Учебно-методические материалы для изучения темы № 17: «Процессы внутренней динамики (эндогенные)».
Задание для самостоятельной работы
Задание для самостоятельной работы
Задание для самостоятельной работы
Учебно-методические материалы для изучения темы № 14: «Экзогенные процессы на суше».
Задание для самостоятельной работы
При выполнении самостоятельной работы студенты должны законспектировать разделы учебной литературы, указанные в основном перечне, а именно: [1], глава 10; [11], глава 8.
Для того чтобы ответить на вышеприведенные вопросы, необходимо кроме того просмотреть следующую дополнительную литературу:
1. Бушинский, Г.И. Геология бокситов. / Г.И. Бушинский. – М..1971.
2. Выветривание и литогенез / В.П. Казаринов, В.И. Бгатов, Т.М. Гурова и др. – М.. 1969.
3. Гинзбург, И.И. Типы древних кор выветривания. Формы их проявления и классификация. // Кора выветривания. – М., 1963.
4. Добровольский, В.В. География и палеогеография коры выветривания СССР. – М., 1969.
5. Добровольский, В.В. Кора выветривания и гипергенное рудообразование. – М., 1977.
6. Петров, В.П. Основы учения о древних корах выветривания. – М., 1967.
7. Разумова, В.Н. Древние коры выветривания и гидротермальный процесс. – М., 1977.
8. Страхов, Н.М. Основы теории литогенеза. – М., 1960.
9. Страхов, Н.М. Типы литогенеза и их эволюция в истории Земли. – М., 1963.
10. Теняков, В.А. / Фанерозойское бокситообразование и эволюция некоторых параметров атмосферы. / В.А. Теняков, Н.А. Ясаманов. // Докл. АН СССР. 1981. Т. 257. №5.
Процессы выветривания на суше приводят к существенной дезинтеграции горных пород. На них с момента образования начинают воздействовать различные физические силы, которые способствуют удалению их с места образования и перемещению в пониженные участки. В пределах последних начинают формироваться своеобразные осадки, впоследствии превращающиеся в процессе диагенеза в осадочные породы.
Наиболее важными для территории нашей области в прошлые периоды являлись геологические процессы, связанные с деятельностью покровных ледников, а также процессы, протекающие до настоящего времени в мёрзлой зоне литосферы (криолитозоне). В связи с этим на лекциях делается больший акцент и выделяется больше времени именно этой части темы № 14.
1. Геологическая деятельность ледников.
2. Горные и покровные ледники. Движение ледников.
3. Комплекс ледниковых образований.
4. Геологические процессы в мёрзлой зоне литосферы (криолитозоне).
Вопросы для обсуждения на семинарах:
На седьмой и восьмой учебных неделях второго семестра во время семинарских занятий намечается обсуждение следующих разделов темы:
1. Геологическая деятельность ветра и поверхностных текучих вод.
2. Гравитационные процессы на склонах. Деятельность временных потоков.
3. Деятельность рек. Эрозия, перенос и аккумуляция. Теоретическое и практическое значение деятельности рек.
4. Геологическая деятельность подземных вод. Виды воды в породах. Происхождение подземных вод.
5. Грунтовые воды и их режим. Напорные (артезианские) воды.
6. Общая минерализация и химический состав подземных вод.
7. Карстовые процессы. Формы поверхностного и подземного карста. Отложения в пещерах. Суффозионные явления. Термокарст.
Данное задание для студентов является одним из трудоемких, так как большая часть разделов темы планируется обсудить на семинарских занятиях с опросом каждого учащегося и проверкой конспектов для самостоятельной работы. Успешное выполнение этого задания напрямую зависит от правильных ответов на нижеприведённые вопросы:
1. Как и в каких условиях образуются горные ледники?
2. В каких условиях формируются материковые ледники?
3. Чем обусловлено движение льда и как оно происходит в горных и материковых ледниках?
4. Чем отличаются троги от речных долин?
5. Каким путем осуществляется экзарация?
6. Каким образом происходит ледовая транспортировка материала?
