Двойная простая двухчастная форма
Двойная простая двухчастная формаобразуется путем повторения формы с тонально-гармоническими изменениями (транспозиция, изменение каданса). Такую форму, со сложным симфоническим развитием, имеет 1-я ч. II ч. Andantino in modo di canzona b-moll из 4 симфонии Чайковского. Две части простой двухчастной безрепризной формы соотносятся как сольный запев (период а а1) и хоровой припев (В), но в условиях драматической симфонии «припев» переходит в большую разработочную связку, меняющую направление модуляции при повторении формы: первоначально Des-dur — b-moll, 24 тт., вторично — Des-dur — F-dur, 16 тт. Схема такова:
Простая двухчастная форма может иметь существенные черты других музыкальных форм. Так, соединение двухчастной формы (с повторением частей) с орнаментальными вариациями на одно предложение периода (а) представляет собой II ч. Andante, un poco Adagio F-dur из Сонаты для ф.-п. Моцарта C-dur (К.309), что позволяет простой двухчастной форме составить самостоятельную часть цикла. Схема такова:
1 ч. | 1 ч. | 2 ч. | 2 ч. | |||||||
а | а | а1 | а2 | b | а3 | b | а4 | доп. | ||
+ | + | 12, | 12, | 12, | 3 тт. |
Соединением простой двухчастной с микроостинатной формой (на остинатный ритм) является тема «Болеро» Равеля, с двутактной микротемой у малого барабана. Такой же симбиоз форм осуществлен и в знаменитом Allegretto a-moll, II ч. 7 симфонии Бетховена. В теме для вариаций двухчастная форма с повторением 2-й ч. пронизана двутактной ритмо-темой
,
в которой композитор воспроизвел древнегреческий «адонический ритм», связанный с мифом об Адонисе и смерти-зиме.