Учебно-методические материалы для изучения темы № 17: «Процессы внутренней динамики (эндогенные)».

Задание для самостоятельной работы

Задание для самостоятельной работы

Задание для самостоятельной работы

Учебно-методические материалы для изучения темы № 14: «Экзогенные процессы на суше».

Задание для самостоятельной работы

При выполнении самостоятельной работы студенты должны законспектировать разделы учебной литературы, указанные в основном перечне, а именно: [1], глава 10; [11], глава 8.

Для того чтобы ответить на вышеприведенные вопросы, необходимо кроме того просмотреть следующую дополнительную литературу:

1. Бушинский, Г.И. Геология бокситов. / Г.И. Бушинский. – М..1971.

2. Выветривание и литогенез / В.П. Казаринов, В.И. Бгатов, Т.М. Гурова и др. – М.. 1969.

3. Гинзбург, И.И. Типы древних кор выветривания. Формы их проявления и классификация. // Кора выветривания. – М., 1963.

4. Добровольский, В.В. География и палеогеография коры выветривания СССР. – М., 1969.

5. Добровольский, В.В. Кора выветривания и гипергенное рудообразование. – М., 1977.

6. Петров, В.П. Основы учения о древних корах выветривания. – М., 1967.

7. Разумова, В.Н. Древние коры выветривания и гидротермальный процесс. – М., 1977.

8. Страхов, Н.М. Основы теории литогенеза. – М., 1960.

9. Страхов, Н.М. Типы литогенеза и их эволюция в истории Земли. – М., 1963.

10. Теняков, В.А. / Фанерозойское бокситообразование и эволюция некоторых параметров атмосферы. / В.А. Теняков, Н.А. Ясаманов. // Докл. АН СССР. 1981. Т. 257. №5.

Процессы выветривания на суше приводят к существенной дезинтеграции горных пород. На них с момента образования начинают воздействовать различные физические силы, которые способствуют удалению их с места образования и перемещению в пониженные участки. В пределах последних начинают формироваться своеобразные осадки, впоследствии превращающиеся в процессе диагенеза в осадочные породы.

Наиболее важными для территории нашей области в прошлые периоды являлись геологические процессы, связанные с деятельностью покровных ледников, а также процессы, протекающие до настоящего времени в мёрзлой зоне литосферы (криолитозоне). В связи с этим на лекциях делается больший акцент и выделяется больше времени именно этой части темы № 14.

1. Геологическая деятельность ледников.

2. Горные и покровные ледники. Движение ледников.

3. Комплекс ледниковых образований.

4. Геологические процессы в мёрзлой зоне литосферы (криолитозоне).

Вопросы для обсуждения на семинарах:

На седьмой и восьмой учебных неделях второго семестра во время семинарских занятий намечается обсуждение следующих разделов темы:

1. Геологическая деятельность ветра и поверхностных текучих вод.

2. Гравитационные процессы на склонах. Деятельность временных потоков.

3. Деятельность рек. Эрозия, перенос и аккумуляция. Теоретическое и практическое значение деятельности рек.

4. Геологическая деятельность подземных вод. Виды воды в породах. Происхождение подземных вод.

5. Грунтовые воды и их режим. Напорные (артезианские) воды.

6. Общая минерализация и химический состав подземных вод.

7. Карстовые процессы. Формы поверхностного и подземного карста. Отложения в пещерах. Суффозионные явления. Термокарст.

Данное задание для студентов является одним из трудоемких, так как большая часть разделов темы планируется обсудить на семинарских занятиях с опросом каждого учащегося и проверкой конспектов для самостоятельной работы. Успешное выполнение этого задания напрямую зависит от правильных ответов на нижеприведённые вопросы:

1. Как и в каких условиях образуются горные ледники?

2. В каких условиях формируются материковые ледники?

3. Чем обусловлено движение льда и как оно происходит в горных и материковых ледниках?

4. Чем отличаются троги от речных долин?

5. Каким путем осуществляется экзарация?

6. Каким образом происходит ледовая транспортировка материала?

