Формы воспитания
Как и учебный процесс, процесс воспитания облекается в определенные формы для реализации намеченного содержания. В начальной школе он органически связан с работой на уроках, но существуют особые формы внеурочной и внеклассной работы – воспитательные дела (ВД). ВД – это организация яркого, наполненного трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни сотрудничества. Здесь сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей со школьниками, а главные отличительные особенности их – необходимость, полезность, осуществимость.
В основе воспитательных дел два подхода – деятельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, ценностно-ориентировочной и свободного общения, второй – органичного «сращивания» всех видов деятельности в ее нравственном, эстетическом, трудовом, интеллектуальном аспекте.
Доминирующая воспитательная цель (обычно нравственного свойства) определяет задачи конкретных дел, т.е. стержневой идеи, которая совпадает с одним из общих направлений воспитания (умственным, физическим, трудовым и т.д.). Осмысление задач ВД – необходимое условие его эффективности.
Они должны быть умело интерпретированы и доведены до учеников. Не навязывайте им свою точку зрения, убедите принять решение, которое они должны рассматривать как свое. Пассивность – первый враг воспитательных дел. Присматривайтесь к поведению школьников, они сами подскажут, что нужно изменить. Воспитательные дела не терпят шаблона, гибкость и широта маневра – их отличительные признаки. Стремитесь максимально использовать непохожесть классов, отдельных ребят. Проектируя дело, помните, что удачный опыт, полученный в одном классе, далеко не всегда осуществляется в другом. Шаблонный подход, трафаретность, формализм погубят дело, если педагог позволит себе хотя бы раз воспользоваться не скорректированным по обстоятельствам сценарием.
Воспитательные дела должны быть разнообразными и яркими. Любое повторение их нежелательно, ибо оно сыграет отрицательную роль. Проектируются они как мощный катализатор эмоций. Известно, что взволнованный ребенок более восприимчив. Найти в каждом ВД близкое, созвучное воспитанникам и донести его так, чтобы оно помогло в развитии положительных черт характера, в формировании твердой жизненной позиции, в правильном понимании окружающей действительности, – один из важнейших путей повышения культуры воспитательной работы (Ю.А. Конаржевский).
Планируя ВД, педагог будет опираться на уровень подготовленности воспитанников, максимально учитывать их возрастные и личностные особенности. Сложность дел, недоступный пониманию ребят замысел педагога, смутное представление о том, что, зачем и почему нужно делать, превращают воспитательное дело в формальное мероприятие.
По главным целям и назначению выделяются этические, социально-ориентированные, эстетические, познавательные, спортивно-физкультурные, экологические, трудовые и другие дела. Выделение это условно, ибо цель любого воспитательного дела – комплексная.
Социально-ориентированные воспитательные дела направлены на формирование у школьников системы социальных отношений: к обществу, закону, органам государственной власти, правопорядка и т.д. Стержневое качество, воспитываемое в таких ВД, – дисциплинированность. Именно через понятную даже младшим школьникам дисциплину – осознанную необходимость – совершается незаметный переход к усвоению социальных отношений. Дисциплинированность проявляется в поступках и отражает сознательное выполнение общественных норм и правил поведения. Она не требует постоянного напряжения мысли, потому что это следствие привычки – поступать в соответствии с уже сложившимся образом мыслей и действий, находить верную линию поведения в различных ситуациях.
Дисциплинированность требует твердости, настойчивости, умения себя сдерживать. В ее основе лежит волевое начало, но она включает и другие нравственные привычки, необходимые для общения: вежливость, предупредительность, внимание к окружающим, организованность. При этом важны не только внешняя собранность, подтянутость, приятные манеры, но и внутренняя убежденность в необходимости избранной линии поведения.
Воспитание дисциплинированности согласуется прежде всего с правилами поведения, которые отражают, с одной стороны, моральные принципы общества, с другой – специфику работы школы. Так, «Правила для учащихся» и «Правила внутреннего распорядка» в школе обязывают учеников поддерживать чистоту помещения, иметь аккуратный вид, быть сдержанными, предупредительными, вежливыми по отношению друг к другу и к старшим, добросовестно относиться к своим обязанностям.
Определенный порядок жизни и деятельности школьников принято называть распорядком дня. Выполнение его требований – одно из основных условий эффективного воспитания, выработки устойчивых привычек. Воспитанники привыкают к правильному чередованию труда и отдыха, учатся определять объем работы, усваивают гигиенические требования. Соблюдение распорядка не только оказывает положительное влияние на физиологические функции организма, но играет также большую дисциплинирующую роль: приучает к определенному стилю поведения, помогает выработать умения и навыки выполнения тех или иных требований.
