Проблема возникновения философии. Мифология и философия.
Проблема возникновения философии предполагает выяснение, по крайней мере, двух моментов: из чего возникает философия и что ее непосредственно порождает, т. е. каковы начала и причины данной формы духовной деятельности.
Отношение мифологии и философии весьма сложно. Философия выступает и как наследница, и как соперница. В мифе есть много общего с философией. Прежде всего неуемное любопытство по отношению к миру. Архаический человек непрерывно проблематизирует казалось бы само собой разумеющиеся вещи. Понятно, что наши руки должны сгибаться и разгибаться, это первичное требования к их функционированию в качестве рук. Однако архаический человек задается вопросом "Почему руки сгибаются?". Ответ на этот вопрос дает миф: "Ранее у людей не сгибались члены вообще. В то время между небом и землей росла лиана. Люди решили забраться по ней на небо, чтобы покорить богов. Боги испугались карабкающихся людей и перерезали лиану. Люди попадали и переломали себе руки и ноги. С тех пор у всех их потомков руки и ноги сломаны". Другой вопрос: "Откуда взялась женщина?" Ранее мужчины жили без женщин. Стало им скучно. Они пошли искать женщину. Через некоторое время они обнаружили искомое на дереве. Продолжение мифа - решение вопроса, как снять женщину с дерева. На этом примере хорошо видно и сходство, и различие философии и мифологии. Миф, как и философия требуют причинного объяснения для "очевидного". Но в мифе "философский" вопрос о происхождении женщины потихоньку заменяется другим вопросом "Как снять женщину с дерева?". Первый вопрос таким образом отодвигается из поля зрения, хотя не решается (можно вновь его поставить: "А откуда взялась женщина на дереве?"). Миф дает "короткий" ответ, удовлетворяется псевдорешением, что не может удовлетворить философию. Однако миф остается в снятом виде в философии. Мифологемы можно обнаружить у любого философа. Большим мастером сочинять мифы был Сократ.
Современное общество не менее мифологизировано, чем архаическое. Конечно, сейчас никто не считает, что Солнце - бог Гелиос, скачущий на колеснице, и Анаксагора не стали бы приговаривать к смертной казни за мысль о том, что Солнце - раскаленный кусок материи. Однако и в наше время человека могут приговорить за высказанные им мысли. Природа во многом демифологизирована, зато мистифицируются социальные и политические силы. Перед современными мыслителями стоит не менее тяжелая задача - расколдовать современные мифы. Так что тема "философия и мифология" не историческая, а скорее футурологическая.
Философия появилась в результате сращения мифологических и пранаучных порядков:
— от мифологии философии досталась предметная сфера, тематическая область, проблематика;
— с наукой философию единит демонстрация, способ фиксации, удостоверения результатов, аппарат обоснования.
Главной заслугой первых философов было различение мысли и предмета мысли. Они положили начало рационализации, которая трансформировала: героическое правдоподобие в гражданское жизнеподобие; обряд в норму; традицию в закон; быт в бытие; не подвластное уму чувственно-конкретное в абстрактно-мыслительное, умопостигаемое.
Философия пришла на смену мифологической картине мира и помогла рационально осмыслить мир.
В древней философии присутствовали: осмысление окружающего мира; понятие бытия человека в мире; поиск гармонии во взаимоотношениях мира и человека.
Важнейшие качества человека для древней философии: знания, справедливость, добродетель.
С самого начала в философии были заложены основы гуманизма — учение о человеке как наивысшей ценности и цели общественного развития.
Философия возникла как способ рационально-понятийного осмысления мира и человека в нем, впоследствии став органичным единством научного знания и жизненной мудрости.
Основной темой древней философии являлась тема первоначала (основы) мира и важнейших характеристик мироздания.
Главными идеями древней философии были: материализм, идеализм, синкретизм (слитность научных и ненаучных знаний).