Простое рондо» у венских классиков

Главным структурным видом рондо у венских классиков является рондо-соната (см. далее), Но и «простое рондо» у этих композиторов входит в число основных музыкальных форм, включая такие знаменитые образцы, как финал бетховенской «Авроры» и Рондо a-moll для ф.-п. Моцарта.

В творчестве Гайдна, Моцарта, Бетховена (вторая половина XVIII — нач. XIX вв.) после «Бури и натиска» стиля Ф.Э.Баха форма рондо опять вступила в период эстетической регламентации. Но теперь, при вновь достигнутом высоком совершенстве архитектоники, она вместила в себя и разработочное развитие, и глубину контрастов, поистине классически-эталонное равновесие многообразия и единства.

Область применения рондо у венских классиков: финалы и медлен­ные части инструментальных циклов — сонат, камерных ансамблей, концертов, изредка — первые их части, также — некоторые пьесы под названием «Рондо».

К общим семантическим свойствам рондо венских классиков отно­сятся: тематика — жанровая, песенно-танцевальная, аффект — жизнера­достно-игровой в финалах, лирический — в медленных частях, с рито­рическими «рассуждениями» в связках, разработках. Композиционные особенности «простого рондо» таковы: стабилизация преобладающей 5-частной структуры со схемой АВАСА, с более крупными, чем у пред­шественников, составными разделами — простой двух- и трехчастной в рефрене, иногда в эпизодах, особенно в ЭП2, наличие связок, коды (вступления нехарактерны), архитектоническая выверенность, в част­ности, масштабное возрастание ЭП2 по сравнению с ЭП1.

Рефрен — в простой двухчастной форме (Бетховен, финал Скерцо из 10 сонаты для ф.п. G-dur), в простой трехчастной (Гайдн, финал 7(37) со­наты для ф.-п. D-dur [нумерация сонат Гайдна дана по изд.: Й. Гайдн. Избранные сонаты для ф.-п. Под ред. Л. Ройзмана. Вып. 1-3. М. 1965-1966], реже — в виде периода (Бетховен, финал 4 сонаты для скрип­ки a-moll). Иногда рефрену придаются черты рондо, то есть всей формы, образуется подобие уровней музыкальной формы ради художественного единства произведения: Бетховен, финал «Авроры» — период с чертами рондообразной формы. При повторениях рефрен может варьироваться, сокращаться: Моцарт, И ч. Es-dur 18 сонаты для ф.-п. К. 570 — простая трехчастная форма в первом проведении, простая двухчастная в послед­нем и период в среднем проведении.

ЭП1 содержит новую тему, вступает тональным сопоставлением, а структурно часто подобен середине простой формы. ЭП2 также содер­жит контрастную тему, побочную тональность, но кристалличен по струк-

туре, наподобие трио сложной трехчастной формы, то есть имеет форму простую двух- или трехчастную. Пример — Бетховен, финал Скерцо 10 сонаты для ф.-п, G-dur: ЭП1 — тонально неустойчивая середина, ЭП2 — простая трехчастная форма C-dur. Но ЭП1 может иметь и крис­таллическую структуру — простую двух- или трехчастную форму: Гайдн, финалы сонат для ф.-п. №7(37) D-dur и №9(19) D-dur. Пример ЭП2 в форме периода с вариационным повторением — Бетховен, финал 25 сонаты для ф.п. G-dur, тема C-dur. Во II ч. Adagio molto espressivo B-dur «Весенней»сонаты для скрипки Бетховена ЭП2 написан в своеобразной «форме фантазии», с характерными хроматическими и энгармоническими сопоставлениями звуков и тональностей: (B-dur) — a-moll — Ges-dur — fis-moll — D-dur — d-moll — B-dur.

Связки характерны от эпизодов к рефрену. Они предоставляют воз­можность оттенить устойчивые «кристаллы» основных разделов рондо («fest») свободно текущими построениями («locker»). Иногда на пути поисков рефрена в такой связке возникает игровой момент «ложной репризы», как например в финале бетховенской 10 сонаты для ф.-п. G-dur, где тема P. после ЭП2 C-dur вступает также в C-dur и лишь затем, после модуляционного мотивного развития, возобновляется в главной тональнос­ти — G-dur. В монументальном финале «Авроры» невиданной в истории величины достигли и связки: от ЭП1 к P. — 16 т., а от ЭП2 к P. — 92 т.!