7. Какие существуют типы морен и чем они различаются?
8. В чём особенность перигляциальных областей?
9. Какие типы отложений формируются на краю ледника?
10. В каких условиях возникает эоловая деятельность?
11. Где наиболее интенсивно проявляется действие ветра?
12. Что такое площадная и линейная дефляция?
13. Что такое корразия и как она проявляется?
14. Какие эоловые формы рельефа существуют?
15. Чем отличается формирование дюн от барханов?
16. Что такое лёсс, его основные признаки и распространенность?
17. Какова экологическая роль эоловой деятельности?
18. Что такое склоновые процессы и какова классификация гравитационных процессов?
19. Какие отложения называются коллювием?
20. Чем отличаются камнепады от осыпей и провальные процессы от обвальных и крипов?
21. Какова характеристика оползней и чем отличается оползень от селя?
22. Чем характеризуются гравитационно-водные процессы?
23. Что означает селевый коллювий?
24. Что такое лахар и когда он возникает?
25. Какие отложения образуются при плоскостном стоке?
26. Чем отличаются элювиальные, пролювиальные и делювиальные отложения?
27. Как развиваются овраги, чем отличаются овраги от балок?
28. Как развиваются временные горные потоки и какие отложения связаны с временными потоками?
29. Каковы закономерности формирования речных долин и их экологическое свойство?
30. Каково строение пойм в равнинных и горных районах?
31. Каково строение аллювия равнинных и горных рек?
32. Каким образом формируются надпойменные террасы?
33. Какие условия складываются в устьевой части рек?
34. Чем отличаются дельты, авандельты, эстуарии и лиманы?
35. Каково строение дельтовых отложений?
36. Какова экологическая роль поверхностных вод?
37. Какие полезные ископаемые формируются вместе с речными отложениями?
38. С чем связана водопроницаемость горных пород и какие породы водопроницаемы, а какие нет?
39. Как формируются подземные воды и какие существуют типы подземных вод?
40. Чем отличается верховодка от грунтовых вод, а грунтовые воды от артезианских?
41. Чем характеризуется режим подземных вод?
42. Каким образом меняется химизм подземных вод с глубиной?
43. Какие существуют классификации подземных вод?
44. Чем вызваны карстовые процессы и какие существуют карстовые формы?
45. В чём заключается проблема чистых подземных вод и какие существуют экологические проблемы?
Для того чтобы ответить на поставленные вопросы при выполнении самостоятельного задания следует проработать следующие разделы обязательного перечня литературы: [1], главы 11-16; [11], часть II; главы 9-13,14,15.
Кроме того, наверняка возникнет потребность в дополнительной литературе. Поэтому ниже предлагается сводка наиболее популярных изданий:
1. Алексеев, Н.А. Стихийные явления в природе. – М., 1983.
2. Гагошидзе, М.С. Селевые явления и борьба с ними. – Тбилиси. 1970.
3. Гвоздецкий, Н.А. Кастовые ландшафты. – М., 1979.
4. Гидрогеология / Под ред. В.М. Шестакова и М.С. Орлова. – М., 1984.
5. Елисеев, В.И. Закономерности образования пролювия. – М., 1978.
6. Карташов, И.П. Основные закономерности геологической деятельности рек горных стран. – М., 1977.
7. Кукал, С.М. Сели. – Л., 1978.
8. Лаврушин, Ю.А. Аллювий равнинных рек субарктического пояса и перигляциальных областей материковых оледенений. – М.. 1963.
9. Максимович, Г.А. Основы карстоведения. Т. 1 и 2. Пермь, 1963, 1969.
10. Наливкин, Д.В. Ураганы, бури и смерчи. – Л.. 1979.
11. Обручев, В.А. Пески и лёсс. Избранные работы по географии Азии. – М., 1981.
12. Орлова, А.В. Пустыни как функция планетарного развития. – М., 1978.
13. Общая гидрогеология / Под ред. Е.В. Пиннекер. Новосибирск, 1980.
14. Чистяков, А.А. Аллювий горных рек. – М., 1978.
