Собственно вокальные формы. Классификация
Собственно вокальные формы — те, что специфичны именно для вокальных жанров, хотя в особых случаях они могут переноситься в инструменальные жанры. По структуре они простираются от наиболее повторных до сквозных. Обе крайности связаны с присутствием слова: в куплетных формах сопровождение музыки меняющимся словесным текстом вносит необходимое разнообразие, в сквозных формах наличие текста объясняет логику непрерывных музыкальных смен. По этой причине среди классических форм инструментальной музыки нет ни куплетных, ни сквозных форм. Соответственно классификация собственно вокальных форм строится как следование от максимальной повторности в структуре до минимальной и ее отсутствия: 1) куплетная, 2) куплетно-вариационная и куплетно-вариантная, 3) запевно-припевная, 4) рефренная, 5) многочастная репризная и сквозная, 6) смешанные модулирующие формы. В основной ряд форм не включены две масштабные крайности — простая одночастная сквозная форма (она была показана как замещающая собой период — см. выше) и циклическая форма (примеры были упомянуты): первая из них составляет лишь раздел формы, вторая — последование нескольких самостоятельных форм. В отличие от классических инструментальных, вокальные формы могут иметь ненормативное число частей, быть не только 2-х- и 3-х-частными, но и 4-х-, 5-ти-, 6-ти-частными и т.д.
Между классифицированными собственно вокальными формами существуют взаимосвязи, встречаются различные промежуточные случаи, так как в истории музыкальных форм в отношении музыки с текстом не было единой, устоявшейся классификации.
Куплетная формахарактеризуется точным повторением музыкальной структуры, с новым поэтическим текстом. (Термин «строфическая форма» целесообразно применять к соответствующей структуре стиха.) Смена словесного текста избавляет куплетную форму от специфического эффекта остинатности, внося разнообразие в содержание произведения в целом. Изменение текста от куплета к куплету позволяет исполнителю вносить каждый раз новые выразительные оттенки. Известно, что Глинка настолько по-разному пел куплеты романса «В крови горит огонь желанья», что слушатели не замечали повторения той же музыки. Куплетная форма — простейшая из всех вокальных, применяемая в простейших песнях, романсах, с характерной выпиской в нотах одних только стихов, идущих после первой строфы. Количество куплетов — от 2-х до значительного их числа. Пример простейшей песни из двух совершенно одинаковых по музыке куплетов — «Колыбельная песня» Брамса на сл. Г. Шерера (схема — АА), где в началах куплетов оказывается даже один и тот же текст «Guten Abend, gut' Nacht!» B шубертовской песне «Ювелирный подмастерье» (Гете) короткий 8-тактовый куплет проводится 7 раз (схема ААААААА). В песенке Томского «Если б милые девицы» буквальность куплетного повтора, даже в партии оркестра, создает намеренное упрощение, оттеняющее основное трагическое действие «Пиковой дамы».
Куплетно-вариационная и куплетно-вариантная формы.Куплетно-вариационная форма предполагает при сохранении той же структуры либо орнаментальное варьирование в вокальной партии, либо фактурное, возможно и гармоническое варьирование в инструментальной партии. Пример первого случая — в «Соловье» Алябьева (Дельвиг), где во 2-м куплете сама мелодия расцвечивается скачками в высокий регистр, трелями, форшлагами. Ко второму случаю относятся вариации на выдержанную мелодию в вокальной и хоровой музыке: хоры Рассказ Головы, «Ах, ты свет, Людмила!» Глинки, песня Марфы «Исходила младешенька» из «Хованщины», хор «Поднялася с полуночи» из «Китежа», №7 «Гибель Фауста» (так наз. «танго смерти») из кантаты «История доктора Иоганна Фауста», №1 «Requiem aeternam» («Вечный покой») из Реквиема Шнитке.
Вариантность как метод развитияпредполагает сохранение целостности темы при новом распевании отдельных оборотов мелодии, с типичным расширением или сокращением ее структуры. В вариантной форме первое проведение темы считается 1-м вариантом. Среди примеров — трагичнейшие произведения вокальной музыки: «Двойник» Шуберта (на сл. Гейне: I куплет -10+10 т., II куплет - 9 + 9 т., III куплет -14 т.), романс Полины из «Пиковой дамы», «Трепак» из «Песен и плясок смерти» Мусоргского (на сл. Голенищева-Кутузова; 8 вариантных куплетов), №1 «Плач-вопрошение» из «Плачей» Денисова для сопрано, ударных и ф.-п. на русские народные тексты. В романсе Полины «Подруги милые» es-moll вариантная форма состоит из 3-х куплетов. Т.1-4 во всех куплетах одинаковы, а с т.5 следуют различные, все более экспрессивные, распевания мелодии: 32
в 1-м куплете — вершина es, всего 9 т.,
во 2-м куплете — вершина ges, всего 12 т.,
в 3-м куплете — вершина-кульминация as, всего 14 т.
В «Запечатленном ангеле» Щедрина на прозаический текст вариантную форму имеют №2 «Богосподь явися нам» и №8 «Да святится имя Твое» (в обоих случаях по 3 варианта — А1А2А3). Примеры вариантной формы у Шнитке — №4 «Tuba mirum» из Реквиема, №3 «Прощальный обед» из кантаты «Фауст», №2 «Собранье песен» из Хорового концерта на сл. Нарекаци.
Можно указать промежуточную форму — вариационно-вариантную в «Agnus Dei» («Агнец Божий») из Реквиема Верди, где в половине «куплетов» мелодия и структура сохраняются; вместо поэтических строф в куплетах повторяется один и тот же текст «Agnus Dei».