Кода возникла в результате необходимости привести контрасты венско-классического рондо к эстетическому единству, а кроме того по­лучить еще одну возможность разработочного показа тематического ма­териала. Так, в упоминавшемся финале Скерцо из 10 сонаты Бетховена в связке к собственно коде сначала обыгрывается эффект «ложной реп­ризы», заимствованный из связки после ЭП2 C-dur, но теперь усилен­ный новым «обманным ходом» — вхождением в неродственный F-dur. В собственно коде на фоне моторной фигуры аккомпанемента обыгры­вается галантный мотив из ЭП2 C-dur (с лигой и стаккато), но на этот раз он закрепляется в главной тональности G-dur (микроэлемент сонат­ности). Типичные для рондовых код регистровые переброски и закреп­ляют игровой характер музыки, и обобщают ранее звучавшие регистры. В гигантском Рондо «Авроры» кода помимо нового сверканья темы реф­рена отражает и гармоническую красочность связки к последнему реф­рену (тональности As-f-Des); ее общая длительность — 141 такт!

В коде может присутствовать «кодовый рефрен», проводимый точно или с признаками заключительной функции, а иногда и дополнитель­ный «кодовый эпизод» — построение на новом тематическом материале, закрепляющее при этом главную тональность. Пример последнего — в финале 4 сонаты для скрипки Бетховена, 26 тт. в начале коды — энеричные фигурации и решительные аккорды в главной тональности a-moll.

Тональные планы в простом рондо венских классиков весьма разно­образны. Иногда они отвечают классическому тональному плану Т D S Т. (I ч. Сонаты для скрипки F-dur Моцарта К. 547: F-C-F-B-F), иногда имеют иные последовательности — T-P-T-V, S-T [P — тональная па­раллель, V, Varianta — одноименная тональность] (финалы 21 и 25 сонат

Бетховена). Введение в эпизоде одноименного лада, особенно минора, создает внутри рондо особенно рельефный контраст.

«Простые рондо», примененные Гайдномв некоторых финалах, — по характеру жизнерадостны, шутливы, наделены вариационностью реф­рена, кристалличностью формы всех эпизодов, подчеркнутой квадрат­ностью структур. Своеобразны тональные планы — с использованием одноименной тональности в первом ЭП и доминантовой — в последнем. Число частей — 5, 7. Схема формы финала 7(37) сонаты для ф.-п. D-dur такова:

А В А С А1
пр.3ч.ф. пр.2ч.ф. пр.3ч.ф. пр.3ч.ф. пр.3ч.ф.
D d D G D

Аналогичная 5-частная структура — в финале 9(19) сонаты. 7-частная форма финала Рондо из Кассации F-dur для камерного состава имеет следующую схему:

А В А С А D А1 Кода
пр.2ч.ф. пр.3ч.ф. пр.2ч.ф. пр.2ч.ф. пр.2ч.ф. пр.2ч.ф. пр.2ч.ф.  
F d F В F С F F

Для Моцарта особенно типичны лирические рондо, примененные им в медленных частях: вторые части 20 и 24 фортепианных концертов, «Маленькой ночной серенады», 18 сонаты для ф.-п B-dur К. 570, I ч сонаты для скрипки F-dur К. 547, из отдельных пьес — в Рондо a-moll. Характерно жанровое название «Романс», избранное Моцартом для мед­ленных частей 20 концерта и «Маленькой ночной серенады».

Строение 5-частного рондо во И ч. Allegretto Es-dur из 24 концерта c-moll таково

А В Св. А С Св. А Кода
пр.3ч.ф. пр.2ч.ф.   период пр.2ч.ф.   пр.3ч.ф.  
Es с   Es As   Es Es

Рефрен носит ариозный характер; в середине его обращает на себя

внимание синкопированный мотив: