его политический вес почти не зависит от характера выборов и обычно ограничивается представительскими функция­ми, мало чем отличаясь от функций главы государства в парла­ментских монархиях.

Второй достаточно распространен­ной формой республиканского правления является президентская республика. Ее отличитель­ный признак состоит в том, что в ней президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он ру­ководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент чаще всего избирается прямо народом. Он сам (в США с одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.

В президентской республике правительство отличается ста­бильностью. В ней существует жесткое разделение законодатель­ной и исполнительной ветвей власти, их значительная самостоя­тельность. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступ­ления со стороны президента ему может быть выражен импичмент — он досрочно отстраняется от власти. Однако процедура импичмента очень затруднена.

Отношения между парламентом и президентом основывают­ся на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Пар­ламент может ограничивать действия президента с помощью за­конов и через утверждение бюджета. Президент же обычно обла­дает правом отлагательного вето на решения парламента. Чтобы нормально выполнять свои обязанности, и парламент, и прези­дент вынуждены сотрудничать, находить общий язык, даже если оба этих института контролируются различными партиями.

Президентская республика не получила распространения в За­падной Европе. В странах же с длительными авторитарными тра­дициями, прежде всего в Латинской Америке, Азии и Африке, а также на территории бывшего СССР, эта форма правления неред­ко вырождается в «суперпрезидентскую республику». В ней почти вся реальная власть сосредоточивается у президента, который вы­ходит из-под контроля парламента и судебных органов и фактичес­ки обладает полудиктаторскими полномочиями, а кое-где (Заир, Малави и др.) даже объявляется пожизненным главой государства.

 

Третьей основной разновидностью республики является полупрезидент­ская, или смешанная республика. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финлян­дии, Франции, Болгарии и некоторых других странах. При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эф­фективным контролем парламента за деятельностью правитель­ства. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различ­ных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характер­ная черта — двойная ответственность правительства: перед пре­зидентом и перед парламентом.

Классическим образцом полупрезидентской республики яв­ляется Франция. В ней президент и парламент избираются неза­висимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, который, в свою очередь вправе распустить парламент с обяза­тельным условием объявления даты внеочередных парламентских выборов. Президент является главой государства и верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене, обладает правом отлагательного вето на решения парла­мента, а также правом единоличного введения чрезвычайного положения, но в период действия такового он утрачивает право распустить парламент.

Президент, без согласования с парламентом, но учитывая рас­клад в нем политических сил, назначает главу правительства, вместе с которым они формируют кабинет министров. Глава го­сударства председательствует на заседаниях правительства, утверж­дает его решения и тем самым контролирует его деятельность. Сам президент не обладает правом законодательной инициати­вы, но таким правом пользуется премьер-министр, несущий всю ответственность за деятельность правительства. Парламент име­ет возможность контролировать правительство через утвержде­ние ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему во­тума недоверия.

Разнообразные республиканские и монархические формы государства не исчерпывают всех механизмов правления. Одним из них являет­ся институт референдума. Он предусматривает решение наибо­лее важных для общества вопросов посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой ста­тус и обязательны для исполнения всеми государственными ор­ганами. Референдум используется в качестве законодательного механизма большинством демократических государств мира, осо­бенно на местном уровне, хотя в целом он имеет подчиненное значение по отношению к законотворческой деятельности пар­ламента.

В разных странах имеются существенные расхождения в об­ласти права инициирования референдума. В одних государствах (Великобритания, Швеция, Норвегия и др.) инициаторами его являются лишь парламент и правительство, в других (например Франция) — и президент, в третьих (Швейцария, Австрия, Ита­лия) — непосредственно народ. В Швейцарии граждане могут добиться проведения референдума по тому или иному закону, собрав 50 тысяч подписей. Для того чтобы референдум состоял­ся, вовсе не обязательно участие в нем большинства населе­ния. Всенародные голосования используются не только для принятия законов, но и для их отмены. В ряде стран (Фран­ция, Австралия и др.) они обязательны для принятия конститу­ционных поправок.

Хотя проведение референдумов, особенно в масштабах всей страны, — дело достаточно сложное и дорогостоящее, с их помо­щью народ способен непосредственно выразить свою волю, стать творцом законов, проявить инициативу. Кроме того, возможность проведения всенародного голосования заставляет государствен­ные органы и правительство больше ориентироваться на мнение народа. Опыт многих стран показывает, что наиболее эффектив­но использование референдумов на региональном уровне, где агитационные и мобилизационные кампании не требуют боль­ших финансовых затрат и поддержки со стороны крупных ор­ганизаций и где люди лучше разбираются в сути решаемых вопросов. В некоторых странах (США, ФРГ и др.) этот демо­кратический институт используется лишь субъектами федера­ции и более мелкими административно-территориальными еди­ницами.

