Смешанные формы
Смешанные формы весьма удобны для музыки со словом: поскольку сюжетность словесного источника намечает индивидуальную логику музыкальной композиции, смешение двух или нескольких форм предоставляет для этого большие возможности. Но сами типы смешанных форм в вокальной музыке — иные по составу, чем в инструментальных жанрах. Характерно смешение при этом форм вокальной и инструментальной природы. Например, в хоре Римского-Корсакова «Татарский полон» — смешанная вариационно-сонатная форма: вариационность продиктована обращением к подлинной русской народной песне, сонатность имеет инструментальное происхождение. Хор Танеева «Развалину
башни» (Полонский) имеет смешанную форму, синтезирующую сложную двойную трехчастную и сонатную. Двойная трехчастная отвечает логике вокальной куплетности, сонатная представительствует от инструментальной традиции. В сочетании этих форм сначала больше действует сложная трехчастная, а затем — сонатная, с зеркальной репризой. Тем самым данная смешанная форма становится модулирующей из трехчастной в сонатную, к такой процесс характерен для вокального формообразования. Приводим схему хора «Развалину башни», с показом двух рядов музыкальной формы и структуры стихотворения из трех строф, как она использована в музыкальном произведении:
Слож. да. 3-х ч, ф. | А | В | А1 | В1 | А2 |
Сонатная ф. | ГП | ПП | разр. | ПП | ГП |
Строфы и рифмы стиха | I а а b b II a a b | II b | III а а (b) | III b b | I а а |
Тональности | c-moll | F-dur | f-c | C-dur | c-moll |
Основывая музыку хора на контрасте, идущем от содержания стихотворения, — образов статики («Развалину башни») и живого движения («Веселое ржанье», «шумят и мелькают»), делая расчленение по смыслу слова, Танеев ради этого жертвует ритмическим строем строфы, решительно отщепляя отдельные строки, перенося их в соседние разделы музыкальной формы, — см, расщепления строф Н и III. Кроме того, для репризного замыкания на теме ГП (А2) он добавляет возвращение двух строк из 1-й строфы (со слов «Развалину башни» — I а а).