Рондо Ф.Э. Баха

Эстетика Ф.Э. Баха, выразившаяся в его рондо, — прямо противо­положна галантной классицистской уравновешенности французских клавесинистов, — она созвучна течению «Sturm und Drang» («Буря и на­тиск»). Взорвав стройную гармоничность формы предшественников, Ф.Э. Бах внес в этот жанр необузданную фантазийность, танцевально-песенный и скерцозный тематизм, прослоил горячей эмоциональной авторской речью, активно используя приемы риторики (речитативную декламационность, риторические фигуры). Фантазийность он унаследо­вал от отца, И.С. Баха, довел ее до вершины свободы в своих собствен­ных клавирных фантазиях и передал ее, вместе с высокой аффектностью музыки, ораторскими речитативами и некоторыми фигурами творчеству Гайдна, Моцарта, Бетховена, на которых оказал непосредственное влияние.

Отличительные черты рондо Ф.Э. Баха составляют: транспозиция рефрена в его средних проведениях, порой в неродственные тональнос­ти, вплоть до тритоновой; неупорядоченность пропорций частей и то­нального плана целого; яркая контрастность между частями, также и внутри них; форма рефрена — часто период, который может тут же ва­риационно повторяться; активные изменения рефрена в дальнейшем — сокращение, расширение, разработка; построение эпизодов на фанта­зийном, пассажном материале, иногда с отменой тактовых черт; много-

частность (например, в Рондо B-dur — 15 частей). Жанровый облик рефренов различен: то чувствительная кантилена, то игровое скерцо. Благодаря транспозиции рефрена и тем эпизодов рондо Ф.Э. Баха взаимодействует и с концертной формой барокко и с сонатной формой. Ярким образцом разбираемой формы может выступить Рондо B-dur для клавира. Приведем общую схему этой 15-частной композиции (P — рефрен, ЭП — эпизод):

P ЭП1 P ЭП2 P ЭП3 P ЭП4
8+4+8 8 + 8 4 + 8
3 ч. ф.   период   период   Св.  
В с-В F b-es Es с с c-Е
(ГП)   (ПП1)     (ПП2)    
P ЭП5 P ЭП6 P, P1 ЭП7 P  
  (эп2)       (эп3,4)    
4 + 4 8 + 25 8, 23 8+6+14+19  
E а d d-B В, В b В  
        (ГП)   (ПП2)  

Рефрен построен трехчастно, с внутренним контрастом между раз­машистым скерцо начального периода (а) и нежными «вздохами» мело­дии середины (б):

А) Ф.Э. Бах. Рондо B-dur

ЭП1 вносит свои контрасты, внешние и внутренние, после чего P, транспонированный в тональность доминанты (F-dur), приносит парал­лель с логикой барочного концерта и однотемной сонаты (ПП на теме ГП). ЭП3 выделяется звучанием развернутой лирической темы, вырас­тающей из «вздохов» середины P (а), по характеру напоминающей ти­пичную ПП, за которой по контрасту следует фантазийный фигура­ционный раздел (б):