А) Ф.Э. Бах. Рондо B-dur
Примечательно появление рефрена после ЭП3: в нем пропущен 1-й период (композиционный эллипсис), середине придана функция перехода к репризе рефрена в c-moll
Ф.Э. Бах. Рондо B-dur
Далее следует одна из самых вольных гармонических фантазий Ф.Э. Баха: после закрепления c-moll он пишет связку, подводящую к рефрену в E-dur, — на тритон от главной тональности:
Ф.Э. Бах. Рондо B-dur
Рефрен после ЭП5 при помощи эллипсиса сокращается еще больше: 4 т. — середина-связка и 4 т. — реприза как одно предложение (d-moll). ЭП6 содержит внутри себя еще более обширный фантазийный раздел (25 т.), развивающий материал ЭП3. Основательный предыкт в конце его готовит (словно сонатную репризу) вступление рефрена в главной тональности B-dur. И здесь, после достижения «твердого берега» формы, композитор делает «лирическое отступление» по всем правилам риторики: пускается в пространное темпово свободное речитативное «рассуждение», не имеющее прямого отношения к достигнутому моменту формы; одновременно дается и вариация начального периода:
Ф.Э. Бах. Рондо B-dur
Сонатный принцип поддерживает ЭП7, в котором происходит транспозиция певучей ПП2 в тональность, одноименную к главной, — b-moll.
Заключительное проведение рефрена сопровождается особенно значительным ораторским «рассуждением», образующим как бы сольную виртуозную каденцию (без тактовой черты) в этой клавирной пьесе:
Ф.Э. Бах. Рондо B-dur
Музыкальная речь Ф.Э. Баха буквально усеяна риторическими фигурами. Одни незаметно сливаются с закономерными мелодико-гармоническими оборотами, другие демонстративно нарушают течение музыкальной мысли. Примерами последних являются окончания некоторых произведений на неустойчивой гармонии, без конца (абрупция). Случай экстравагантной апокопы (пропуск окончания мелодии при сохранении баса) — в заключительном кадансе Рондо E-dur (1781):