Вклад черносошных крестьян в общегосударственный доход

Глава 4

Пихтусова, что брал в первой побор по мирскому приговору ... У

Щихся прихода и говорящих об имеющихся в наличии у старосты

Расходная книга сольвы не годеного старосты Роспуты Пихту-

Боты, то фиксировались оплата этих работ и их исполнители.

Ших при покупке и доставке купленного по назначению; если на

И для кого — воеводы, подьячих, на мирские нужды, для тюрьмы

Дукты или изделия, их количество и цена, у кого они приобретены

Дения названных книг в принципе одинакова. Траты записывались

Старост, либо специально уполномоченных на то целовальников

Другими словамн, ведение книг входило в обязанность либо самих

Ние из имеющихся в архиве. При первом знакомстве с книгами

В работе использованы подлинные приходные и расходные

Ный дневник жизни крестьянской волости.

Вых деталей- Он аттестовал книги целовальников как лсвоеобраз-

Сударственной администрации, в особенности в связи с взиманием

Ского у., раскрывающую ее повседиевиую жизнь, опубликовал в

свое время А. А- Преображенский. Кнкіу в 1674/75 г. вел цело-

 

Там же. С. 84-120.

Там же. С, 237.

Бакланова [Швейковская] Е. И. Приходо-расходные книги мирских старсст

монастырской вогчнны конца XVII в. как исторический источник //Материалы

XV сессии симпозиума по проблемам аграрной истории СССР, Вып. 1; она же

Крестьянский двор и обшніЕа на русском Севере, Коней XVII — начало XVIII в

М-.1976. С. 104-105, 139-144.

АЮБ Т. ГІІ С. 198-23Г

Боіословский М. М. Указ, соч, Т. 2. С, 283-284.

См.: Кинги московских приказов в фондах ЦГАДА. Опись. М.,1972. С. 89-92

97-98. 137-138, 244-246, 256-261, 278-282.


 

вальник Совьевской вол. Ученый справедливо писал, что матери¬

ал расходной книги с наглядностью представляет будничные заня¬

тия земских властей, механизм их взаимоотношений с чинами го¬

налогов, отметил также разнообразие сведений книг, обилие быто¬

книги второй половины ХѴП в., составленные во всеуездных ми¬

рах Сольвычегодска, Устюга Великого и Тотьмы� . Причем выб¬

раны книги по каждому из городов хронологически наиболее ран¬

становится ясно, что их вели разные должностные лица: расход¬

ные книги 1653/54 г. Сольвычегодска ружный староста Роспута

Пихтусов и 1666/67 г Устюга — земские денежные сборшики

Аврам Ильин и Афанасий Ключарев� а приходные и расходные

книги 1675/76 г Тотьмы — земский староста Иван Спасский.

денежного сбора или, проще, — денежных сборщиков. Форма ве¬

в течение года по месяцам и числам, назывались купленные про¬

и т. д., причем указывались имена мирских людей, присутствовав¬

воеводском, подьяческом дворах или в каких-нибудь других мес¬

тах делались огородные, ремонтные или мелкие строительные ра¬

сова отличается от книг устюжской и тотемской большой обстоя*

тельностью. Во-первых, ее предваряет несколько записей, касаю¬

денег: 4В приходе у ружного старосты у Роспуты Максимова

 

� Преображтский А. Л. Раскоднан книга земского целовальннка Совьевской воло¬

сти Вятского уеада 1�4-1675 //АЕ за 1966 г. М-,1968. С. 408, 409. Материал

книги использовал А. И. Копанев. См,: Крктьіжсв XVII в. С. 212-226.

РГАДА. Ф. 137. Сольвычегчдск. 23-6; Устюг, № 164. Книгу использовал

Ю А. Тихонов. См.: Мерзон Л. Д.. Гшгомов Ю. Л, Указ, соч. С, 2-395; РГАДА.

Ф 137. Тотьма. 61а. 70; Оп. 2. № 179.


 

186


 


 


 

1Ѳ7


 

него ж старосты в приходе в другой побор, что брал по мирскому

приговору на земской всякой нирской расход ... У него же Рос-

путы в приходе ...» (далее следуют еще пять подобных эапи-

сей)�� - Таких указаний нет в расходных книгах устюжского и то-

темского старост. Во-вторых, староста Роспута группирует записи

своей книги по «тематическим» рубрикам, а внутри — ведет их

по календарной хронологии. Каждый такой раздел книги имеет

свой заголовок и начинается с нового листа: «Росход съезжие из¬

бы подьячим и земскому дьячку и счетным дьяком от счету» или

«Росход всякой земьской и к Василью Петровичу Отяеву» или

«Росход таможенным приставом и покупка и поделка и милосты¬

ня в тюрьму и в богадельню» и, главное, «Расход к воеводе Пет¬

ру Никитичю Веснину и подносы хлебом и колачами н мясом и

рыбою и к столам деньгами и по приговорам»�® . Вот эти-то тра¬

ты, столь подробно и колоритно, с современной точки зрения,

обозначенные старостой Роспутой, превалируют в расходных кни¬

гах, Задержусь еще на приходных книгах тотемского старосты И.

Спасского. Называя себя книгами, что следует из их заголовков

«Книга приемная земского старосты Ивана Афонасьева сына

Спасского на 184-й (1675/76) год другого побору по осми рублев

с сошки»�' , они представляют собой тетради, составлявшиеся для

приема каждого из поборов. Сохранилось три такие тетради на

четыре побора: второй, как следует из приведенного только что

заглавия, третий и четвертый, находящиеся в одной тетради�® , и

седьмой, который также означен в заглавии, Тетрадь, содержащая

два побора, не имеет заглавного листа, подобного тетрадям с за¬

писями второго и седьмого сборов. Лист утрачен, судя по удосто-

верительной собственноручной записи И. Спасского, которая на

чинается с части слога (зе]мъ[ской]. Все тетради имеют по листам

скрепы, основной же текст всех приходных книг написан одним

почерком, беглым и размашистым, я бы сказала, профессиональ¬

но-писарским. Книги велись в соответствии с административным

делением уезда — посад и волости, причем записи по каждой из

волостей начинаются с отдельного листа. Для каждой волости

обозначены размеры оклада в сошках и рублях: «С Тотьмы с по¬

саду с полуторы сошки 12 рублей»; чС волости с Окологородья с

полуторы сошки 12 рублей». Под такими посошно-денежными по-

 

РГАДА, Ф, 137. Сольвычегодск. М» 23-6, Л. 3-4 об.