Этические воспитательные дела – это целенаправленное, систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Основные задачи такого воспитания: 1) формирование нравственного сознания;2) воспитание и развитие нравственных чувств; 3) выработка умений и привычек нравственного поведения. Содержание нравственного воспитания в современной школе претерпевает существенные изменения в связи с тем, что возникла острая необходимость возродить общечеловеческие ценности.
И главная из них – жизнь. Право человека на жизнь свято и нерушимо. С молоком матери дети должны впитывать истину, что покушение на жизнь и здоровье других людей, как и на свою собственную, недопустимо. Сегодня большую тревогу вызывает рост числа самоубийств среди школьников. Некоторые идут на это, утратив смысл существования, утратив идеалы, оказавшись в изоляции. Христианская мораль на протяжении веков учила – когда трудно, неуютно, одиноко, иди к людям, ищи у них помощи и защиты.
Еще одна общечеловеческая ценность – свобода. В условиях демократизации значительно возросли права и свобода личности, что особенно отчетливо выявило низкий уровень культуры многих выпускников школ. Демократический стиль общения малокультурный человек понимает как безграничную свободу самовыражения, право игнорировать чувства, достоинство окружающих. На самом деле свобода и ответственность, свобода и дисциплина – нерасторжимые понятия. Послушание в школе необходимо, это одно из условий плодотворного воспитания, особенно в младшем возрасте, но от послушания ребенок должен как можно быстрее переходить к ответственности, к осознанной дисциплине.
Не утратили своего значения и такие нравственные качества, как патриотизм, интернационализм, долг, честь, совесть, порядочность, доброта, бескорыстие и др. Чрезвычайно актуальны в системе современной нравственности проблемы полового воспитания школьников, отношения к труду. Проблем много, разных, сложных. Наркомания, алкоголизм, проституция, агрессивность, жестокость молодежи – далеко не полный перечень негативных явлений, с которыми школа сталкивается ежедневно. Они разрушают и нравственную сферу, и самого человека: он полностью деградирует духовно и физически. Идет процесс самоуничтожения. Сегодня вопрос стоит уже о спасении молодых поколений.
Если в физическом и эстетическом воспитании для достижения цели достаточно организовать и осуществить систему хорошо подобранных воспитательных дел, то в нравственном все намного сложнее. Вдумчивые педагоги не без оснований утверждают: не от метода здесь нужно идти, не от формы, а от индивидуальности каждого, от особенностей конкретной ситуации. Конечная и главная цель этических воспитательных дел – формирование нравственного поведения в ежедневных жизненных ситуациях. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, однако важны и побудительные мотивы, которые движут человеком, уяснить которые – важная составляющая воспитательных дел.
Чтобы воспитанник совершал добрые поступки, у него должна возникнуть потребность в их формировании, должен пройти процесс усвоения и переработки моральных норм и принципов в его сознании. А это ведет к формированию нравственной привычки совершать этические поступки. Привычки могут быть простыми (правила общежития, культура поведения, дисциплина) и сложными (готовность к деятельности, имеющей не только личностное, но и общественное значение).
Передовая педагогическая практика последних лет накопила ценный опыт в организации и осуществлении этических воспитательных дел, а именно:
• Нельзя допускать, чтобы процесс нравственного воспитания превращался в «кампанию по борьбе» за него. Это кропотливая работа, складывающаяся из повседневных будничных дел.
• Нравственные качества личности не формируются без насущной жизненной необходимости. Поэтому важно организовывать ситуации конфликтного столкновения нравственных позиций. Дайте воспитанникам пережить и почувствовать на себе последствия нарушений этических норм. Тогда древняя истина – поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой, – приобретет конкретный смысл.
• Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями к моральному идеалу, – одно из золотых правил воспитания нравственных качеств.
• Проектируя воспитательные дела, создающие нравственные привычки, не забудем советов К.Д. Ушинского: нельзя вырабатывать сразу несколько привычек, так как это требует больших затрат нервной энергии и контроля над собой; нужна повторность разумных действий, вначале – чаще, затем – реже, чтобы не доводить нервную систему до переутомления; число повторений разумных действий очень индивидуально: для одного человека их может быть меньше, для другого больше, все зависит от приобретенного опыта; еще более длителен и труден процесс искоренения дурной привычки. Здесь, с одной стороны, надо действовать против причин, ее породивших, с другой – вытеснять дурную привычку положительной (грубость – вежливостью, ложь – правдой); нужно при этом добиваться, чтобы ребенок понимал, насколько вредна дурная и полезна хорошая привычка.
• Высокие нравственные качества основываются на самых простых, самых элементарных. Гуманизм, уважение к людям, милосердие нельзя воспитать, не вырабатывая навыков культурного поведения: вежливости, предупредительности, умения общаться, деликатности.
• Для воспитания коллективизма, гражданственности, сознательной дисциплины и других нравственных качеств должны быть прочно усвоены привычки заботиться о других, сочувствовать им, тормозить свои эгоистические порывы, выполнять обязательства перед людьми, отвечать за свои слова и действия и т.п.
