Крестьянам-старожильцам были ведомы границы каждого лоскута
Леустройству представлял собой сложную мозаичную картину
Вали массив обрабатываемых земель, обеспечивая потребности
Крестьянское хозяйство в деревне, деревня в волости и все
Жизни составляли единую ткань мира крестьянской повседневности
Вековой период, такие отдельные факты, эпизоды крестьянской
Том селище бортник великого князя; а почал его... пахати Иван
Крестьянами в Юрьевском у. Обе стороны представили свидетелей
Лоцкий разбирал тяжбу Троице-Сергиева монастыря с черными
Ло которых, конечно, может быть увеличено.
АСЭИ Т. 2 299.
Там же 1630. № 85 Л. 1,5.
РГАДА. Ф. 141. Оп. 1. 1626. 45-1. Л. 34-35. 38-39. 58, 97.
С 102; АРГ. М 40
Там же. Т. 1. № 485
Была не пассивной, она была глубже просто осведомленности и
Ность крестьянских держаний, их перетасовку давностью в 20, 40,
Кий массив деревни.
Ла трудовая деятельность крестьян, прекрасно осведомленных о
Новенно как для черносошных, так и частнофеодальных крестьян
Ных черносошными крестьянами XVII в. Крестьяне говорят о своих
Длительное владение участками, переходившими из поколения
Через несколько лет.
Ясах, в которых располагалась Россия) и окупавшегося не сразу, а
Рактере земледельческого труда, требовавшего больщих затрат (в
Го выхода, то в XVII в. она проявлялась гораздо сильнее. И дело
заключалось не только в прикреплении крестьян, айв самом ха¬
особенности в тех естественно-географических и климатических по¬
в поколение, вырисовывается из сделок купли-продажи, заключен¬
деревенских держаниях как <о деда и отца моего» или «отца... бла¬
гословенье», «земля,,. прадеда моего»'®®. Один из сольвычегодс-
ких крестьян в 1631 г. владел участком в Ѵбвьгги, которая <от де¬
дов от наших и от отцов... шла», а была приобретена предками в
1591 г.'°' Хозяйствование двух-трех поколений крестьян на одном
участке (деревне), иногда в течение почти столетия, было обык¬
Потомственному держанию земли в немалой степени способствова¬
-вкладе каждого поколения и каждой семьи в общий земледельчес¬
Хранителями и носителями коллективной памяти были «люди
добрые старожильцы». Это крестьяне, помнившие принадлеж¬
50, 70 лет. И они не только «помнили», но в случае необходимос¬
ти подтверждали на суде. Компетентность таких крестьян, назы¬
вавшихся «знахори», в порядках владения и пользования землей
� Горский Л. Д. Указ. соч С 146; Алексеев Ю. Г. Аграрная и социальная исто¬
рия Северо-Восточной Руси ХѴ-ХѴІ вв. Переяславский уезд. М.;Л..1966
перерастала в «знание». Ограничусь одним ярким примером, чис¬
В конце 90-х гг. XV в, великокняжеский писец К. Г. Забо¬
— «знахорей», которым по очереди писец задавал один и тот же
вопрос «...чья то земля, на которой стоим?» Пятеро «знахорей»
монастырской стороны «помнили»; один — «за 80 лет», другой —
«за 60 лет», третий — 50, четвертый — 40 и пятый — «за 20
лет», что спорное селище было третьим полем той деревни, кото¬
рую монастырь приобрел по вкладу в 70-х гг. XV в. «Знахорь»
черных крестьян заявил; «Сказывал ми... дед мой, .,, что сидел на
Шило от Суздалского бою (после 1445 г. — Е. Ш. ), а ,. лет з
20, как манастырские пашут»'®�. Как видим, память крестьян
хранила отдельные эпизоды хозяйственной деятельности, переда¬
вавшиеся из поколения в поколение. Слагаясь за более чем полу¬
они совокупно в общине совместным трудом постепенно наращи¬
каждого самостоятельного хозяйства Такой массив по своему зем¬