Рондообразные формы
Помимо устойчивых исторических типов рондо существуют музыкальные формы, в которых действует принцип рондо— неоднократное возвращение темы, выходящее на первый план композиции. Сюда отно-
сятся, прежде всего, составные формы менуэтов с несколькими Трио у композиторов барокко и венских классиков, двойные и тройные формы романтиков (см. раньше), рефренные формы.
Составные формы с несколькими Трио XVIII в. компонуются способом внешнего контраста, без связок, коды и специальной мотивной работы. Например, в Менуэте из 1 Бранденбургского концерта F-dur Баха цепь форм следует порядку: Менуэт — Трио I — Менуэт da capo — Polacca — Менуэт d.c. — Трио II — Менуэт d.c. Того же типа примеры — в двух Менуэтах из Кассации F-dur Гайдна, в VII ч. «Менуэт» «Хаффнер-Серенады» Моцарта.
Рефренные формы — виды композиций, к частям которых добавлен рефрен: Rondo alla turca Моцарта — сложная трехчастная с прибавленным рефреном к каждой из трех частей, «Три чуда* Римского-Корсакова из «Сказки о царе Салтане» — слитная сюита с фанфарным связующим рефреном, «Картинки с выставки» Мусоргского — сюита с пьесой-рефреном «Прогулка». Пример активного вторжения в основную композицию группы из двух рефренных тем — «Народные гулянья на масленой» из «Петрушки» Стравинского. Основная форма — сложная трехчастная с трио, с I ч. в простой 3-частной форме ABA1 и трио в варьирование повторенной простой 2-частной форме CDC1D1, где «запев» (С) — песня «Под вечер осенью ненастной», «припев» (D) — танец уличной танцовщицы с треугольником, а при их повторении наслаивается еще и контрапункт в виде мелодии «музыкального ящика», Добавленный рефрен из двух тем («Балаганный дед», ц 7 и 8) впервые вторгается перед разделом А1, далее — перед трио (ц 10), перемешиваясь с темами А и С, Следующие появления рефрена — перед общей репризой в ц 17 и затем перед ее местной репризой в ц.22, внутри местной репризы в ц. 24. Двухтемный рефрен тесно переплетается с основными разделами, образуя пестрый тематический калейдоскоп, все больше скрывающий очертания классической формы и выявляющий новую логику формообразования — творчества XX в.
Вариации (вариационная форма)