Сонатная форма,

Сонатная форма, несмотря на максимальную сложность внутренней организации, не избегается в вокально-хоровой сфере, а в операх Мо­царта составляет одну из ведущих структур. Замечательные, но редкие образцы сонатности со словом созданы в романсах («Лорелея» Листа), хорах (Танеев). В операх Моцарта эволюция шла от применения полных сонатных форм в сравнительно раннем «Идоменее» к сонатным формам с ненормативными сокращениями в поздней «Волшебной флейте». Примеры полной сонатной формы: «Идоменей» — №10, 12, 19, 22, 31 (в №2 — от разработки оставлен только предыкт к репризе, в №4 про­пущена ГП в репризе); «Похищение из сераля» — №11, с двойной экс­позицией. Сонатная форма без разработки: «Идоменей» — №1, 7, 11, 13, «Похищение» — №6, 10, 12, 13, «Дон Жуан» — №3, 17. Ненормативные сокращения в сонатной форме образуются в случаях пропусков каких-либо существенных разделов этой формы (см. Гл. IX. 4.3). Пропуск ПП в репризе — в № 11, арии Керубино «Сердце волнует» B-dur из «Свадьбы Фигаро»:

Вст. Экспозиция Разработка Реприза
  ГП ПП тема ГП, ПП, нов. тема ГП
8т. 12т. 16т. 8 + 8 + 9 16т.
B-dur B-dur F-dur As-dur B-dur

В №3, каватине Фигаро «Если захочет барин попрыгать» F-dur есть и ненормативное сокращение ПП в репризе, и «вставка» центрального эпизода (ЭП) в другом темпе и метре, по принципу контрастно-составной формы: сонатная экспозиция, небольшая разработка, центральный ЭП, реприза только ГП. В арии Царицы Ночи из «Волшебной флейты» (№14) после экспозиции и разработки идет краткое завершение, а реприза со­натной формы опускается. Примеры сонатной формы из русских опер: ария Руслана «Дай, Перун», каватина Владимира Игоревича «Ах! Где ты, где?» Бородина, песня Деда Мороза «По богатым, по посадским домам» из «Снегурочки» Римского-Корсакова. В Концерте для колоратурного сопрано с оркестром Глиэра I ч. написана по традиции в сонатной фор­ме, при этом с проведением разработки в оркестре.

Лист в «Лорелее» на сл. Гейне превратил песню в романтическую вокальную балладу, поэму, придав ей ту же форму, что и своим симфо­ническим поэмам, — сонатную форму с ярко контрастным эпизодом в разработке (на сл.: «Я знаю: как только стемнеет, погибнет лодка с плов­цом», с изображением бури в музыке). (Анализ формы «Лорелеи» вместе с содержанием стихов см. в кн.: Анализ вокальных произведений. Л. 1988. С.212-214). Приводим схему с указанием использования в музыке 6 поэтических строф; следует обратить внимание на новаторскую бито­нальную организацию формы — e-moll — G-dur:

Музыка эксп.       разр.   репр.  
  ГП СП ПП     ЭП ГП ПП
Строфы, строки I1-2 I3-4 II1-4 III-IV V V1-2 VI3-4 VI3-4
Тональн. e-G   Е-В, ... fis... (g) D↑ e G

Танеев в хоре «Посмотри, какая мгла» на сл. Полонского придал сонатной форме концентрическую планировку, введя репризу зеркаль­ного типа. Приводим схему с указанием рифм строк стихотворной стро­фы (см. поэтический текст на с.20):

Музыка ГП ПП разр. ПП ГП
Рифмы строк a a b с с a b d e e d а а а а
Тональн. b-moll fis-moll со h-moll h-moll