М..19в6 С. 221.

Се

Глава 4

Следующие дозоры Чарокды; 123 г, Я. Ф. Шушерина, 125 г. Л. Дашкова и

Зывает дозора 125 г. (ЛЭАК. Вып. 35. С. 176). С. Б. Веселовский перечисляет

Г. Рукавова, 129 г. С. Яковлева и П. Иевлева ІВеселовский С. Б. Сошное пнсь-

ио, Т. 1. С. 55; си, также; Мюллер Р. Б. Указ. соч. С. 278-279),


 

198


 


 

Вклад чірносошных крестьян ѳ общегосударствеиный доход


 

Об описании Устьянских волостей 1564 /65 г известно из пе¬

реписной книги 1645 г. Однако сведение о нем содержится в ис¬

точниках более раннего времени. Как свидетельствуют приходные

книги Устюжской четверти 1620/21 и 1625/26 гг., Устьянские во¬

лости платили тогда по сотной грамоте с писцовых книг Ивана

Петровича Невежина и Петра Афонасьева 1564 / 65 г.�� В

1644 /45 г, дьяк Устюжской четверти Мина Грязев (он ведал ее с

1 марта 1644 до мая 1649 г.®®) докладывал о накопившейся с 1638

по 1645 г. недоимке денег за стрелецкие хлебные запасы. И царь

Михаил Федорович, «слушая выписки, указал в Устьянские воло¬

сти послать писцов с мерою� потому что в тех волостях писец был

в 73-м (1564/65) году, тому восемьдесят летИ� .

Таким образом, ценность приходных книг четвертей повыша¬

ется дополнительно за счет внутренне обусловленной связи их с

писцовыми книгами. Благодаря чему последние предстают в не¬

сколько ином качестве, ломая стереотипное исследовательское от¬

ношение к себе, и продолжают свою жизнь в источнике совершен¬

но другого рода,

 

 

Вклад престьян в государственную казну

Содержание государственных органов управления, принуж¬

дения, защиты требовало немалых средств и целиком было возло¬

жено на подвластное население.

Система налогообложения в широком понимании — тема,

давно исследуемая историками Единицы обложения, время и по¬

рядок их введения и смены, разнообразие налогов н повинностей

по видам, их классификация, группы податного населения, пла¬

тившие и свободные от их несения, способы раскладки и взимания

платежей, роль общинных властей в этом и др. �— на всех этих

вопросах прежде всего сосредоточивается внимание исследовате¬

лей. Названные сюжеты имеют самостоятельное значение, и пра¬

вомерно изучение как каждого из них, так и их сочетаний.

Хорошо известны фундаментальные работы по данной теме

А, С. Лаппо-Данилевского, П. Н. Милюкова, С. Б. Веселовского,

М. М. Богословского, Ю. В. Готье и др., касающиеся России в

 

Приходо-расходные книги московских приказа», С. 377; РГАДА. ф 137. Уствг

№ 9. Л.2Э0,

� Веселоёский С. Б. Льлкн н подъячие ХѴ-ХѴИ М.,1Э75. С. 138.

РГАДА. Ф, 137.Устюг. ЛЬ 104. Л.148.


 

целом и отдельных ее регионов®�. Их усилиями был введен в науч¬

ный оборот большой пласт источников, в особенности кадастровых,

на их основе поставлен и разрешен целый ряд вопросов налогооб¬

ложения. Интенсивно ведшиеся с 1960-х гг. исследования по соци¬

ально-экономической истории России, будь то изучение феодальной

вотчины как экономического комплекса или крестьянского хозяй¬

ства как низшей производственной ячейки в качестве самостоятель¬

ных тем либо в их соподчияенностн, не обходят проблем налогооб¬

ложения. В работах с большей или меньшей степенью подробности,

зависящей от поставленных авторами задач, затрагиваются вопро-

сы, относящиеся к государственной системе налогообложения. На¬

зовем, к примеру, вышедшие в 70-80-х гг. монографии Н. А. Гор¬

ской, Е Н. Баклановой, И. А, Булыгина, А. И. Копанева.

Е. И. Колычевой, А. Л. Шапиро, Л. Н. Вдовиной и др.®� Разно¬

стороннее изучение системы �налогообложения, выявление наиболее

разработанных и слабоиэученкых вопросов темы, постановка новых

задач, без сомнения, заслуживает отдельного историографического

исследования,

Разнообразные сюжеты данной проблемы характеризуются в

нашей историографии по преимуществу с точки зрения оценки тя¬

гот налогообложения для податного населения — сельского и го¬

родского. Выясняется степень фискального гнета, отмечается его

усиление. При всей бесспорной важности такого подхода — это

один аспект в исследовании большой темы. Другой, тесно связан¬

ный с первым, состоит в выяснении назначения, распределения и

использования поступавших "налоговых средств. Ему уделяется

' Ѵніічительно меньше внимания, а он заслуживает пристального рас¬

смотрения. Ведь распоряжение государственными доходами, их ис¬

пользование, организационные формы, в которЬ[е облекалось их

распределение, уже есть свидетельство эволюции политической си-

 

Лаппо-Дамйлевский А. С. Указ, соч.; Милюков Л. Н. Указ, соч.; Веселовс-

кий С. Б. Сошное письмо. Т. 1-2* М., 1915-1916; Боіославский М. М. Указ соч.

Т- 2; Готье Ю. В. Замосковный край ы XVII в. М.,19Э7.

См.: Бакланова Е. Я. Крестьянский двор и община; Горская Я. Л. Указ. соч.;

Булыіин И. А. Монастырские крестьяне России ь первой четверти XVIII в,

М.,1977: Анисшіов Е. В. Податная реформа Петра 1, Л.,1982; Коланев Л. И.