15. Чистяков, А.А. Условия формирования и фациальная дифференциация дельт и глубоководных конусов // Итоги науки и техники. Общая геология. Т. 10. – М., 1980.
Учебно-методические материалы для изучения темы № 15: «Древние и неоген-четвертичные оледенения Земли».
Четвертичный ледниковый период на Земле начался более 1 млн. лет назад. Сформировавшиеся в горах ледники двинулись на окружающие равнины Северной Америки и Европы. Грандиозные ледниковые покровы распространились по северным частям этих континентов, однако в развитии оледенения были значительные колебания: наступали продолжительные более тёплые межледниковые периоды. Самый долгий межледниковый период длился 300 тысяч лет, а последние остатки льда в Европе исчезли всего 100 тысяч лет назад. Сейчас мы живём в очередной межледниковый период.
Возвращаясь к прошлому Земли, следует отметить, что в уже ранние этапы её развития (первые миллиарды лет её существования), неоднократно возникали периоды существенного снижения общего теплового потока. Так, в раннепротерозойский этап её развития (около 2,5 млрд. лет назад) произошло заметное падение температуры на поверхности Земли. С этим этапом связано появление первого в истории Земли древнего оледенения – Гуронского древнейшего оледенения. В середине гуронских толщ встречаются мореноподобные образования, плохо сортированные глины с валунами, так называемые тиллиты, свидетельствующие о материковом оледенении и резком похолодании климата на Земле в этот период времени.
Позднее аналогичные оледенения происходили и в другие геологические эпохи (в позднем рифее, венде, перми, триасе). Так, например, существуют убедительные доказательства того, что в пермском периоде части бывшего суперконтинента Гондваны, - территории Бразилии, Африки, Индии и Австралии, примыкавшие к южному полюсу, были покрыты материковым льдом.
На лекциях рассматриваются основные вопросы данной темы:
1. Древние оледенения Земли.
2. Развитие великих четвертичных оледенений.
3. Расчленение ледниковых и межледниковых отложений.
4. Причины оледенений на Земле.
Вопросы для обсуждения на семинарах:
На семинарские занятия для обсуждения предлагаются следующие вопросы:
1. Типы ледников.
2. Режим и движение ледников.
3. Ледниковая денудация и аккумуляция.
4. Вводно-ледниковые отложения.
5. Отложения приледниковых областей.
6. Описание разреза отложений пещерной стоянки Шанидар в Северном Ираке.
7. Четвертичные оледенения и эволюция человека, шкала времени Эмильяни.
До выполнения самостоятельного задания предлагается проработать следующие разделы обязательного перечня литературы: [1], глава 14; [12], часть III.
В качестве дополнительной литературы рекомендуются следующие издания:
1. Васильев, Ю.А. Отложения перигляциальной зоны Восточной Европы. – М., 1980.
2. Гурский, Б.Н. Геология. / Б.Н. Гурский, Г.В. Гурский. – М., 1985.
3. Джон, Б. Зимы нашей планеты. / Б. Джон, Э. Дербишир. Г. Янг. – Пер. с англ. М., 1982.
4. Лаврушин, Ю.А. Строение и формирование основных морен материковых оледенений. – М., 1976.
5. Леонтьев, О.К. Общая геоморфология. / О.К. Леонтьев, Г.И. Рычагов. – М., 1988.
Учебно-методические материалы для изучения темы № 16: «Экзогенные процессы в Мировом океане».
Мировой океан представляет собой главную часть гидросферы – водной оболочки Земли. В ней сосредоточено не менее 1,4 млрд. куб. км воды, что составляет около 94% объёма гидросферы. Эти огромные массы воды находятся в постоянном движении.
Геологические процессы, протекающие в Мировом океане, многообразны и представляют собой взаимосвязанные явления. Они состоят из следующих процессов:
- разрушения, или абразии, массивов горных пород, слагающих берега и часть мелководья;
- переноса и сортировки продуктов разрушения, приносимого с суши;
- накопления, или аккумуляции, различных осадков.