7. Какие существуют типы морен и чем они различаются?

8. В чём особенность перигляциальных областей?

9. Какие типы отложений формируются на краю ледника?

10. В каких условиях возникает эоловая деятельность?

11. Где наиболее интенсивно проявляется действие ветра?

12. Что такое площадная и линейная дефляция?

13. Что такое корразия и как она проявляется?

14. Какие эоловые формы рельефа существуют?

15. Чем отличается формирование дюн от барханов?

16. Что такое лёсс, его основные признаки и распространенность?

17. Какова экологическая роль эоловой деятельности?

18. Что такое склоновые процессы и какова классификация гравитационных процессов?

19. Какие отложения называются коллювием?

20. Чем отличаются камнепады от осыпей и провальные процессы от обвальных и крипов?

21. Какова характеристика оползней и чем отличается оползень от селя?

22. Чем характеризуются гравитационно-водные процессы?

23. Что означает селевый коллювий?

24. Что такое лахар и когда он возникает?

25. Какие отложения образуются при плоскостном стоке?

26. Чем отличаются элювиальные, пролювиальные и делювиальные отложения?

27. Как развиваются овраги, чем отличаются овраги от балок?

28. Как развиваются временные горные потоки и какие отложения связаны с временными потоками?

29. Каковы закономерности формирования речных долин и их экологическое свойство?

30. Каково строение пойм в равнинных и горных районах?

31. Каково строение аллювия равнинных и горных рек?

32. Каким образом формируются надпойменные террасы?

33. Какие условия складываются в устьевой части рек?

34. Чем отличаются дельты, авандельты, эстуарии и лиманы?

35. Каково строение дельтовых отложений?

36. Какова экологическая роль поверхностных вод?

37. Какие полезные ископаемые формируются вместе с речными отложениями?

38. С чем связана водопроницаемость горных пород и какие породы водопроницаемы, а какие нет?

39. Как формируются подземные воды и какие существуют типы подземных вод?

40. Чем отличается верховодка от грунтовых вод, а грунтовые воды от артезианских?

41. Чем характеризуется режим подземных вод?

42. Каким образом меняется химизм подземных вод с глубиной?

43. Какие существуют классификации подземных вод?

44. Чем вызваны карстовые процессы и какие существуют карстовые формы?

45. В чём заключается проблема чистых подземных вод и какие существуют экологические проблемы?

Для того чтобы ответить на поставленные вопросы при выполнении самостоятельного задания следует проработать следующие разделы обязательного перечня литературы: [1], главы 11-16; [11], часть II; главы 9-13,14,15.

Кроме того, наверняка возникнет потребность в дополнительной литературе. Поэтому ниже предлагается сводка наиболее популярных изданий:

1. Алексеев, Н.А. Стихийные явления в природе. – М., 1983.

2. Гагошидзе, М.С. Селевые явления и борьба с ними. – Тбилиси. 1970.

3. Гвоздецкий, Н.А. Кастовые ландшафты. – М., 1979.

4. Гидрогеология / Под ред. В.М. Шестакова и М.С. Орлова. – М., 1984.

5. Елисеев, В.И. Закономерности образования пролювия. – М., 1978.

6. Карташов, И.П. Основные закономерности геологической деятельности рек горных стран. – М., 1977.

7. Кукал, С.М. Сели. – Л., 1978.

8. Лаврушин, Ю.А. Аллювий равнинных рек субарктического пояса и перигляциальных областей материковых оледенений. – М.. 1963.

9. Максимович, Г.А. Основы карстоведения. Т. 1 и 2. Пермь, 1963, 1969.

10. Наливкин, Д.В. Ураганы, бури и смерчи. – Л.. 1979.

11. Обручев, В.А. Пески и лёсс. Избранные работы по географии Азии. – М., 1981.

12. Орлова, А.В. Пустыни как функция планетарного развития. – М., 1978.

13. Общая гидрогеология / Под ред. Е.В. Пиннекер. Новосибирск, 1980.

14. Чистяков, А.А. Аллювий горных рек. – М., 1978.