Крестьяне в XVII в.; Милое Л. В � Булгаков М. Б., Гзрскова И. М. Тенденции

аграрного развитии России первой половины XVII столетия. М.,1986; Воробь¬

ев В. М., Дегтярев А. Я. Русское феодальное землевладение от «смутного вре¬

мени» ло кануна петровских реформ. Л.,19Ѳ6; Колычева Е. И. Аграрный строй

России XVI 8 М.,іда7: Шапиро А. Л. Русское крестьянство перед закрепоще¬

нием (ХІѴ-ХѴІ вв.). Л.,1987; ВЗовина Л. И, Крестьянская община и монастырь

в Центральной России в первой половине ХѴІ[[ в. М.,і9&8; и др.


 

200


 

Глава 4


 

Вклад чермосошных крестьян ѳ обілегосударствснный дохол


 


 

стемы и самой государственной машины. Разносторонняя взаимо¬

связь вопросов, выявляемая этими аспектами, обнаруживается в

действии финансовой системы. Таким образом, финансовая систе¬

ма, понимаемая широко, история финансов вырисовывается как

комплексная проблема общественного строя.

Отчетливее всего финансовая организация государства выра¬

жена в бюджете. Собственно бюджетная роспись через приход

(доход) и расход денежных средств отражала две важнейшие

функции .феодального государства; отчуждение к присвоение

(распределение). При изучении каждой из них, и в особенности

второй, задачи могут и должны конкретизироваться и уточняться.

Центр тяжести при исследовании второй функции перемещается;

уже не податное население, как при первой, а сами феодалы и

обеспечение их нужд становится объектом изучения.

Бюджет — качественная ступень в развитии финансово-

налоговой системы. Он появился не вдруг, его становление дли¬

лось на протяжении значительного времени. Централизованный

государственный бюджет — это прежде всего общий финансовый

закон, утвержденный (что следует подчеркнуть) верхновной влас¬

тью и выраженный сметой доходов и расходов. Отличительная

черта бюджета — его единство. Бюджетная роспись охватывает

доходы и расходы всех без исключения ведомств страны, не до¬

пуская обособления сумм ни одним из них; для нее характерны

строгая финансовая дисциплина и обязательное расходование от¬

пущенных сумм в течение бюджетного года. Единство бюджета

неминуемо влечет за собой единство кассы, которое, в свою оче¬

редь, возвышает роль контроля, располагающего правом вмеша¬

тельства в финансовую деятельность любого из государственных

учреждений. Единый бюджет обязывает начальников ведомств строго

руководствоваться утвержденной номенклатурой расходов®� .

О едином бюджете в России можно говорить начиная с

1862 г-і а до того государственные сметы (и в первой половине

XIX в.) механически соединяли в себе сметы отдельных ведомств.

В течение всего ХѴИІ в. правительство пыталось составить обще¬

государственную роспись доходов и расходов. Однако, как заме¬

тил С. М. Троицкий, «правительство имело не единый государ¬


 

плекс бюджетов отдельных ведомств, дающих весьма общее пред¬

ставление о предполагаемых расходах.

Законодательное утверждение бюджета можно считать высшей

фазой в его становлении. Учитывая это обстоятельство, невполне

правомерно употреблять термин <бюджет» по отношению к дохо¬

дам и расходам государственных учреждений XVII, да и XVIII вв.

В России в XVII в. не существовало ведь центрального финансово-

гб'учреждения, а разнообразные финансовые дела были рассредо¬

точены в разных приказах и сочетались с административно-

управленческими и судебными. Отсутствовала и общая для всего

государства казна. Финансы не выделялись в самостоятельную от¬

расль государственного хозяйства. Поэтому к добюджетному пери¬

оду, вероятно, правильнее применять понятие -«смета#- или

♦роспись доходов и расходов».

Как известно, в литературе первой общей росписью доходов и

расходов центральных учреждений считается роспись 1680 г. Ее

краткое описание дал А, С. Лаппо-Данилевский, указавший, что она

представляла собой сводную ведомость доходов и расходов 32-х цен¬

тральных учреждений. Он назвал основные содержательные статьи

доходной и расходной частей, а также увязал роспись по системе ее

составления с более ранними сметами и предположил существова¬

ние до нее подобных документов. П. Н. Милюков считал роспись

1680 г. важным отправным моментом для финансовой деятельности

правительства ХѴПІ в. и подробно ее охарактеризовал. Он просле¬

дил слагаемые дохода (налоги, сборы, пошлины), преобразовал их

по принятым в бюджете рубрикам, обстоятельно разобрал статьи

расхода, превалирующей среди которых было содержание армии -

Естественно, что ученый вывел объем оклада и действительно по¬

ступавшие суммы текущего года®® . Предположение А, С. Лаппо-

Ланилевского подтвердил Н. П- Лихачев, опубликовавший роспись

доходов и расходов 1616 г., приложенную к 4речн> государева

дьяка, которую он держал в присутствии царя. Ученый отметил.

что документ не охватывает всех приказов, а сосредоточен лишь на

военных расходах. Доход включенных в роспись только семи при¬

казов составил 257579 руб.®�


ственный бюджет в современном понимании этого термина, а ком

Троицкий С. М. Финансовая политика русского абсолютизма в ХѴ[1І л.

Лаппо-Далилеасхий А- С. Указ. соч. С. 274-276; МилюковИ. Указ соч.


� Ск.: Логребинский А. П. Очерки нсгорин фннансоа лореюлюциокной России

(ХІХ-ХХ шш.). М,,1965. С. 59-61.