Эти разделы кратко излагаются в лекциях по теме № 16. Другая часть данной темы рассматривается на практических занятиях.
Вопросы для обсуждения на семинарах:
На семинарские занятия для обсуждения предлагаются следующие вопросы:
1. Физико-химические свойства вод морей и океанов.
2. Подводный рельеф океанов и морей.
3. Главные элементы профиля морского дна и биономические зоны моря.
4. Геологическая деятельность морей и океанов.
5. Геодинамика вод Мирового океана. Приливно-отливные движения.
5. Накопление морских осадков и преобразование осадков в осадочные породы.
6. Понятие о фациях.
7. Геологическая деятельность озёр и болот.
8. Полезные ископаемые морских бассейнов, озёр и болот.
До выполнения самостоятельного задания предлагается проработать следующие разделы обязательного перечня литературы: [1], глава 15; [11], главы 16,17.
Конспектируемый материал должен соответствовать теме и служить источником для ответов на нижеприведённые вопросы:
1. Что такое соленость морской воды и как она изменяется?
2. Как образуются аккумулятивные и абразионные террасы?
3. Какова гидродинамика Мирового океана?
4. Какие генетические типы осадков накапливаются в морях и океанах?
5. Что такое диагенез и катагенез?
6. Чем отличаются переходные зоны от континентов к океанам?
7. Какие процессы происходят в области срединно-океанских хребтов?
В качестве дополнительной литературы рекомендуются следующие издания:
1. Богданов, Д.В. Региональная физическая география Мирового океана. – М., 1985.
2. Гембель, А.В. Общая география Мирового океана. – М., 1979.
3. Залогин, Б.С. Мировой океан. / Б.С. Залогин, А.Д. Кузьминская. – М., 2001.
4. Зейболд, Е. Дно океана (введение в морскую геологию). / Е. Зейболд, В. Бергер. – Пер. с англ. М., 1984.
5. Кеннет, Дж. П. Морская геология. Т. 1 и 2. – Пер. с англ. М.. 1987.
6. Леонтьев, О.К. Морская геология. – М., 1982.
7. Лисицын, А.П. Лавинная седиментация в океане // Литология и полезные ископаемые. М., 1984.
8. Степанов, В.Н. Океаносфера. – М., 1983.
9. Фролов, В.Т. Литология. Т. 1-3. – М., 1992.
10. Шопф, Т. Палеоокеанология. – М., 1982.
Земная кора постоянно испытывает движения, чаще всего медленные, но при землетрясениях они очень быстрые, почти мгновенные. Современные движения земной коры могут быть как вертикальными, так и горизонтальными.
Для многих регионов мира составлены карты современных вертикальных движений. Согласно высокоточным инструментальным методам установлено, что Малый Кавказ сейчас поднимается со скоростью от 8 до 13,5 мм в год, а горные сооружения Восточных Карпат растут со скоростью 1,5 – 1,7 мм/год. Балтийский щит в Скандинавии растет вверх со скоростью 8 – 10 мм/год. В Байкальской рифтовой зоне скорость современных вертикальных движений составляет 10 – 20 мм/год. Во многих районах происходят современные опускания. Южное побережье Балтийского моря медленно опускается – в Нидерландах суша располагается уже на десятки метров ниже уровня моря. Черноморское побережье Кавказа погружается со скоростью до 12 мм/год, а берег западнее г. Одессы – 4,5 мм/год.
Для измерения горизонтальных движений в настоящее время широко используется геодезическая спутниковая система GPS.
В чем причины таких перемещений земной коры?
На этот и другие вопросы студенты могут дать ответ, прослушав лекции по данной теме и изучив соответствующие главы учебника по геологии [11], (главы 18,19).
Вопросы для обсуждения на семинарах:
На семинарских занятиях предлагается обсудить следующие разделы темы:
1. Эндогенные геологические процессы.
2. Современные вертикальные движения земной коры.
3. Современные горизонтальные движения земной коры.
4. Тектонические и разрывные нарушения.
5. Интрузивный и эффузивный магматизм.