• Через призму моральных качеств рассматриваются и отрицательные привычки: слишком громко говорить, не слушать, перебивать других, грызть ногти, размахивать руками и т.п. На конкретных примерах воспитатель покажет детям, что их будущая жизнь, карьера могут не сложиться из-за таких безобидных, на первый взгляд, привычек.
Эстетические и физкультурные воспитательные дела имеют своей целью формирование эстетического отношения к труду, общественной деятельности, природе, искусству, поведению. Критерием эстетической воспитанности считается овладение эстетической культурой, которая предполагает умение отличать прекрасное от уродливого, благородное от пошлого не только в искусстве, но и в любом проявлении обыденной жизни: в труде, быту, поведении, суждениях, оценках, вкусах.
Важнейший компонент эстетического восприятия – эмоциональность. Характер ВД зависит от того, что выступает средством эстетического воспитания, – природа, труд, человеческие отношения, искусство и т.д. Чрезвычайно большие возможности открывает природа. К.Д. Ушинский называл ее прекрасным воспитателем молодого поколения. Экскурсии, походы, прогулки, изучение произведений живописи – традиционные дела данного направления. Однако только пребывать среди природы недостаточно. Надо уметь видеть ее красоту, эмоционально ее переживать. Во время прогулок, походов, работы на пришкольном участке воспитатель будет обращать внимание своих питомцев на богатство, совершенство и гармонию природных форм, воспитывать потребность не только любоваться ими, но и бережно относиться, приумножать.
Учебный труд – основной вид труда школьников. Развивать способность видеть прекрасное в труде, вызывать радость участия в нем, создавать праздничную обстановку – необходимые условия любой, даже самой обыденной трудовой деятельности.
Постоянный источник эстетических воспитательных дел – мир искусства, «учебник жизни», как называл его Н.Г.Чернышевский.
Художественный образ в конкретной форме отражает типические явления окружающей действительности. Он всегда эмоционален и всегда активен, так как в нем видится отношение художника к изображаемому им явлению. Искусство (в том числе и художественная литература) своей образностью активно воздействует на сознание, чувства, волю людей, играет огромную роль в жизни общества в целом и в эстетическом воспитании в частности. Воспитание средствами искусства всегда привлекательно и влиятельно. Воспитательные дела эстетической направленности углубляют восприятие художественных произведений, помогают понять, в чем сила их очарования, их воздействия. Тактичный совет, умелая рекомендация педагога помогают воспитаннику осмыслить произведение, сделать правильный выбор. Напротив, прямое принуждение или запрещение приводят к нежелательным результатам.
Музыка сопровождает человека с ранних лет. На произведениях композиторов-классиков воспитываются целые поколения людей, и нельзя допустить, чтобы музыка оказалась вне сферы развития наших детей. Необходимо возрождать забытые музыкальные традиции, возвращаться к народной музыке, хоровому пению, танцам.
Поддержание чистоты и порядка, гигиенической культуры как в учебных помещениях, так и на прилегающей территории – тоже дело эстетической направленности. Нарядный внешний и внутренний вид школы создает такую обстановку, которая сама по себе удерживает школьников от неряшливости. Педагоги учат: наш класс, коридор, клумба требуют повседневной заботы, украсим их своими руками.
Доминирующая цель ВД физкультурной направленности вытекает из задач физического воспитания: 1) укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию школьников; 2) овладение физкультурно-спортивными знаниями; 3) выработка двигательных умений и навыков; 4) развитие двигательных качеств (силы, ловкости и т.д.); 5) воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, дисциплинированности и т.д.); 6) формирование эстетических качеств (осанки, культуры движений и т.п.); 7) выработка привычки к систематическим занятиям физкультурой и спортом; 8) формирование гигиенических умений и навыков. Такое разнообразие подходов позволяет решать в комплексе задачи нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.
Очень важна гимнастика перед занятиями (утренняя физзарядка), с которой начинается трудовой день в школе. Физические упражнения на открытом воздухе повышают работоспособность, содействуют общему закаливанию организма. Полноценность их зависит от систематичности и организации. Учитель физкультуры заранее составляет комплексы упражнений для учеников различных классов с учетом их подготовленности, особенностей школы и климатических условий. Содержание утренней гимнастики составляют общеразвивающие упражнения, дополняемые ходьбой, легким бегом, прыжками на месте, танцевальными упражнениями, специально подобранными играми.
К воспитательным делам этого рода относятся физкультминутки (физкультпаузы), во время которых выполняется несколько упражнений, предупреждающих или уменьшающих переутомление. Смена деятельности помогает поддерживать высокую работоспособность. Хорошо организованное и методически правильное проведение физкультпауз положительно сказывается на учебно-воспитательном процессе.
