Функции частей в музыкальной форме

Классические музыкальные формы имеют шесть основных функций частей и три типа изложения музыкальногоматериала. Шесть функций та­ковы: 1) вступительная, 2) экспозиционная, 3) связующая, 4) серединная, 5) репризная, 6) заключительная. Из них самостоятельные типы изложения имеют функции: 1) экспозиционная, 2) серединная, 3) заключительная.

Признаки экспозиционной функции(и типа изложения): полное или относительно полное изложение темы, господство одной тональ­ности, заключительный каданс. Признаки серединной функции(и типа изложения): дробное проведние темы или включение новой темы, то­нально-гармоническая неустойчивость, серединный каданс или предыкт в конце. Признаки заключительной функции(и типа изложения): фраг­ментарное проведение темы (тем), тонально-гармоническое кадансиро­вание, использование в типичных случаях функции S, усиление мелоди­ческой линеарности, применение регистровых сопоставлений. Признаки других функций частей — переменчивы. Вступительная функцияможет иметь окончание либо неустойчивое (как середина), либо устойчивое (как кода). Связующая функцияможет иметь черты середины, но с мо­ментом устойчивости в начале или в конце. Репризная функцияпо типу изложения может быть тождественной экспозиции, но может вмещать элементы разработки, коды.

Названные функции могут выступать в произведении как общиеиместные:общие функции действуют на крупном масштабном уровне, местные — на мелком. Одновременное действие разных общих и местных функций приводит к полифункциональности разделов музыкальной фор­мы. Пример — Вступление g-moll к опере «Евгений Онегин» Чайковского:

 

Разделы А и А1 — полифункциональны, сочетают экспозиционное из­ложение и сокращенное репризное возвращение темы с серединной гармо­нической неустойчивостью — опорой на D вместо Т. Гармония D Вступ­ления разрешается в Т g-moll с поднятием занавеса в начале I картины.

Б. Асафьев видел в музыкальной форме триаду функций — initium — movere — terminus (i : m : t); в школе Шенберга опорной была диада — fest — locker («твердо — рыхло»).

Период

Определение: период — форма изложения законченной или относи­тельно законченной музыкальной темы, завершенная кадансом.

Термин «период» идет от древнегреческой метрики и означает бук­вально «круговой ход»; период (или «система») — более крупный струк­турный уровень после метрических понятий «стопа», «колон». Термин применяется в риторике, грамматике, поэзии. Стройная метроритмика элементарного музыкального периода из двух предложений тождест­венна структуре классического четверостишия с перекрестной рифмой:

 

Семантикамузыкального периода имеет две стороны: понимание его как музыкальной мысли, законченной или относительно законченной (по немецкой традиции), и как формы, наделенной стройным равнове­сием предложений и всей метрической структуры (близко к француз­ской традиции).

Основное применениепериода — часть более крупной формы. Ос­новная функция — экспозиционная, дополнительные функции — неэкс­позиционные: репризная, в редких случаях — вступительная, серединная, заключительная. Период выступает и как самостоятельная музыкальная форма, начиная с эпохи романтизма XIX в., где появилась «эстетика фрагмента», сказавшаяся также и в возникновении кратчайших стихот­ворений (например, у Тютчева). В музыке традицию периода в качестве формы отдельного сочинения заложил Шопен в цикле своих Прелюдий. Она была продолжена в цикле фортепианных Прелюдий ор.11 и др. ми­ниатюрах Скрябина, в цикле «Мимолетностей» для ф.-п. Прокофьева.