Канию и ссуде пожилого в соответствии с кормами Судебника

Поведных лет, а лишь прекращения денежных операций по взыс

Ты пожилого. Отсутствие в книгах сведений после марта 1580 г. о

Жали и перемены в составе населения. В них поэтому не могли

Расходных книг Иосифо-Волоколамского монастыря. Он полагал,

Попытался дать свою оценку показаний тех же самых приходо-

Прекращения крестьянского выхода Р. Г Скрьшников, который

Критически отнесся к заключению Б. Д. Грекова о времени

Разрозненные факты по другим монастырям. Материал приходо-

Содержащиеся в них, позволяют уверенно трактовать аналогичные

Освещенный документами; а многочисленные данные о выходах,

В том. что они сохранились за значительный период XVI в., плохо

Руках, на оплату выхода. Ученый видел ценность расходных книг

Ны, затраты монастыря, заинтересованного в крестьянских рабочих

О крестьянском отказе. Приходные и расходные книги, по мнению

Ких выходах, сопоставляя их с действием правил Судебника 1550 г.

Фо-Волоколамского монастыря способствовали их дальнейшему

Нием великих князей. Он считал, что приходо-расходные кмкги

Экономической и политической истории России. М. Н. Тихомиров в

Их начали использовать для освещения многих сторон социально-

Стырским приходным и расходным книгам XVI — начала XVII в.

Приспособление Софийского двора к конкретным условиям, изме-

Рушенного новгородской политикой Ивана IV, и времени после

Ственно-правовой статус и другие вопросы исследовал Б, Д. Греков

по приходо-расходным книгам на протяжении длительного перио¬

да: середины XVI в. — времени устойчивого хозяйства вотчины,

конца столетия, обозначившего некоторый подъем хозяйства, раз¬

Смуть[ и особенно второй половины XVII в. Ученый проследил

кекия в правовом и материальном положении его работников, при¬

обретение Домом черт вотчинника «со всеми существенными при¬

знаками крепостных отношений»�,

В конце 30-х гг. обозначился явный интерес историков к мона¬

статье «Монастырь-вотчинник XVI в.», написанной в 1937 г., обра¬

тился к книгам 80-90-х гг. XVI в. крупнейшего из российских мона¬

стырей, Иосифо-Волоколамского, пользовавшегося благорасположе¬

(вкупе с вкладными) ярко рисуют «лицо древнерусского монастыря»

и состав его вкладчиков, а земельные приобретения отражают пери¬

петии внутриполитической борьбы. По сведениям книг ученый оха¬

рактеризовал виды повинностей (барщину, натурально-денежный об¬

рок, мелкие поборы) и их объем, разные категории зависимого насе¬

ления и их участие в несении повинностей и сборов* .

Публикации в 1936 и 1939 гг, приходо-расходных книг Иоси¬

� РИБ. Т. 2, Э7.

�Греков Б, Д. Очерки по истории Новгородского Софийского Дома ХѴІ-ХѴІІ ьь

//ЛЗАК. Вып. 33. Л., 1926. С. 213-214. 210, 263, 282, 2в9. 301.

� Там же. С. 332.

® Тихомиров М. Н. Монастырь-вотчинник ХѴГ в. //Тихомиров М. И. Российское

государство ХѴ-ХѴІ вв. М..1973. С. 138-140.


 

изучению® .БД. Греков привел сведения книг XVI в. о крестьянс¬

ученого, с большой наглядностью рисуют передвижения крестьян:

их уходы и возвращения в монастырь, перемещения внутри вотчи¬

расходных книг убедил Б. Д. Грекова в том, что 1580 г. был после¬

дним годом крестьянских переходов'".

что книги как документы финансового назначения неполно отра¬

попасть крестьяне, покинувшие монастырскую вотчину без упла¬

крестьянских выходах он считал свидетельством не введения за¬