15. Чистяков, А.А. Условия формирования и фациальная дифференциация дельт и глубоководных конусов // Итоги науки и техники. Общая геология. Т. 10. – М., 1980.

Учебно-методические материалы для изучения темы № 15: «Древние и неоген-четвертичные оледенения Земли».

Четвертичный ледниковый период на Земле начался более 1 млн. лет назад. Сформировавшиеся в горах ледники двинулись на окружающие равнины Северной Америки и Европы. Грандиозные ледниковые покровы распространились по северным частям этих континентов, однако в развитии оледенения были значительные колебания: наступали продолжительные более тёплые межледниковые периоды. Самый долгий межледниковый период длился 300 тысяч лет, а последние остатки льда в Европе исчезли всего 100 тысяч лет назад. Сейчас мы живём в очередной межледниковый период.

Возвращаясь к прошлому Земли, следует отметить, что в уже ранние этапы её развития (первые миллиарды лет её существования), неоднократно возникали периоды существенного снижения общего теплового потока. Так, в раннепротерозойский этап её развития (около 2,5 млрд. лет назад) произошло заметное падение температуры на поверхности Земли. С этим этапом связано появление первого в истории Земли древнего оледенения – Гуронского древнейшего оледенения. В середине гуронских толщ встречаются мореноподобные образования, плохо сортированные глины с валунами, так называемые тиллиты, свидетельствующие о материковом оледенении и резком похолодании климата на Земле в этот период времени.

Позднее аналогичные оледенения происходили и в другие геологические эпохи (в позднем рифее, венде, перми, триасе). Так, например, существуют убедительные доказательства того, что в пермском периоде части бывшего суперконтинента Гондваны, - территории Бразилии, Африки, Индии и Австралии, примыкавшие к южному полюсу, были покрыты материковым льдом.

На лекциях рассматриваются основные вопросы данной темы:

1. Древние оледенения Земли.

2. Развитие великих четвертичных оледенений.

3. Расчленение ледниковых и межледниковых отложений.

4. Причины оледенений на Земле.

Вопросы для обсуждения на семинарах:

На семинарские занятия для обсуждения предлагаются следующие вопросы:

1. Типы ледников.

2. Режим и движение ледников.

3. Ледниковая денудация и аккумуляция.

4. Вводно-ледниковые отложения.

5. Отложения приледниковых областей.

6. Описание разреза отложений пещерной стоянки Шанидар в Северном Ираке.

7. Четвертичные оледенения и эволюция человека, шкала времени Эмильяни.

До выполнения самостоятельного задания предлагается проработать следующие разделы обязательного перечня литературы: [1], глава 14; [12], часть III.

В качестве дополнительной литературы рекомендуются следующие издания:

1. Васильев, Ю.А. Отложения перигляциальной зоны Восточной Европы. – М., 1980.

2. Гурский, Б.Н. Геология. / Б.Н. Гурский, Г.В. Гурский. – М., 1985.

3. Джон, Б. Зимы нашей планеты. / Б. Джон, Э. Дербишир. Г. Янг. – Пер. с англ. М., 1982.

4. Лаврушин, Ю.А. Строение и формирование основных морен материковых оледенений. – М., 1976.

5. Леонтьев, О.К. Общая геоморфология. / О.К. Леонтьев, Г.И. Рычагов. – М., 1988.

Учебно-методические материалы для изучения темы № 16: «Экзогенные процессы в Мировом океане».

Мировой океан представляет собой главную часть гидросферы – водной оболочки Земли. В ней сосредоточено не менее 1,4 млрд. куб. км воды, что составляет около 94% объёма гидросферы. Эти огромные массы воды находятся в постоянном движении.

Геологические процессы, протекающие в Мировом океане, многообразны и представляют собой взаимосвязанные явления. Они состоят из следующих процессов:

- разрушения, или абразии, массивов горных пород, слагающих берега и часть мелководья;

- переноса и сортировки продуктов разрушения, приносимого с суши;

- накопления, или аккумуляции, различных осадков.

