Мирскими людьми вместе по мирскому окладу к, связав всех кру-
Глава 6
Знания крестьян, стихийность и сознательность, объективное и
М. А. Рахматуллин отмечал, слабую разработанность избранных
Особая тема, потому обращусь к двум недавним работам.
Взрывов, что отразила немалая историография. Сюжет о ней —
Крестьянских выступлений, восстаний, т. е. в моменты социальных
Ли проявления общественного сознания и идеологии на материале
Политической истории привела к тому, что социальная психология
Блему классовой борьбы в качестве одной из ведущих в социально-
Ной стратификации, — вопросы, важные для рассмотрения.
Ден, как земледелец он претворял в жизнь наследственно-
ЧЕРНОСОШНЫХ КРЕСТЬЯН О ЗЕМЛЕ И ВЛАСТИ
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 6
Ционных нормах, которые крестьяне блюли и защищали. I
Северный крестьянин в хозяйственной инициативе был свобо¬
распорядительные права, как член общины-мира участвовал в са¬
моуправлении и через него был причастен к местному администри¬
рованию. В такой жизненной ситуации осознавали ли сами черно¬
сошные крестьяне свой социальный статус, свое место в обществен¬
Нацеленность нашей историографии конца 50-80-х гг. на про¬
крестьян изучалась в свете именно этой проблемы. Ученые выясня¬
для исследования вопросов� соотношение социально-
психологических и идеологических компонентов общественного со¬
субъективное в борьбе крестьян' . В монографии автор критически
* Рахматуллин М. А. Крестьянское движениев великорусских губерниях в 1826-
1857 гг. М.,1990. С. 5.
260
СоциоАьныс представления черносошных крестьян,�
ОСМЫСЛИЛ и синтезировал большой историографический материал
конкретно-исторического и методологического планов.
Общественному мировоззрению русских переселенцев в Сиби¬
ри посвящена книга В. А. Александрова и Н. Н. Покровского, ко¬
торые раскрывают тему через выяснение взаимосвязей �власти» и
-«общества» на уровнях повседневных отношений мирских обществ
с воеводами и *в моменты их столкновений, сплошь и рядом дохо¬
дивших до открытых классовых выступлений». Пристальное вни¬
мание авторов к каждодневному общению самоуправляющихся ми¬
ров с представителями государства на местах сочетается с рассмот¬
рением позиций сословных сообществ в социальных потрясениях, в
ходе которых антифеодальный протест приобретал «более громкое
идейное эвучание*��,
В повседневном бытии крестьяне проявляли свое отношение и
к земле, и к власти. Именно поэтому целесообразно попьггаться
уловить это отношение и ответить на обозначенные выше вопросы.
/�Участок землі�, на котором крестьянин трудился в окружении
своих однодеревекцев и сочленов по общине, был одним из важ¬
нейших слагаемых мада крестьянской повседневности. Другим та¬
ким слагаемым былЯуМасть,� с представителями которой контакти¬
ровал крестьянин, к по�жЭала его к контактам опять-таки земля,
которой он обладал. Так что земля и власть — те реальности бы-
тия, в которых не только существовал крестьянин, но и которые
формировали его мировосприятие. На него воздействовали, кокеч-
ІКО, и многие другие компоненты, например, включенность крестья¬
нина в общину. Все они вкупе составляли порядок, который обра¬
зует строй жизни крестьянина. И земля, и власть занимали осново¬
полагающее место в крестьянской повседневностиГ�
Трудовое право и эмоционально-психологическое отношение к
земле выработало у крестьян, как было уже показано, восприятие
ее как своей. Притяжательными местоимениями «мой», «свой»,
«наш» применительно к участкам земли наполнены поземельные
акты; «деревнишка наша жеребей», «свой двенадцатый жеребей
деревни Виторова», *сеои же жеребей отца благословенье», а *тот
мой жеребей», взял «на той своей трети»� . Напомню, что при
купле-продаже земли крестьяне указывали на способ приобрете¬
ния участка. Во второй главе уже говорилось об обосновании вла-
� Адекса�ров в. А,, Похроѵский Н. И. Власть н общестео. Снбнрь в XVII в. Но¬
восибирск, 1991. С. 30, 2і.
3 РГАДА Ф. 141. Он. I. 1623. >6 43. Л. 81; 1627, М? 81. Л. 4. 7, 23: (623. Мі 6 Л. 1.
Ф. Ибі. Оп. Г 18, 24. Свидетельства могут быть многократно увеличены.
дения как обычно-правовой норме и рассматривались соответству¬
ющие формулы актов. Если даже первая клаузула купчей: «Се яз
[имярекі продал есми...» при указании на размер деревенского
участка не содержит притяжательного местоимения, то в формулу
об обосновании владения включен элемент, свидетельствующий о
представлении крестьянина об участке как своем; «отца своего
благословенье», «по купчей отца своего�, «по своей купчей,., отца
своего благословенье».
Длительное держание и возделывание участка способствовали
выработке и укоренению взгляда на него как на личный, исклю¬
чительно крестьянину принадлежащий. Переход земли от отцов к
сыновьям, наследование ее как поколенно-потомственный вид рас
поряжения, купля-продажа, заклад, обмен как распорядительные
сделки в жизни одного поколения усиливали это восприятие на¬
столько, что оно становилось стереотипом. Такой стереотип вопло¬
тился в понятии крестьянской «вотчины», когда два-три преем¬
ственно связанные поколения вкладывали Труд в один участок
земли. Оно сконцентрировало единение крестьянской семьи
(потомственных обладателей) с землей, в которой труженик видел
как бы продолжение своего «я». Акты донесли до нас свидетель¬
ства о землях, доставшихся крестьянам «от дедов от наших и от
отцов», «по купчим и по деловым записям прадеда моего»: как
раз такие земли крестьяне считали вотчинами: «вотчина наша деда
и отца моего», «вотчина деда нашего», и очень показательно;
«есть у меня землица, вотчина отца моего остаеление, а свое вла¬
дение». Еще раз подчеркну: когда-то купленная земля, затем пе¬
реданная по наследству, по воззрениям крестьян, также станови¬
лась вотчиной.
Жизнеспособность этого стереотипа подчеркивают, например,
8 поручных записей крестьян Сольвычегодского у. Лоемской вол.
Лузской Пермцы по своим соволощанам, выданных 3 и 2 марта
1625 г. при писцах И. С. Благово и В. Архипове. Все документы
обязывают крестьян «жить» за порукой поручителей в Лузской
Пермце «на своей вотчине, где они прежде жиліи]»�, Поводом
для поручных стало желание крестьян покинуть свои деревни;
один «хотел из Лузские Пермцы выехать на Каму», другой —
«побежать в Сибирь», а все они устремились на новые земли,
Писцы, облеченные административными полномочиями по земле¬
устройству уезда, пресекли попытку крестьян «съехать» или «сбе-
* РГАДА. Ф. 141. Оп. 1. 1626, М» 45-[. Л. 72-75.
262
Глава 6
СоііиальныЕ представления черносошных крестьян..
жать� из волости, обязали их в «Сибирь и на Каму и в иные го-
роды не ехать, никуде� или «впредь из Лузские Пермцы не вые¬
хать ни в которые городы». Оформлением поручных писцы обя¬
зали поручителей и «всех Лузкие Пермцьі Успенского прихода
крестьян» удерживать своих сочленов в их деревнях на их искон¬
ных участках и «государевы подати и мирские розметы платить с