Общие сведения о минералах.
Минералы.
Оглавление
Тверь 2010
ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
И
МИНЕРАЛЫ
С. А. Тер-Терян
Введение……………………………………………………………….. 3
I. Минералы……………………………………………………………. 4
1.1. Общие сведения о минералах……………………………………. 4
1.2. Генезис минералов………………………………………………... 5
1.3. Строение минералов……………………………………………… 6
1.4. Химический состав и классификация минералов………………. 7
1.5. Формы нахождения минералов в природе………………………. 8
1.6. Свойства минералов ……………………………………………… 9
II. Горные породы ……………………………………………………...10
2.1. Общие сведения о горных породах……………………………… 11
2.2. Магматические горные породы …………………………………. 12
2.3. Осадочные горные породы ……………………………………… 13
2.4. Метаморфические горные породы ……………………………… 14
Приложение …………………………………………………………… 15
Литература …………………………………………………………….. 16
В В Е Д Е Н И Е
Изучение дисциплины «Инженерная геология» преследует цель обеспечить студентов строительных специальностей теоретическими знаниями и практическими навыками по оценке инженерно-геологических условий территории строительства. Будущий инженер-строитель должен уметь распознавать геоморфологическое и геологическое строение района строительства, различать разновидность горных пород и оценивать их инженерно-геологические (строительные) свойства, разбираться в проявлениях подземных вод, прогнозировать влияние разнообразных геологических процессов на инженерные сооружения. Только имея четкое представление о значении рельефа, грунтовых и гидрогеологических условий, геологических процессов, инженер-строитель сможет принять правильное решение по оптимальному размещению и строительству промышленных и гражданских зданий и сооружений, трасс автомобильных дорог, ЛЭП и т.п.
Основной объем работ при оценке инженерно-геологических условий, как известно, приходится на установлении геологических условий, которые предопределяются, прежде всего, геологическим строением участка строительства (какими горными породами он сложен, как они залегают на глубине, какова их мощность и т.п.) и строительными свойствами горных пород. В настоящем учебном пособии в объеме, предусмотренном курсом инженерной геологии, рассматриваются основные факторы, определяющие геологические условия местности.
Первый раздел пособия посвящен изучению породообразующих минералов – составным частям, «кирпичикам», из которых сложены горные породы. Представлены сведения о способах образования минералов в природе, их строении и составе, классификациях, диагностических признаках и свойствах.
Второй раздел посвящен изучению основных типов горных пород, слагающих земную кору и являющихся объектом инженерно-геологических исследований. Рассматриваются способы образования, особенности строения, классификации, формы залегания в земной коре, важнейшие строительные свойства, а также возможные направления использования в строительстве магматических, осадочных и метаморфических пород.
В приложении представлены характеристики породообразующих минералов и основных типов горных пород, изучаемых в курсе инженерной геологии.
Минералы (от латинского minera - руда) - это однородные по составу, строению и свойствам природные химические соединения или самородные элементы, возникшие в результате разнообразных физико-химических и термодинамических процессов, происходящих в литосфере, гидросфере и атмосфере. Минералы в природе находятся преимущественно в твердом состоянии, реже встречаются жидкие (ртуть, вода) и газообразные (горючие газы, углекислый газ).
В настоящее время известно более 3000 минералов, но лишь очень немногие из них (около 100) имеют широкое распространение в составе горных пород. Они называются главными или породообразующими минералами. В курсе инженерной геологии наряду с породообразующими изучаются некоторые акцессорные или второстепенные минералы, встречающиеся в небольшом количестве, но играющие существенную роль в формировании строительных свойств горных пород. Например, наличие минерала пирит (даже в количестве 1...2%) в составе гранита или диорита делает первый непригодным к применению в качестве облицовочного материала, а щебень второго - в качестве заполнителя бетона.