Эти разделы кратко излагаются в лекциях по теме № 16. Другая часть данной темы рассматривается на практических занятиях.

Вопросы для обсуждения на семинарах:

На семинарские занятия для обсуждения предлагаются следующие вопросы:

1. Физико-химические свойства вод морей и океанов.

2. Подводный рельеф океанов и морей.

3. Главные элементы профиля морского дна и биономические зоны моря.

4. Геологическая деятельность морей и океанов.

5. Геодинамика вод Мирового океана. Приливно-отливные движения.

5. Накопление морских осадков и преобразование осадков в осадочные породы.

6. Понятие о фациях.

7. Геологическая деятельность озёр и болот.

8. Полезные ископаемые морских бассейнов, озёр и болот.

До выполнения самостоятельного задания предлагается проработать следующие разделы обязательного перечня литературы: [1], глава 15; [11], главы 16,17.

Конспектируемый материал должен соответствовать теме и служить источником для ответов на нижеприведённые вопросы:

1. Что такое соленость морской воды и как она изменяется?

2. Как образуются аккумулятивные и абразионные террасы?

3. Какова гидродинамика Мирового океана?

4. Какие генетические типы осадков накапливаются в морях и океанах?

5. Что такое диагенез и катагенез?

6. Чем отличаются переходные зоны от континентов к океанам?

7. Какие процессы происходят в области срединно-океанских хребтов?

В качестве дополнительной литературы рекомендуются следующие издания:

1. Богданов, Д.В. Региональная физическая география Мирового океана. – М., 1985.

2. Гембель, А.В. Общая география Мирового океана. – М., 1979.

3. Залогин, Б.С. Мировой океан. / Б.С. Залогин, А.Д. Кузьминская. – М., 2001.

4. Зейболд, Е. Дно океана (введение в морскую геологию). / Е. Зейболд, В. Бергер. – Пер. с англ. М., 1984.

5. Кеннет, Дж. П. Морская геология. Т. 1 и 2. – Пер. с англ. М.. 1987.

6. Леонтьев, О.К. Морская геология. – М., 1982.

7. Лисицын, А.П. Лавинная седиментация в океане // Литология и полезные ископаемые. М., 1984.

8. Степанов, В.Н. Океаносфера. – М., 1983.

9. Фролов, В.Т. Литология. Т. 1-3. – М., 1992.

10. Шопф, Т. Палеоокеанология. – М., 1982.

Земная кора постоянно испытывает движения, чаще всего медленные, но при землетрясениях они очень быстрые, почти мгновенные. Современные движения земной коры могут быть как вертикальными, так и горизонтальными.

Для многих регионов мира составлены карты современных вертикальных движений. Согласно высокоточным инструментальным методам установлено, что Малый Кавказ сейчас поднимается со скоростью от 8 до 13,5 мм в год, а горные сооружения Восточных Карпат растут со скоростью 1,5 – 1,7 мм/год. Балтийский щит в Скандинавии растет вверх со скоростью 8 – 10 мм/год. В Байкальской рифтовой зоне скорость современных вертикальных движений составляет 10 – 20 мм/год. Во многих районах происходят современные опускания. Южное побережье Балтийского моря медленно опускается – в Нидерландах суша располагается уже на десятки метров ниже уровня моря. Черноморское побережье Кавказа погружается со скоростью до 12 мм/год, а берег западнее г. Одессы – 4,5 мм/год.

Для измерения горизонтальных движений в настоящее время широко используется геодезическая спутниковая система GPS.

В чем причины таких перемещений земной коры?

На этот и другие вопросы студенты могут дать ответ, прослушав лекции по данной теме и изучив соответствующие главы учебника по геологии [11], (главы 18,19).

Вопросы для обсуждения на семинарах:

На семинарских занятиях предлагается обсудить следующие разделы темы:

1. Эндогенные геологические процессы.

2. Современные вертикальные движения земной коры.

3. Современные горизонтальные движения земной коры.

4. Тектонические и разрывные нарушения.

5. Интрузивный и эффузивный магматизм.