Двойная простая двухчастная форма

Двойная простая двухчастная формаобразуется путем повторения формы с тонально-гармоническими изменениями (транспозиция, изме­нение каданса). Такую форму, со сложным симфоническим развитием, имеет 1-я ч. II ч. Andantino in modo di canzona b-moll из 4 симфонии Чайковского. Две части простой двухчастной безрепризной формы соот­носятся как сольный запев (период а а1) и хоровой припев (В), но в ус­ловиях драматической симфонии «припев» переходит в большую разра­боточную связку, меняющую направление модуляции при повторении формы: первоначально Des-dur — b-moll, 24 тт., вторично — Des-dur — F-dur, 16 тт. Схема такова:

 

Простая двухчастная форма может иметь существенные черты других музыкальных форм. Так, соединение двухчастной формы (с повторением частей) с орнаментальными вариациями на одно предложение периода (а) представляет собой II ч. Andante, un poco Adagio F-dur из Сонаты для ф.-п. Моцарта C-dur (К.309), что позволяет простой двухчастной форме составить самостоятельную часть цикла. Схема такова:

1 ч. 1 ч. 2 ч. 2 ч.
а   а а1   а2 b а3 b а4 доп.
+ + 12, 12, 12, 3 тт.

Соединением простой двухчастной с микроостинатной формой (на остинатный ритм) является тема «Болеро» Равеля, с двутактной мик­ротемой у малого барабана. Такой же симбиоз форм осуществлен и в зна­менитом Allegretto a-moll, II ч. 7 симфонии Бетховена. В теме для вариа­ций двухчастная форма с повторением 2-й ч. пронизана двутактной ритмо-темой

,

в которой композитор воспроизвел древнегреческий «адонический ритм», связанный с мифом об Адонисе и смерти-зиме.