Канию и ссуде пожилого в соответствии с кормами Судебника
Поведных лет, а лишь прекращения денежных операций по взыс
Ты пожилого. Отсутствие в книгах сведений после марта 1580 г. о
Жали и перемены в составе населения. В них поэтому не могли
Расходных книг Иосифо-Волоколамского монастыря. Он полагал,
Попытался дать свою оценку показаний тех же самых приходо-
Прекращения крестьянского выхода Р. Г Скрьшников, который
Критически отнесся к заключению Б. Д. Грекова о времени
Разрозненные факты по другим монастырям. Материал приходо-
Содержащиеся в них, позволяют уверенно трактовать аналогичные
Освещенный документами; а многочисленные данные о выходах,
В том. что они сохранились за значительный период XVI в., плохо
Руках, на оплату выхода. Ученый видел ценность расходных книг
Ны, затраты монастыря, заинтересованного в крестьянских рабочих
О крестьянском отказе. Приходные и расходные книги, по мнению
Ких выходах, сопоставляя их с действием правил Судебника 1550 г.
Фо-Волоколамского монастыря способствовали их дальнейшему
Нием великих князей. Он считал, что приходо-расходные кмкги
Экономической и политической истории России. М. Н. Тихомиров в
Их начали использовать для освещения многих сторон социально-
Стырским приходным и расходным книгам XVI — начала XVII в.
Приспособление Софийского двора к конкретным условиям, изме-
Рушенного новгородской политикой Ивана IV, и времени после
Ственно-правовой статус и другие вопросы исследовал Б, Д. Греков
по приходо-расходным книгам на протяжении длительного перио¬
да: середины XVI в. — времени устойчивого хозяйства вотчины,
конца столетия, обозначившего некоторый подъем хозяйства, раз¬
Смуть[ и особенно второй половины XVII в. Ученый проследил
кекия в правовом и материальном положении его работников, при¬
обретение Домом черт вотчинника «со всеми существенными при¬
знаками крепостных отношений»�,
В конце 30-х гг. обозначился явный интерес историков к мона¬
статье «Монастырь-вотчинник XVI в.», написанной в 1937 г., обра¬
тился к книгам 80-90-х гг. XVI в. крупнейшего из российских мона¬
стырей, Иосифо-Волоколамского, пользовавшегося благорасположе¬
(вкупе с вкладными) ярко рисуют «лицо древнерусского монастыря»
и состав его вкладчиков, а земельные приобретения отражают пери¬
петии внутриполитической борьбы. По сведениям книг ученый оха¬
рактеризовал виды повинностей (барщину, натурально-денежный об¬
рок, мелкие поборы) и их объем, разные категории зависимого насе¬
ления и их участие в несении повинностей и сборов* .
Публикации в 1936 и 1939 гг, приходо-расходных книг Иоси¬
� РИБ. Т. 2, Э7.
�Греков Б, Д. Очерки по истории Новгородского Софийского Дома ХѴІ-ХѴІІ ьь
//ЛЗАК. Вып. 33. Л., 1926. С. 213-214. 210, 263, 282, 2в9. 301.
� Там же. С. 332.
® Тихомиров М. Н. Монастырь-вотчинник ХѴГ в. //Тихомиров М. И. Российское
государство ХѴ-ХѴІ вв. М..1973. С. 138-140.
изучению® .БД. Греков привел сведения книг XVI в. о крестьянс¬
ученого, с большой наглядностью рисуют передвижения крестьян:
их уходы и возвращения в монастырь, перемещения внутри вотчи¬
расходных книг убедил Б. Д. Грекова в том, что 1580 г. был после¬
дним годом крестьянских переходов'".
что книги как документы финансового назначения неполно отра¬
попасть крестьяне, покинувшие монастырскую вотчину без упла¬
крестьянских выходах он считал свидетельством не введения за¬