Территориальная организация госу­дарства характеризует соотношение целого и частей, центральных и реги­ональных органов власти. Различают две основные формы тер­риториального устройства государства: унитарную и федератив­ную.Унитарное государство представляет собой единую, полити­чески однородную организацию, состоящую из административ­но-территориальных единиц, не обладающих собственной госу­дарственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм. Унитарные государства сформировались преимущественно в стра­нах с мононациональным населением, хотя некоторые из них, например Испания, имеют в своем составе инонациональные об­разования, пользующиеся автономией, компетенции которой оп­ределяются центральной властью.

Унитарные государства бываютцентрализованными (Велико­британия, Швеция, Дания и др.) идецентрализованными (Фран­ция, Италия, Испания). Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность (самоуп­равление) местным, низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автоно­мией и непосредственно ориентированы на выполнение реше­ний центра. В децентрализованных же унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже рас­полагают собственными парламентами, правительствами, адми­нистративно-управленческими структурами и самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами во­просы, как правило, в области образования, коммунального хо­зяйства, охраны общественного порядка и т.п. Однако в отличие от субъектов федерации в области налогооблажения их компе­тенции сильно ограничены, что ставит их в сильную финансовую зависимость от центра.

 

Главное отличие федерации от уни­тарного государства состоит в том, что источником власти, субъектами государственного суверенитета вы­ступают в ней как крупные территориальные образования (шта­ты, земли, кантоны), так и весь народ, состоящий из равноправ­ных граждан. (В унитарном же государстве существует лишь один субъект суверенитета — народ.)Федерация — это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законода­тельные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство.

По своему замыслу федеральный принцип государственного устройства призван обеспечить свободное объединение и равно­правное взаимодействие общностей, обладающих значительны­ми этническими; историко-культурными, религиозными, лингвис­тическими и другими особенностями; создать оптимальные воз­можности для выражения региональных и других интересов мень­шинств, для постепенной подготовки оппозиции к выполнению общесоюзных правительственных функций; приблизить власть и управление к гражданам.

Федерация строится на основе распределения функций меж­ду ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной кон­ституции, которая может быть изменена только с согласия субъ­ектов федерации. При этом одна часть вопросов является исклю­чительной компетенцией союзных органов, другая — субъектов федерации, третья — совместной компетенцией союза и его чле­нов. Уважение союзным руководством и всеми субъектами феде­рации прав и полномочий друг друга контролирует независимый суд, а также обычно двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей штатов (земель).

Члены федерации — соучастники общегосударственного су­веренитета — фактически не обладают индивидуальным сувере­нитетом и правом одностороннего выхода из союзного государ­ства. В большинстве союзных конституций содержится право федеральных органов вмешиваться во внутренние дела членов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий или массовых беспорядков.

Федерация как форма территориального устройства государ­ства показала свою жизнеспособность. Этого нельзя сказать о конфедерации — постоянном союзе самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены пол­ностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транс­порта и связи, денежной системы. Конфедерации существовали в США (1776-1787), Швейцарии (до 1848 г.), Германии (1815-1867) и некоторых других странах. Эта форма государственного объединения непрочна и обычно либо эволюционирует в феде­рацию, либо распадается.

В последние годы на территории бывшего СССР сделана по­пытка создать Содружество Независимых Государств (СНГ) — союз суверенных государств, координирующих свою деятельность в различных сферах. Такая форма государственных образований не может быть устойчивой и эффективной, поскольку не обеспе­чивает единство деятельности содружества, не создает властных гарантий выполнения ими своих обязательств. Опыт развития Европейского Союза свидетельствует, что долговременное объ­единение и сближение государств возможно на пути экономи­ческой интеграции и постепенной реализации федеративных прин­ципов.

Формы территориального устройства и формы правления вли­яют на строение законодательной и исполнительной властей го­сударства. Не менее важную значимость для нормального функ­ционирования всего государственного механизма имеет судебная власть. Независимое правосудие призвано контролировать соблю­дение конституции и законов всеми государственными и общест­венными учреждениями и гражданами, разрешать возникающие между ними споры, обеспечивать стабильность государственного и общественного строя.

Вся деятельность современного демократического государст­ва строится на тесном взаимодействии с такими важнейшими институтами политической системы, как партии и группы инте­ресов.