И. Брамс. Вариации на тему Гайдна
Пример функционального подобия репризы,осуществляемого кодой репризного типа, — в пьесе Шумана «Вечером», со структурой двойной трехчастной формы А В А В А1: последнее А1 по структуре — кода.
Пример структурно превышающей репризы,где вместо периода дается простая трехчастная форма, а вся структура становится «прогрессирующей трехчастной формой»(термин В. Цуккермана), — в ПП увертюры Чайковского «Ромео и Джульетта»: период — 8, середина — 20, реприза ABA - 8 + 14 + 8 (30 тт.).
Реприза простой трехчастной формы на новой теме(так наз. тональная реприза), со схемой формы ABC малохарактерна для классических инструментальных форм. Она принадлежит музыке вокальной, оперной и в инструментальную сферу попадает под ее влиянием, пример — «Песня без слов» g-moll №6 Мендельсона-Бартольди под названием «Песня венецианского гондольера». Замена темы в репризе восполняется ее напоминанием в коде; приводим начало главной и новую тему в репризе (период повторного строения g-moll):
А) Ф. Мендельсон-Бартольди. Песня венецианского гондольера
Рассредоточенная реприза стала особенностью в трактовке простой трехчастной формы у Дебюсси. Два совпадающих классических признака — проведение главной темы и утверждение главной тональности — здесь расщепляются. Так, в Прелюдии «Дельфийские танцовщицы» после автентического полукаданса в конце середины на участке репризы формы сначала следует утверждение главной тональности B-dur без главной темы, а затем мотивы главной темы следуют в кодовом изложении:
А) К. Дебюсси. Дельфийские танцовщицы
Аналогичный пример — в Прелюдии Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна».
Кода
Кода — заключительное построение, начинающееся нередко вторгающимся кадансом в главной тональности. Чаще всего в коде кратко резюмируется, а затем растворяется в общих формах движения (гаммообразные ходы, равномерная ритмика) главная или единственная тема произведения. Бывают коды на новом материале (Шопен, Мазурка As-dur ор.24 №3 — заключительное стихающее кружение на производной теме). Иногда в коде концентрируется полифоническое и гармоническое развитие тем: в обширной (23 тт.) коде Прелюдии d-moll Tempo di minuetto Рахманинова — контрапункт тем с участием канонической секвенции;
в коде медленной части 2 концерта Рахманинова в пышных красочных аккордах — новая гармонизация старинного нисходящего хода, лежащего в основе главной темы (фигураций). Своеобразны коды-фоны, без тем, — как в Ноктюрне Des-dur Шопена (15 тт.). Не все пьесы-миниатюры нуждаются в кодах; пример — «составная» Мазурка Шопена C-dur ор.33 №3, из двух тем с репризой da capo.