Претворение классических инструментальных форм в вокальной музыке

В вокальной музыке применяются либо классические инструмен­тальные формы, либо формы собственно вокальные. Из инструменталь­ных форм используются все основные типы, но с определенными особен­ностями: накладывают отпечаток кантиленность мелоса, строфичность стиха и сквозное смысловое движение текста.

Период. В песнях и романсах встречаются самые четкие метричес­кие периоды-восьмитакты, совпадающие по членению с четверостишием, воспроизводящие даже стиховые рифмы; пример — элегия Глинки «Не искушай» на сл. Баратынского:

Не искушай меня без нужды (т. 1-2)

Возвратом нежности твоей! (т.3-4)

Разочарованному чужды (т.5—6)

Все обольщенья прежних дней. (т.7-8)

Период различным образом взаимодействует с куплетностью. Куп­летам соответствуют либо предложения периода, в том числе сложные предложения двойного периода, либо период и его повторения. Приме­ры: период из 2-х предложений-куплетов — хор Чайковского «Ночевала тучка», на сл. Лермонтова; двойной период из 2-х сложных предложе­ний-куплетов — романс Рахманинова «Сон» на сл. Плещеева из Гейне (с переинтонированием слов «Но то был сон!» в кадансах сложных пред­ложений в Ges-dur и в Es-dur) период и его повторение как два куплета — в «Песне старца» Шуберта на сл. Рюккерта.

В вокальной музыке при установке «хочу, чтобы звук прямо выра­жал слово» (Даргомыжский) период может заменяться на особую во­кальную структуру — простую одночастную сквозную форму. В следую­щем примере — начальном разделе из 2-го романса Лауры «Я здесь, Инезилья» (Пушкин) из «Каменного гостя» Даргомыжского, — следуя за мельчайшими интонациями слова, композитор создает простую сквозную одночастную форму на месте бывшего периода (т. 1-10), раз­вивающей середины (т. 11-18) и репризы на новой теме (т.19—27):

 

Простая двухчастная форма генетически связана с вокальными жан­рами. Не случайно она, как и трехчастная, определялась как «песенная форма». Из двух разновидностей простой двухчастной — репризной и без­репризной — для вокальной музыки более типична безрепризная. В свою очередь, безрепризная 2-частная форма имеет разные типы: запевно-припевная, присущая песням (собственно вокальная форма — см. далее), с контрастной (не припевной) и с развивающей 2-й частью, что ха­рактерно для романсов и песен, — «Не искушай» Глинки, «Я жду тебя» Рахманинова на сл. М. Давидовой (с мотивом-рефреном «Я жду тебя!», в том числе в кадансе-кульминации).

Простая трехчастная форма в силу ее универсальности широко ис­пользуется не только в инструментальной, но и в вокальной музыке. Примеры: Глинка — «Я здесь, Инезилья», Чайковский — «Не отходи от меня», «Я тебе ничего не скажу» (сл. Фета), «Кабы знала я», «Усни, печальный друг», «Средь шумного бала» (сл. А.К. Толстого). Но наряду с основной, репризной структурой (ABA) здесь складывается тип трех­частной формы с тональной, но не тематической репризой, со схемой ABC. Примеры: Чайковский — куплет «Серенады Дон Жуана» (А.К. Толстой), где в 3-й ч. «С» происходит смена поэтического размера, на сл. «От лун­ного света»; ария Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом»; Шуберт — куплет «Песни старца» h-moll (сл. Рюккерта), где в тональной репризе образ призрачного света рисуется не только новой темой, но и контраст­ным, мажорным ладом H-dur; приводим 2-й куплет песни (в перев. За­болоцкого), где 1-я ч. А — от сл. «Пускай метель», 2-ч. В — от сл. «Ты жив ли», 3-я ч. С — от «засни» (см. Пример 3).

Трехчастная форма с повторением частей и двойная трехчастная форма хорошо координируют с принципом куплетности и чередованием

 

запева и припева. Приме 3-частной с повторением частей (АВАВА) — «Ночной зефир» Глинки на сл. Пушкина, пример двойной 3-частной (АВА1В1А2) — «Испанский романс» Метнера на тот же текст. (В романсе Даргомыжского «Ночной зефир» — форма рондо, со схемой АВАСА.)

 

Сложная двухчастная форма вообще не входит в число типизирован­ных инструментальных форм и должна рассматриваться в ряду собст­венно вокальных форм (см. Сквозные вокальные формы).

Сложная трехчастная, наоборот, — виднейшая инструментальная форма, сложившаяся вместе с жанрами менуэта, скерцо, медленной части цикла. В романсах и хорах она сравнительно редка: «Я помню чудное мгновенье» Глинки, «Мельник и ручей» из «Прекрасной мельничихи» Шуберта, хор «Романс мальчика, пасущего гусей» ор. 145 №15 Шумана (О. Мальсбург), публикуемый в русских изданиях под названием «Мальчик с гусями», «Гуси». Встречается в опере: каватина Людмилы «Не гневись, знатный гость», ария Ратмира «Чудный сон» Глинки, песня Владимира Галицкого из «Князя Игоря» Бородина, ария Грязного «Куда ты, удаль прежняя» из «Царской невесты» Римского-Корсакова.