Методы определения возраста горных пород
I.I. ГЕОХРОНОЛОГИЯ
ЧАСТЬ I
ВВЕДЕНИЕ
ПО ИСТОРИЧЕСКОЙ ГЕОЛОГИИ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Литература
1. Бондарев В.П. Геология. Лабораторный практикум. Полевая геологическая практика: Учеб. пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2002. -190с.
2. Геология: Учеб. для эколог. специальностей вузов / Н.В. Короновский, Н.А. Ясманов. –М.: Изд. Центр «Академия», 2003. -448 с.
3. Добровольский В.В. Геология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. -320 с.: ил.
4. Карлович И.А. Геология: Учебное пособие для вузов. –М.: Академический Проспект, 2004. -704 с.
5. Основы геологии: Учеб. для географ. специальностей вузов / Н.В. Короновский, А.Ф. Якушова. –М.: Высш. шк., 1991. -416 с.
6. Пособие к лабораторным занятиям по общей геологии: Учеб. пособие для вузов / В.Н. Павлинов, А.Е. Михайлов, Д.С. Кизевальтер и др. – 4-е изд., перераб. и доп. –М.:Недра, 1988. -149 с.: ил.
Учебно-методическое пособие
для студентов геологического факультета
Казань 2004
Печатается по решению
Кафедры исторической геологии и палеонтологии
Казанского государственного университета
Протокол № 6 от 5 ноября 2004 г.
Составитель
Г. М. Сунгатуллина
Практические занятия по исторической геологии. – Казань: Казанский государственный университет, 2004. – 72 с.
В настоящем учебно-методическом пособии рассмотрены вопросы исторической геологии, подлежащие изучению на практических занятиях. Оно состоит из двух частей. Первая часть знакомит читателей с методами определения возраста пород, основными фациями и формациями. В ней изложены некоторые положения фациального анализа, рассмотрены различные характеристики фаций. Здесь приведены задания по определению возраста и фациальному анализу, которые помогут студентам приобрести практические навыки в составлении стратиграфической колонки, восстановлении палеогеографических и тектонических условий осадкообразования, построении палеогеографической карты.
Во второй части кратко изложена фанерозойская история Земли по периодам. Приведено современное ярусное расчленение систем и стратиграфическое значение отдельных групп органических остатков. Описание каждого периода заканчивается практической работой с разрезами и проведением геоисторического анализа.
Автор благодарит В.В.Силантьева, Р.Х.Сунгатуллина и М.И.Хазиева за помощь и ценные советы при составлении пособия.
Пособие рассчитано на студентов геологического факультета Казанского государственного университета, обучающихся по специальностям 011100 – Геология, 011200 – Геофизика, 011400 – Гидрогеология и инженерная геология, 011500 – Геология нефтяных и газовых месторождений.
Целью исторической геологии является изучение истории Земли с древнейших этапов ее развития до наших дней.
Основные задачи исторической геологии:
1. Определение возраста геологических образований и последовательности их формирования.
2. Воссоздание существовавших в прошлом физико-географических условий земной поверхности (фациальный анализ отложений).
3. Восстановление истории движений земной коры, возникновения и развития различных тектонических структур.
4. Воссоздание истории развития органического мира, вулканизма, метаморфизма, формирования месторождений полезных ископаемых.
Таблица 1
Основные методы | На чем основаны | Положительные стороны | Ограничения | |
Относительная геохронология | Общегеологические | На определении последовательности залегания слоев и их взаимоотношений | Применяются непосредственно в полевых условиях | Используются в пределах единого осадочного бассейна |
Литологические | На выделении и прослеживании слоев, отличающихся по литологическим особенностям пород | Применяются непосредственно в полевых условиях | Применяются на ограниченной территории | |
Палеонтологические | На сравнении пород по содержащимся в них органическим остаткам | Основной метод, позволяющий детально расчленять отложения | Трудно использовать при изучении «немых толщ» | |
Ритмостратиграфические | На изучении ритмичности пород в разрезе, отражающей историю геологического развития территории | Применяются для расчленения угленосных, соленосных, флишевых толщ, ленточных глин | Используются в пределах единого осадочного бассейна | |
Климато-стратигра-фические | На чередовании резких похолоданий и потеплений, вызывающих смену в разрезе лито-фациальных и фаунистических комплексов | Позволяют детально расчленять плиоценовые и четвертичные отложения | Используются только для плиоценовых и четвертичных отложений | |
Геофизи-ческие | На сравнении пород по физическим свойствам | Позволяют расчленять разрезы скважин без отбора керна | Используются в пределах единого осадочного бассейна |
Продолжение таблицы 1
Основные методы | На чем основаны | Положительные стороны | Ограничения | |
Абсолютная геохронология | Свинцовые | Методы основаны на изучении радиоактивного распада химических элементов, скорость которого постоянна и не зависит ни от каких условий. Суть методов – в измерении количества дочернего изотопа, образовавшегося при радиоактивном распаде материнского изотопа. Так как скорость распада известна, то по соотношению количества материнского и дочернего изотопов можно определить возраст минерала. | Используются для определения абсолютного возраста изверженных и метаморфических пород | 1. Относительно невысокая точность (3 – 5%), что не позволяет разработать дробную абсолютную геохронологию; 2. Искажение результатов из-за метаморфизма пород; 3. Высокая стоимость; 4. Отсутствие во многих горных породах радиоактивных элементов. |
Калий-аргоновый | Можно установить абсолютный возраст не только интрузивных и эффузивных, но и осадочных пород | |||
Радиоуглеродный | Четвертичные отложения и археология | |||
Рубидиево-стронцие-вый | В основном для докембрийских пород (из-за низкой скорости распада рубидия) |
Задание 1. Используя «Руководство к практическим занятиям по исторической геологии» (Горн, 1962):
1. Определить возраст известняков, в которых обнаружены остатки Choristites mosquensis Fischer.
2. В пластах известняка найдены кораллы Calceola sandalina Lamarck, определить возраст вмещающих отложений.
3. Определить возраст глинистых сланцев, которые согласно залегают на известняках с Conchidium vogulicus Verneuil и также согласно перекрываются песчаниками с редкими Manticoceras intumescens Beyrich.
4. Определить возраст песчаников, лишенных органических остатков. Известно, что они согласно залегают на глинах с Actinocamax primus Arkhangelsky, и без перерыва переходят в известняки с пелециподами Inoceramus involutus Sowerby.
5. В известняках встречены Phacops fecundus Barrande, Conchidium vogulicus Verneuil. Какого возраста этот известняк?
6. К какому возрасту следует отнести отложения, содержащие следующий комплекс органических остатков: Hippurites sp., Echinocorys ovatus Leske, Belemnitella americana Arkhangelsky.
7. Определить возраст мергелей, в которых найдены Mactra subcaspia Andrussow хорошей сохранности и редкие окатанные экземпляры Arcicardium cf. acardo Decays.
8. Соедините стрелками соответствующие друг другу ячейки.
Фауна | Возраст | |
Hippurites | J3 | |
Gigantoproductus | K – ныне | |
Phacops | K3 | |
Ostrea | S – D | |
Virgatites | C1 |
Задание 2. Определить последовательность геологических событий, возраст дислокаций и интрузий.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4