Ции исторического развития и феодализма в России у
Ствительно очень выпукло представлены документами XVI вив
С. 62-63.
Сударства. Он довольно лаконично определил черные волости как
Общественно-экономических процессов, А. С. Лаппо-Данилевский
В соответствии со взглядом на государство, как катализатор
Кам, меняться своей землей, закладывать, отдавать в наем и даже
Ловского относительно землевладения северных общин, которые
Ковых воззрений народа, и стремление к равному распределению
Владельческих землях, право которых на землю ограничивалось
Ся только правом владения — черные общины, — и 2) общины на
Добно тому, как это происходило при образовании государства во
Община сделалась тяглойП, А. Соколовский отметил также тот
Вить факт существования поземельной общины в древней России
Там же С 35, 43
Там же С 19-24
' Чичерин Б.Опыты по истории русского права. М.,1858 С. 57.
� Чичерин Б. ИОбластные учреждения России ХѴЦ в. М., 1856 С 508
64
Глава 2
Имужественные отношения ѳ черносошной деревне
такими твердыми основаниями, которые ставят его вне сомне¬
ния*� . В развитии общины образованию государства и ♦по¬
явлению поместного землевладения»- ученый отводил важную
роль. Именно под действием этих обстоятельств ♦из свободной
момент, что государство для обеспечения собственных нужд долж¬
но было завладеть землей, которая и давала материальные сред¬
ства. <Право собственности на нее, — писал автор, — переходит
от общины к представителю государственной зласти — князю, по¬
многих других странах; крестьяне же сделались только владель¬
цами ее». Развитие государственных потребностей наложило на
общины обязанность ♦содержать служилых людей, что и было до¬
стигнуто раздачей черных земель в поместья и вотчины*. А этот
процесс привел к тому, что ♦вместо общин, владевших землей на
правах частной собственности, явились 1) общины, пользовавшие¬
исключительно пользованием#�� . Достойно внимания еще одно за¬
мечание ученого о том, что «перемены не изменили, однакож, ве¬
прав и обязанностей продолжало существовать во всей силе и вы¬
ражалось в той же форме*' . Справедливо и наблюдение П. А. Соко¬
предоставляли своим членам ♦полную свободу в распоряжении
доходом от земли*, ♦право делить на части, передавать наследни¬
отчуждать посредством дарения и продажи, с тем лишь подразу¬
меваемым условием, чтобы участок оставался во владении общины»® .
рассматривал образование общины, которая сложилась под воз¬
действием судебно-полицейской и финансовой зависимости от го¬
земли ♦государственные, не принадлежавшие князю на правах ча-
� Соколовскіш П. Л. Очерк истории сельской обшины на севере России. СПб..1877
� Там же. С. 119-120
' же. С. 120.
® Там же. С. 87
стной собственности*, а черных крестьян как «владельцев земли
государевой*, которые <тянут тягло и служат службы, в том чис¬
ле исправляют посоху*� . Именно тяглые интересы, которые дей¬
особенности XVII в., определяли «центр тяжести общинной жиз¬
ни* (от положения крестьянина в общине до возникновения орга¬
нов мирского самоуправления)�®
Большое самостоятельное место занимала община в концеп¬
Н. П. Павлова-Сильванского. Община, или мир, была той орга¬
низацией, которая обусловливала строй целого периода, от глубо¬
кой древности до XIII в. Для ХІЦ-ХѴІ вв., периода удельно-
феодального порядка, существовала община-волость, члены кото¬
рой ♦владели землей, как собственностью, с правом распоряже¬
ния*; такое частное землевладение сочеталось с общинным владе¬