Учебники и пособия
Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе. К ней относятся: школьные учебники, пособия, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, тетради на печатной основе и т.п. От качества учебной литературы зависит результативность обучения.
Учебник – главный источник знаний по предмету. К нему предъявляются высокие требования, поскольку он должен обеспечивать сознательное, активное участие школьников в процессе обучения, полное освоение учебного материала.
В связи с решением этих задач учебник выполняет следующие дидактические функции:
– Мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учеников, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе.
– Информационную, позволяющую ученикам расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации.
– Контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.
Основные принципы реализации в современных учебниках гуманистической личностно-ориентированной модели обучения следующие:
• диалог как форма организации сотрудничества. Учебник содержит задания для организации диалога учителя с учеником, задания для работы в парах, группах, фронтальной и индивидуальной работы;
• свободный выбор заданий. Должны быть предусмотрены ситуации такого выбора, наличие обязательного и необязательного материала;
•соответствие возможностям и уровню подготовки учеников;
• оптимальный объем;
• четкая структура, цветовое и шрифтовое выделение, а также качественная полиграфия;
• возможности дифференциации обучения;
• источник положительной мотивации;
• соответствие принятой концепции;
• построение в соответствии с определенной педагогической технологией, чтобы предоставлять учителю образец сценария организации учебной деятельности.
Кроме того, хороший учебник должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к содержанию обучения, быть интересным для учащихся, по возможности кратким, доступным, хорошо иллюстрированным, эстетически оформленным, стабильным и мобильным одновременно, т.е. иметь устойчивую основу и в то же время обеспечивать возможности введения нового без нарушения основы. Этой цели способствует блочная конструкция учебника, допускающая вставки, расширяющие блоки. Требования, предъявляемые к учебнику, настолько многогранны и противоречивы, что всегда ощущается дефицит хороших учебников, имеющий тенденцию к увеличению по мере роста объема знаний и новых требований. В экономически развитых странах издаются альтернативные учебники, благодаря чему есть возможность выбирать лучшие.
Учебник отличается от учебного пособия тем, что первый составлен в полном соответствии с программой, а второй может от нее отступать. Требования к учебным пособиям те же, что и к учебникам. Что из них принять за основу – решает учитель.
Наряду с традиционными пособиями все шире применяются видеодиски, видеокассеты и др. Дидактические оценки этих необычных средств обучения пока противоречивы – от восторженных инноваций в образовании до унылой констатации их низкой результативности и бесполезности. Можно ожидать, что там, где требуется образное, эмоциональное изложение фактического материала, видеоучебники принесут пользу, но с их помощью трудно развивать продуктивное мышление, тренировать умения и навыки, решать другие задачи. Поэтому их целесообразно применять в комплексе с традиционными учебными материалами.
Абстрактное мышление успешно развивают компьютерные обучающие программы. Однако знания, переданные компьютером, неизбежно являются неполными, формализованными, малоэффективными при изучении отраслей, имеющих логическую структуру. Прекрасные возможности предоставляет ЭВМ для выполнения тренировочных упражнений, контроля и коррекции знаний.
...
Мы установили, что от хороших учебников зависит очень многое. Учитель будет самым тщательным образом выбирать их, постоянно отвечая на главные вопросы: «Смогу ли я реализовать по ним требования государственного и регионального стандартов, подойдут ли они моим детям?» Скоро в начальную школу придут электронные учебники. Они уже составляются. Учеников станут обучать самостоятельному (и осмысленному!) поиску нужной информации в Интернете. Будущим педагогам к этим переменам нужно готовиться уже сейчас.
Проверьте себя
Что собой представляет процесс обучения?
Что называется дидактикой?
Дайте определения основных дидактических категорий. Что такое дидактическая система?
В чем сущность «традиционной» дидактики Гербарта?
В чем сущность «прогрессивистской» дидактики Дьюи?
Какие признаки характеризуют современную дидактическую систему?
Какие этапы проходит процесс обучения?
Что делают учитель и ученик на каждом этапе?
Что такое содержание учебного процесса?
Какие элементы содержания выделяются?
Как формируется содержание начального образования?
Что такое государственный стандарт?
Какие требования предъявляются к содержанию обучения?
Какие схемы формирования содержания вам известны?
Что такое учебный план?
Каковы требования к учебным планам начальной школы?
Какую часть учебного плана можно изменить?
Что такое учебная программа?
Какие требования предъявляются к учебникам?
Опорный конспект
Обучение – двусторонний специально организованный процесс взаимодействия учителя с учениками, направленный на усвоение содержания обучения.
Процесс обучения – обучение в развитии, в динамике.
Дидактика – наука об обучении, образовании.
Главные вопросы дидактики – чему, как, когда, где, кого и зачем учить.
Основные категории дидактики – преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты обучения.
Дидактические системы – И. Гербарта, Дж. Дьюи, современная.
Содержание – система знаний, умений, способов мышления и деятельности, отобранных для изучения в начальной школе.
Этапы обучения – мотивация учения, актуализация опорных знаний, умений и опыта, организация изучения нового материала, совершенствование изученного, ориентация в самостоятельном обучении, определение результативности обучения.
Основы формирования содержания – гуманизация, интеграция, дифференциация, направленность на всестороннее развитие личности и формирование гражданина, научная и практическая значимость, соответствие сложности образования возрастным возможностям, широкое применение новых информационных технологий.
Элементы содержания – знания, умения, навыки, способы деятельности, опыт творческой деятельности.
Учебный план – документ, направляющий учебно-воспитательный процесс в школе.
Инвариантная часть (государственный компонент) – обязательные для изучения предметы во всех школах.
Вариативная часть (региональный и школьный компоненты) – предметы, вводимые регионом, школой.
Учебная программа – документ, который регламентирует изучение учебного предмета.
Учебник – книга, составленная в соответствии с программой.
Учебное пособие – учебная книга, отражающая авторский взгляд, может не полностью соответствовать программе.
Литература
Блага К., Шебек М. Я – твой ученик, ты – мой учитель. М., 1991.
Выготский Л.C. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. Теории учения. Хрестоматия. Ч. 1. Отечественные теории учения / Под ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской. М., 2002.
Гуманизм и духовность в образовании. Н. Новгород, 1999.
Девяткова Т.Н. Введение национально-регионального компонента в курс начальной школы // Начальная школа. 1998. № 2. С. 31–32.
Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. М., 2003.
Живая педагогика. Материалы круглого стола «Отечественная педагогика сегодня – диалог концепций». М., 2004.
Зорина Л.Я. Программа – учебник – учитель. М., 1989.
Извозчиков К. Школа информационной цивилизации «Интеллект XXI». М., 2004.
Петерсон Л.Г. Программа по математике для трехлетней и четырехлетней начальной школы // Начальная школа. 1996. № 11. С. 49–60.
Подласый И.П. Практическая педагогика, или Три технологии. Киев, 2004.
Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М., 1980.
О новых программах, параллельных курсах и учебно-методических комплектах для начальной школы // Начальная школа. 1996. № 10. С. 2–76; Начальная школа. 1997. № 8. С. 3–83; Начальная школа. 1998. № 8. С. 9–86.
Шиянова Е.Н., Ромаева И.Б. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие. М., 2003.