ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО. МАТЕРИАЛЬНОЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО. НАЦИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Система права и система законодательства соотносятся как форма и содержание. Система права – это система взаимосвязанных правовых норм институтов и отраслей права. Система законодательства – это система нормативно-правовых актов, т. е. лишь одного из видов источников (форм) права.

Первичным элементомсистемы права является норма права, первичным элементом системы законодательства – нормативный правовой акт.

Система права имеет только горизонтальное строение(нормы подразделяются по отраслям, подотраслям, институтам), а система законодательства имеет кроме горизонтального дополнительно еще и вертикальное строение(иерархическое).

Система права и система законодательства различаются по объему:1) законодательство не охватывает всего разнообразия даже форм права, напр. правовых обычаев; 2) в законодательстве (нормативных правовых актах) записаны не только нормы права, но и иные элементы, напр. названия и номера статей.

Система права менее динамична, чем система законодательства, которая в большей степени зависит от воли законодателя. С другой стороны, нормы права могут измениться и без изменения закона, если, напр., изменилось официальное толкование закона (напр., Пленум Верховного Суда РФ в связи с изменением условий общественной жизни вносит изменения в свои разъяснения по вопросам толкования закона).

При делении норм права на отрасли используют два основных критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предметправового регулирования – это те общественные отношения, которые право регулирует.

Методправового регулирования – это совокупность юридических средств, приемов, способов, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

Некоторые ученые выделяют два основных метода правового регулирования: 1) императивный –метод властных предписаний и запретов, права и обязанности сторон устанавливаются директивно и не могут быть изменены соглашением сторон 2) диспозитивный – метод дозволения, стороны могут самостоятельно определять свои права и обязанности соглашением между ними. Иногда выделяют и иные методы, напр., метод поощрения(вознаграждения) за желаемое поведение; рекомендательныйметод (рекомендация желаемого поведения), который, напр., широко используется в правовом регулировании бухгалтерского учета. Другие правоведы в качестве основных методов правового регулирования называют предписание, запрет и дозволение.

 

 

Подразделение на публичное и частное право возникло еще в Древнем Риме. По мнению римского юриста Ульпиана, публичное право «относится к положению римского государства», а частное «относится к пользе отдельных лиц».

Частное праворегулирует отношения между людьми и их организациями как между юридически равными субъектами. Эти отношения возникают по инициативе сторон для удовлетворения их потребностей. Стороны сами, по своей воле и без принуждения возлагают на себя права и обязанности.

Спецификапублично-правовых отношенийв том что это либо властеотношения, либо отношения складывающиеся по поводу осуществления власти (напр., отношения между взаимно неподчиненными гос. органами, либо отношения, регулируемые избирательным правом).

К частному правутрадиционно относят: 1) гражданское право, 2) трудовое, 3) семейное, 4) жилищное.

К публичному правуотносят: 1) конституционное, 2) административное, 3) уголовно– и гражданско-процессуальное право.

Комплексные отрасли, напр. хозяйственное, аграрное, экологическое, объединяют нормы и институты как частного, так и публичного права. Сложным вопросом является природа уголовного права. Французы нередко относят его к частному. Немцы относят его к публичному праву, однако выделяют в особую группу, так как уголовное право направлено на охрану интересов человека. В России уголовное право традиционно относят к публичному.

Материальные нормынепосредственно устанавливают права и обязанности людей и их объединений в отношении каких-либо благ, представляющих непосредственную ценность (т. е. материальные субъективные права). Процессуальные нормызакрепляют порядок защиты и реализации этих материальных прав, т. е. правила процедуры. Существуют целые процессуальные отрасли: уголовно– и гражданско-процессуальное право. В других отраслях могут быть отдельные процессуальные нормы и даже институты, напр. законодательный процесс в конституционном праве.

Специфика международного публичного правав том, что оно выходит за рамки национальной правовой системы, хотя оно и может составлять ее часть. Напр., в Конституции РФ закреплено, что международные договоры РФ составляют часть ее правовой системы и в случае противоречия закона и международного договора применяются правила международного договора. Эта специфика не относится к международному частному праву, которое является одной из отраслей национального права. Другая важная особенность связана со спецификой охраны норм международного публичного права. Раньше считалось, что эти нормы вообще лишены санкций. Теперь точка зрения изменилась. Они охраняются другими государствами и международными организациями. При этом не исключается принуждение, напр., можно использовать механизм Совета Безопасности ООН.