А) Ф.Э. Бах. Рондо B-dur

Примечательно появление рефрена после ЭП3: в нем пропущен 1-й период (композиционный эллипсис), середине придана функция пере­хода к репризе рефрена в c-moll

Ф.Э. Бах. Рондо B-dur

Далее следует одна из самых вольных гармонических фантазий Ф.Э. Баха: после закрепления c-moll он пишет связку, подводящую к реф­рену в E-dur, — на тритон от главной тональности:

Ф.Э. Бах. Рондо B-dur

Рефрен после ЭП5 при помощи эллипсиса сокращается еще больше: 4 т. — середина-связка и 4 т. — реприза как одно предложение (d-moll). ЭП6 содержит внутри себя еще более обширный фантазийный раздел (25 т.), развивающий материал ЭП3. Основательный предыкт в конце его готовит (словно сонатную репризу) вступление рефрена в главной то­нальности B-dur. И здесь, после достижения «твердого берега» формы, композитор делает «лирическое отступление» по всем правилам ритори­ки: пускается в пространное темпово свободное речитативное «рассуж­дение», не имеющее прямого отношения к достигнутому моменту фор­мы; одновременно дается и вариация начального периода:

Ф.Э. Бах. Рондо B-dur

Сонатный принцип поддерживает ЭП7, в котором происходит транс­позиция певучей ПП2 в тональность, одноименную к главной, — b-moll.

Заключительное проведение рефрена сопровождается особенно зна­чительным ораторским «рассуждением», образующим как бы сольную виртуозную каденцию (без тактовой черты) в этой клавирной пьесе:

Ф.Э. Бах. Рондо B-dur

Музыкальная речь Ф.Э. Баха буквально усеяна риторическими фи­гурами. Одни незаметно сливаются с закономерными мелодико-гармо­ническими оборотами, другие демонстративно нарушают течение музы­кальной мысли. Примерами последних являются окончания некоторых произведений на неустойчивой гармонии, без конца (абрупция). Случай экстравагантной апокопы (пропуск окончания мелодии при сохранении баса) — в заключительном кадансе Рондо E-dur (1781):