А) В.А. Моцарт. 24 концерт для ф.-п., II ч.

ЭП1 возвращает к драматическому c-moll всего концерта, он замкнут структурно и тонально:

B.A. Моцарт. 24 концерт для ф.-п., II ч.

Среднее проведение P. сокращено до периода. ЭП2 фактурно перек­ликается с ЭП1, он также кристалличен. Структурная устойчивость всех основных 5 частей оттеняется небольшими связками к рефрену и осо­бенно — развитой кодой (12 тт.). Кода синтезирует мотивы ЭП2 и син­копированный мотив из Р., причем, с транспозицией из D в Т (микро­элемент сонатности):

А) В.А. Моцарт. 24 концерт для ф.-п., II ч.

 

В Рондо a-moll Моцарт сделал синтез этого жанра с фантазией, в чем продолжил традицию Ф.Э. Баха, но в нормах классически стройной ар­хитектоники. Основные 5 разделов выдержаны в строгих, замкнутых трехчастных формах (средний P. — период), а фантазиям отведены не­обычайно развитые связки и кода: Св. после ЭП1 — 16 тт., после ЭП2 — 13 тт., Кода — 20 тт. Жанр сицилианы, на который опирается главная тема, драматизирован развитием хроматической сферы, всегда столь яр­кой у Моцарта в минорной музыке. Трагизм моцартовских хроматизмов здесь символизирован барочной риторической фигурой passus-duriusculus (во 2-3 т. рефрена), на которую в этом рондо даются все обостряю­щиеся вариации (в среднем P. — с добавлением фигуры suspiratio):

В.А. Моцарт. Рондо a-moll

 

Но особенно в музыкальном языке этого рондо обращает на себя внимание работа Моцарта с основной фигурой рондо — circulatio (круг): на протяжении пьесы она трансформируется из грациозного группето сициалианы в фатально замкнутое кольцо фантазии. Фигурой circulatio как изящным мелизмом начинаются все темы, а также все их составные разделы — экспозиции, середины и репризы P, ЭП1 и ЭП2.

В.А. Моцарт. Рондо a-moll

 

В фантазийных связках круг-группето предстает как круг-кольцо (в ритмическом увеличении):

А) В.A. Моцарт. Рондо а-moll

В переосмыслении через данную трагическую фигуру и форма, и об­разная идея моцартовского рондо предстают как неразрешимо замкну­тое кольцо, что выразительно представляет кода, наглядно показываю­щая поглощение рефрена-сицилианы бушующими драматическими вол­нами фантазии и утверждение фатальности «кольца» на фоне галантного «завитка» группето: