Учебно-методические материалы для изучения темы № 13: «Геологические процессы. Процессы внешней динамики (экзогенные)».

Задание для самостоятельной работы

Учебно-методические материалы для изучения темы № 12: «Возраст горных пород. Геологическое время. Геохронологическая шкала».

Задание для самостоятельной работы

При выполнении самостоятельной работы студенты должны в достаточном объеме проработать различную литературу для того, чтобы ответить на следующие вопросы:

1. Какие главнейшие химические элементы и соединения принимают участие в строении земной коры?

2. Что такое минералы?

3. Какими физическими свойствами обладают минералы?

4. Каковы основные принципы классификации минералов?

5. Какие основные породообразующие минералы известны?

6. Что такое горная порода?

7. На чем основана генетическая классификация горных пород?

8. Какие структурные и текстурные особенности характерны для магматических пород?

9. В чем заключается особенность осадочных горных пород?

10. Какие известны структурные и текстурные особенности метаморфических пород?

11. Каково происхождение метаморфических пород?

12. Какие вам известны фации метаморфизма?

Для конспектирования самостоятельного задания студенты, кроме лекций, могут использовать следующие источники из прилагаемого списка литературы: [3], главы 10,11; [4], главы 1-3; [8], части I,II; [9], главы 2,6-9; [11], главы 5,21; [13], глава 1.

Дополнительная литература:

1. Атлас текстур и структур горных пород. М., 1969.

2. Бетехтин, А.Г. Курс минералогии. / А.Г. Бетехтин. – М.: Госгеолтехиздат, 1956.

3. Емельяненко П.Ф. Петрография магматических и метаморфических пород. / П.Ф. Емельяненко, Е.Б. Яковлева. – М., 1985.

4. Костов, И. Минералогия. / И. Костов. – М.: Мир, 1971.

5. Левинсон-Лессинг, Ф.Ю. Петрографический словарь. / Ф.Ю. Левинсон-Лессинг, Э.А. Струве. – М.: Госгеолтехиздат, 1963.

6. Логвиненко, Н.В. Методы определения осадочных горных пород / Н.В. Логвиненко, Э.И. Сергеева. – М., 1986.

7. Миловский, А.В. Минералогия. / А.В. Миловский, О.В. Кононов. – М., 1972.

8. Минералогическая энциклопедия. / Под редакцией К. Фрея. – Л.: Недра, 1985.

9. Справочник по литологии. / Под ред. Н.Б. Вассоевича. М.,1983.

10. Фролов, В.Т. Основы литологии. / В.Т. Фролов. – М.,1999.

Изучая современное строение Земли, геологи сталкиваются с её прошлым, с разнообразными по масштабам и формам проявления геологическим событиями. Но в первую очередь геологи сталкиваются с проблемой геологического времени. Геологическое время – это время действия геологических процессов. Существуют относительное и абсолютное летоисчисления.

По этой теме предусмотрено чтение следующих лекций:

1. Методы абсолютной и относительной геохронологии.

2. Периодизация тектонической активности Земли.

3. Сопоставление галактических циклов с фазами диастрофизма на Земле.

4. Радиоактивные изотопы и их использование в геохронологии. Взаимодействие- лучей с электронами. Поглощение - лучей.

5. Вывод уравнения, описывающего экспоненциальный закон.

6. Определение относительного возраста магматических образований.

7. Составление сводной стратиграфической колонки. Международная стратиграфическая (геохронологическая) шкала. Её подразделения.

Вопросы для обсуждения на семинарах:

На семинарских занятиях предусматривается обсуждение следующих вопросов:

1. В чем заключается суть геологического возраста?

2. На чем основаны относительное и абсолютное летоисчисления?

3. Каков возраст Земли?

4. Что изучает стратиграфия?

5. В чем заключается палеонтологический метод?

6. На чем основано определение возраста палеомагнитным методом?

7. Каков принцип составления стратиграфической колонки?

8. Какие существуют эоны и эратемы?

9. На какие периоды разделяются палеозой. Мезозой, кайнозой?

!0. На чем основан радиогеохронологический метод определения возраста? Вывод уравнения.

При выполнении самостоятельной работы студенты должны проработать литературу, указанную в основном перечне, а именно: [2], глава 1; [1], глава 5; [9], глава 4; [11], глава 6; [16], главы 2,3.

Кроме того, следует просмотреть следующую дополнительную литературу:

1. Войткевич, Г.В. Геология хронологии Земли. / Г.В. Войткевич. – М., 1984.

2. Друшиц, В.В. Палеонтология / В.В. Друшиц, О.П. Обручева. – М., 1971.

3. Хаин, В.Е. Историческая геология. / В.Е. Хаин, Н.В. Короновский, Н.А. Ясаманов. – М., 1997.

На земной поверхности горные породы находятся в условиях тесного взаимодействия с атмосферой, гидросферой, биосферой и под их воздействием начинают разрушаться и преобразовываться. Такие процессы носят название процессы внешней динамики или гипергенные. Коренные породы, возникшие на некоторой глубине в недрах, оказавшись на дневной поверхности попадают в совершенно иные физико-химические условия и под влиянием различных внешних факторов начинают превращаться в продукты выветривания,образуя так называемые коры выветривания. Область, где происходит дезинтеграция минерального единства горных пород называется зоной выветривания или зоной гипергенеза.

В аудиторное время предполагается рассмотреть следующие аспекты данной темы:

1. Экзогенные процессы.

2. Сущность и направленность процессов выветривания.

3. Агенты и типы выветривания. Продукты выветривания.

4. Почвы и почвообразование.

5. Коры и профили выветривания.

6. Экологическое значение процессов выветривания.

7. Древние коры выветривания и приуроченные к ним полезные ископаемые.

Вопросы для обсуждения на семинарах:

На семинарских занятиях предусматривается обсуждение следующих вопросов:

1. Что такое выветривание?

2. В каких условиях формируются коры выветривания?

3. Каковы главные агенты физического выветривания?

4. В каких ландшафтно-климатических областях происходит физическое выветривание?

5. Какие процессы происходят во время химического выветривания?

6. Какие ландшафтно-климатические условия благоприятны для химического выветривания?

7. В чем состоит зональность и стадийность кор выветривания?

8. Каким образом происходят окисление и гидратация минералов?

9. Как протекает процесс гидролиза?

10. Как соотносятся между собой элювий и кора выветривания?

11. Назовите пример древних кор выветривания.

12. В чем заключается процесс почвообразования?

13. Какие горизонты почв существуют?

14. Каков полный профиль латеритной коры выветривания?

15. В чем заключается зональность в почво- и корообразовании?