Ежедневное пребывание школьников на свежем воздухе в перерывах между занятиями обеспечивается проведением подвижных перемен. Для учеников 1–3 классов рекомендуется проводить подвижные игры с бегом и прыжками, которые прекращаются за 5 мин до звонка на урок, чтобы дети своевременно вернулись в класс.
Экологические и трудовые воспитательные дела. Опасность надвигающейся экологической катастрофы можно предотвратить немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью. Отсюда настоятельная необходимость экологического просвещения воспитанников, формирование знаний, суждений, понятий и убеждений, связанных с бережным отношением к природе. Дополненные местным материалом и преподнесенные должным образом экологические сведения вырабатывают убеждение в необходимости безотлагательной помощи природе, стремление хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго от нее брали. Если ребенок поймет, что его благополучие, его завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березке, он встанет в ряды защитников и друзей природы.
Основной смысл такой работы – практическая природоохранная деятельность, объектами которой становятся все источники жизнедеятельности человека: земля, вода, воздух, животные, растения. Потребности региона, местные условия определяют направленность, вид, организацию и осуществление экологических воспитательных дел: движение «зеленых» и «голубых» патрулей, юных друзей леса, защитников птиц и животных, селекционеров редких растений.
...
Таким образом, внеклассная и внеурочная воспитательная работа в школе проводится в форме специально организованных и постоянно текущих воспитательных дел: этических, социально-ориентированных, эстетических, познавательных, спортивно-физкультурных, экологических, трудовых и др. Эта градация условна, ибо цель любого воспитательного дела – комплексная. Жизнь современного ребенка обогащает традиционный перечень воспитательных дел. Многие начальные школы уже активно внедряют и используют в воспитательных целях дела, основанные на возможностях новых информационных технологий. Дети работают в компьютерных классах и клубах, активно общаются в Интернете, запрашивают и изучают учебные пособия, участвуют в разнообразных конкурсах, соревнованиях и т.д. Приобщайтесь к этому и вы. Откроем двери будущему.
Проверьте себя
Что такое методы, приемы воспитания?
Как классифицируются методы воспитания?
Какие методы относятся к группе методов формирования сознания?
В чем сущность этического рассказа?
В чем смысл этических бесед?
В чем сущность метода примера?
Какие методы относятся к группе методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения?
В чем сущность упражнений?
Что такое приучение? В чем сущность поручения?
Что такое воспитывающие ситуации?
Какие методы входят в группу методов стимулирования?
Как организовать соревнование школьников?
Что такое поощрение?
В чем сущность метода наказания?
В чем сущность субъективно-прагматического метода?
Что такое воспитательные дела?
Какие воспитательные дела относятся к социально-ориентированным?
Как вырабатывается дисциплинированность школьников?
Какие воспитательные дела относятся к этическим, эстетическим, физкультурным, трудовым?
Опорный конспект
Методы воспитания – 1) пути, способы достижения заданной цели воспитания; 2) способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Прием воспитания – часть общего метода, отдельное действие, конкретное улучшение.
По характеру выделяются методы – формирования сознания, организации деятельности, стимулирования.
Методы формирования сознания – рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения, этические беседы, увещевания, внушения, инструктажи, пример.
Методы организации деятельности – упражнение, требование, приучение, метод воспитывающих ситуаций.
Методы стимулирования – поощрение, наказание, соревнование, субъективно-прагматический метод.
Формы воспитания – внешнее выражение содержания, организация воспитательного процесса.
Воспитательное дело – форма организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников.
Виды воспитательных дел – этические, социально-ориентированные, эстетические, познавательные, спортивно-физкультурные, экологические, трудовые.
Литература
Байбородова Л.B., Рожков М.И. Теория и методика воспитания: Учебник. М., 2004.
Волков И.П. Цель одна – дорог много. М., 1990.
Живая педагогика. Материалы круглого стола «Отечественная педагогика сегодня – диалог концепций». М., 2004.
Иванов И.П. Энциклопедия творческих дел. М., 1989.
Караковский В.А. Любимые мои ученики. М., 1987.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М., 1981.
Методическое письмо «Об организации работы по реализации федеральной целевой программы „Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2008 гг.)“».
Общая стратегия воспитания в образовательной системе России: К постановке проблемы. В 2 кн. / П.И. Бабочкин, Б.Н. Боденко, Е.В. Бондаревская. М., 2001.
Рожков М.И., Байбородова Л.B. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие. М., 2003.
Селиванова H.Л. Теоретико-методологические основы исследования проблем воспитания. Калуга, 2000.
Сериков В.В. Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. Волгоград, 2001.
Степанова Е.Н., Александрова М.Л. Классному руководителю о классном часе. М., 2002.
Тренинг социальных навыков. Я и другие / В.П. Родионов, М.А. Ступицкая, О.В. Кардашина. Ярославль, 2001.