Простая трехчастная с чертами других форм
Простая трехчастная форма может обнаруживать черты вокальных форм — куплетной, вариационной, рондообразной. Черты куплетности появляются при построении середины как транспозиции или мелодического варианта начального периода (Вальс D-dur из «Вольного стрелка» Вебера). Индивидуальный случай — в пьесе Шумана «Вечером» из «Фантастических пьес», где почти все разделы двойной трехчастной формы начинаются одинаковым оборотом — ges-f-es, наподобие строф-куплетов. Вариационностью пронизано развертывание формы Прелюдии D-dur ор. 23 №4 Рахманинова: 1-е предл. — тема, 2-е предл. — 1-я вариация, середина — 2-я, свободная вариация, реприза (одно предложение) — 3-я вариация. Рондообразными являются все трехчастные формы с повторе-
нием частей и особенно двойные, тройные, четверные трехчастные формы, так как начальная тема проводится не менее трех раз, чередуясь с иным материалом.
Зеркальная симметрия простой трехчастной формы дает импульс к привнесению в нее черт концентричности. Так, закругленной концентричностью Шуман наделяет пьесу «Fabel» из «Фантастических пьес», где тема периода складывается из двух ярко контрастных тем. Схема формы такова;
В XX в. концентрически выстроены некоторые средние части в циклах Веберна; пример — пьеса ор.6 №3 для оркестра, со структурой:
Несколько возможностей имеет простая трехчастная форма для внесения черт сонатности, признаком чего является транспозиция каких-либо тематических элементов из побочной тональности в главную. Один путь — транспозиция дополнения к периоду при его возвращении в репризе: Моцарт. Менуэт из Сонаты для ф.-п. A-dur (K.331), 8 тт. дополнения в экспозиции в E-dur, в репризе — в A-dur. Другой путь — транспозиция мотивов середины в главную тональность в коде: Веберн, Пьеса для квартета ор.5 №3, в середине тема — от звука d, в коде — от g. Еще один путь — транспозиция середины в условиях двойной трехчастной формы: Скрябин. Этюд cis-moll ор.2, 1-я середина, с выразительной лирической (производной) темой — на D es-moll, 2-я середина — на D cis-moll.
Классические простые формы, будучи только двух- и трехчастными, содержат в себе структурные принципы всех других классических форм.