Контрастно-составная форма

Контрастно-составная форма (см. Гл.Х.3) отвечает природе вокаль­ных форм, благодаря контрасту использованных там текстов, их смыс­ловому и ритмическому несходству при непрерывности последования. По мнению открывателя этой формы Вл. Протопопова, зарождение ее относится ко времени возникновения оперы, и типичнейший образец в этом жанре — сочетание «речитатив — ария». Среди других типичных областей применения — светские и духовные оратории, жанры с кано­ническими текстами (месса, реквием), с незыблемыми контрастами об­разов смерти и воскресения, гнева и вечного света. Один из примеров — №7 «Libéra me» («Избави меня»), крупный заключительный номер из Реквиема Верди. Это — развернутая 4-частная контрастно-составная форма (ABCD) с кратким рефреном-псалмодией сопрано соло (r — в на­чале, конце и между С и D), с самостоятельными темпами, темами, тональностями:

r А В С г D r
Т.1 т.20 т.45 т.132 т.171 т.179 T.416
Речит. Moderato Allegro agitato Andante Речит. Allegro risoluto Речит.
c-moll c-moll g-moll b-moll ~ c-moll C-dur
  Период Сквоз. форма Период с доп. Реприза №1 Фуга  
         

Разделы формы идут на следующие тексты: r — «Избави меня, Гос­поди, от смерти вечной», А — «Трепещущий, готовлюсь я и убоюсь бла­гоговейно», В — «Тот день, день гнева», С — «Вечный покой» (реприза текста и музыки из №1 Реквиема), D — «Избави меня, Господи, от смер­ти вечной».

Циклы, циклические формы

Циклы, циклические формы присущи, вокальной музыке, но они иные, чем в инструментальных жанрах. Это — вокальные и хоровые циклы XIX-XX вв. Циклы песен, установившись в XIX в. как последо­вания песен для голоса с ф.-п. на стихи одного поэта (у Шуберта, Шу­мана), в дальнейшем усложнялись: наряду с песнями — другие жанры, наряду с ф.-п. — ансамбль инструментов и оркестр, наряду с одним поэтом — несколько, иногда и пение без слов. Таковы «Лунный Пьеро» Шенберга, 21 мелодрама для голоса с ансамблем, 4 песни для голоса с оркестром ор.13 Веберна, на стихи разных поэтов, «Тихие песни» Сильвестрова, цикл из 24 песен на стихи классических поэтов для баритона или сопрано с ф.-п., «Три сцены» для сопрано и ансамбля Шнитке, без слов, но в виде «инструментального театра». Примеры хоровых циклов: Леденев — «Времена года», 24 поэмы-картины в 6 тетрадях для камерно­го хора, большого хора и инструментального ансамбля, без слов, Шнитке

— Концерт для хора a cappella на стихи Нарекаци в 4-х чч., Губайдулина

— «Посвящение Марине Цветаевой» для хора a cappella в 5 чч., Сидельников — «Сычуаньские элегии», 9 поэм для хора, флейты, виб­рафона, арфы на тексты Ду Фу.