Вклад черносошных крестьян в общегосударственный доход
Глава 4
Пихтусова, что брал в первой побор по мирскому приговору ... У
Щихся прихода и говорящих об имеющихся в наличии у старосты
Расходная книга сольвы не годеного старосты Роспуты Пихту-
Боты, то фиксировались оплата этих работ и их исполнители.
Ших при покупке и доставке купленного по назначению; если на
И для кого — воеводы, подьячих, на мирские нужды, для тюрьмы
Дукты или изделия, их количество и цена, у кого они приобретены
Дения названных книг в принципе одинакова. Траты записывались
Старост, либо специально уполномоченных на то целовальников
Другими словамн, ведение книг входило в обязанность либо самих
Ние из имеющихся в архиве. При первом знакомстве с книгами
В работе использованы подлинные приходные и расходные
Ный дневник жизни крестьянской волости.
Вых деталей- Он аттестовал книги целовальников как лсвоеобраз-
Сударственной администрации, в особенности в связи с взиманием
Ского у., раскрывающую ее повседиевиую жизнь, опубликовал в
свое время А. А- Преображенский. Кнкіу в 1674/75 г. вел цело-
Там же. С. 84-120.
Там же. С, 237.
Бакланова [Швейковская] Е. И. Приходо-расходные книги мирских старсст
монастырской вогчнны конца XVII в. как исторический источник //Материалы
XV сессии симпозиума по проблемам аграрной истории СССР, Вып. 1; она же
Крестьянский двор и обшніЕа на русском Севере, Коней XVII — начало XVIII в
М-.1976. С. 104-105, 139-144.
АЮБ Т. ГІІ С. 198-23Г
Боіословский М. М. Указ, соч, Т. 2. С, 283-284.
См.: Кинги московских приказов в фондах ЦГАДА. Опись. М.,1972. С. 89-92
97-98. 137-138, 244-246, 256-261, 278-282.
вальник Совьевской вол. Ученый справедливо писал, что матери¬
ал расходной книги с наглядностью представляет будничные заня¬
тия земских властей, механизм их взаимоотношений с чинами го¬
налогов, отметил также разнообразие сведений книг, обилие быто¬
книги второй половины ХѴП в., составленные во всеуездных ми¬
рах Сольвычегодска, Устюга Великого и Тотьмы� . Причем выб¬
раны книги по каждому из городов хронологически наиболее ран¬
становится ясно, что их вели разные должностные лица: расход¬
ные книги 1653/54 г. Сольвычегодска ружный староста Роспута
Пихтусов и 1666/67 г Устюга — земские денежные сборшики
Аврам Ильин и Афанасий Ключарев� а приходные и расходные
книги 1675/76 г Тотьмы — земский староста Иван Спасский.
денежного сбора или, проще, — денежных сборщиков. Форма ве¬
в течение года по месяцам и числам, назывались купленные про¬
и т. д., причем указывались имена мирских людей, присутствовав¬
воеводском, подьяческом дворах или в каких-нибудь других мес¬
тах делались огородные, ремонтные или мелкие строительные ра¬
сова отличается от книг устюжской и тотемской большой обстоя*
тельностью. Во-первых, ее предваряет несколько записей, касаю¬
денег: 4В приходе у ружного старосты у Роспуты Максимова
� Преображтский А. Л. Раскоднан книга земского целовальннка Совьевской воло¬
сти Вятского уеада 1�4-1675 //АЕ за 1966 г. М-,1968. С. 408, 409. Материал
книги использовал А. И. Копанев. См,: Крктьіжсв XVII в. С. 212-226.
РГАДА. Ф. 137. Сольвычегчдск. 23-6; Устюг, № 164. Книгу использовал
Ю А. Тихонов. См.: Мерзон Л. Д.. Гшгомов Ю. Л, Указ, соч. С, 2-395; РГАДА.
Ф 137. Тотьма. 61а. 70; Оп. 2. № 179.
186
1Ѳ7
него ж старосты в приходе в другой побор, что брал по мирскому
приговору на земской всякой нирской расход ... У него же Рос-
путы в приходе ...» (далее следуют еще пять подобных эапи-
сей)�� - Таких указаний нет в расходных книгах устюжского и то-
темского старост. Во-вторых, староста Роспута группирует записи
своей книги по «тематическим» рубрикам, а внутри — ведет их
по календарной хронологии. Каждый такой раздел книги имеет
свой заголовок и начинается с нового листа: «Росход съезжие из¬
бы подьячим и земскому дьячку и счетным дьяком от счету» или
«Росход всякой земьской и к Василью Петровичу Отяеву» или
«Росход таможенным приставом и покупка и поделка и милосты¬
ня в тюрьму и в богадельню» и, главное, «Расход к воеводе Пет¬
ру Никитичю Веснину и подносы хлебом и колачами н мясом и
рыбою и к столам деньгами и по приговорам»�® . Вот эти-то тра¬
ты, столь подробно и колоритно, с современной точки зрения,
обозначенные старостой Роспутой, превалируют в расходных кни¬
гах, Задержусь еще на приходных книгах тотемского старосты И.
Спасского. Называя себя книгами, что следует из их заголовков
«Книга приемная земского старосты Ивана Афонасьева сына
Спасского на 184-й (1675/76) год другого побору по осми рублев
с сошки»�' , они представляют собой тетради, составлявшиеся для
приема каждого из поборов. Сохранилось три такие тетради на
четыре побора: второй, как следует из приведенного только что
заглавия, третий и четвертый, находящиеся в одной тетради�® , и
седьмой, который также означен в заглавии, Тетрадь, содержащая
два побора, не имеет заглавного листа, подобного тетрадям с за¬
писями второго и седьмого сборов. Лист утрачен, судя по удосто-
верительной собственноручной записи И. Спасского, которая на
чинается с части слога (зе]мъ[ской]. Все тетради имеют по листам
скрепы, основной же текст всех приходных книг написан одним
почерком, беглым и размашистым, я бы сказала, профессиональ¬
но-писарским. Книги велись в соответствии с административным
делением уезда — посад и волости, причем записи по каждой из
волостей начинаются с отдельного листа. Для каждой волости
обозначены размеры оклада в сошках и рублях: «С Тотьмы с по¬
саду с полуторы сошки 12 рублей»; чС волости с Окологородья с
полуторы сошки 12 рублей». Под такими посошно-денежными по-
РГАДА, Ф, 137. Сольвычегодск. М» 23-6, Л. 3-4 об.