Функции частей в музыкальной форме
Классические музыкальные формы имеют шесть основных функций частей и три типа изложения музыкальногоматериала. Шесть функций таковы: 1) вступительная, 2) экспозиционная, 3) связующая, 4) серединная, 5) репризная, 6) заключительная. Из них самостоятельные типы изложения имеют функции: 1) экспозиционная, 2) серединная, 3) заключительная.
Признаки экспозиционной функции(и типа изложения): полное или относительно полное изложение темы, господство одной тональности, заключительный каданс. Признаки серединной функции(и типа изложения): дробное проведние темы или включение новой темы, тонально-гармоническая неустойчивость, серединный каданс или предыкт в конце. Признаки заключительной функции(и типа изложения): фрагментарное проведение темы (тем), тонально-гармоническое кадансирование, использование в типичных случаях функции S, усиление мелодической линеарности, применение регистровых сопоставлений. Признаки других функций частей — переменчивы. Вступительная функцияможет иметь окончание либо неустойчивое (как середина), либо устойчивое (как кода). Связующая функцияможет иметь черты середины, но с моментом устойчивости в начале или в конце. Репризная функцияпо типу изложения может быть тождественной экспозиции, но может вмещать элементы разработки, коды.
Названные функции могут выступать в произведении как общиеиместные:общие функции действуют на крупном масштабном уровне, местные — на мелком. Одновременное действие разных общих и местных функций приводит к полифункциональности разделов музыкальной формы. Пример — Вступление g-moll к опере «Евгений Онегин» Чайковского:
Разделы А и А1 — полифункциональны, сочетают экспозиционное изложение и сокращенное репризное возвращение темы с серединной гармонической неустойчивостью — опорой на D вместо Т. Гармония D Вступления разрешается в Т g-moll с поднятием занавеса в начале I картины.
Б. Асафьев видел в музыкальной форме триаду функций — initium — movere — terminus (i : m : t); в школе Шенберга опорной была диада — fest — locker («твердо — рыхло»).
Период
Определение: период — форма изложения законченной или относительно законченной музыкальной темы, завершенная кадансом.
Термин «период» идет от древнегреческой метрики и означает буквально «круговой ход»; период (или «система») — более крупный структурный уровень после метрических понятий «стопа», «колон». Термин применяется в риторике, грамматике, поэзии. Стройная метроритмика элементарного музыкального периода из двух предложений тождественна структуре классического четверостишия с перекрестной рифмой:
Семантикамузыкального периода имеет две стороны: понимание его как музыкальной мысли, законченной или относительно законченной (по немецкой традиции), и как формы, наделенной стройным равновесием предложений и всей метрической структуры (близко к французской традиции).
Основное применениепериода — часть более крупной формы. Основная функция — экспозиционная, дополнительные функции — неэкспозиционные: репризная, в редких случаях — вступительная, серединная, заключительная. Период выступает и как самостоятельная музыкальная форма, начиная с эпохи романтизма XIX в., где появилась «эстетика фрагмента», сказавшаяся также и в возникновении кратчайших стихотворений (например, у Тютчева). В музыке традицию периода в качестве формы отдельного сочинения заложил Шопен в цикле своих Прелюдий. Она была продолжена в цикле фортепианных Прелюдий ор.11 и др. миниатюрах Скрябина, в цикле «Мимолетностей» для ф.-п. Прокофьева.