Учебно-методические материалы для изучения темы № 11: «Минералы и горные породы».
Задание для самостоятельной работы
Учебно-методические материалы для изучения темы № 10: «Земная кора, её состав и строение».
Задание для самостоятельной работы
Для самостоятельной работы студентам предлагается рассчитать суммарный тепловой поток континентов и океанов, а также указать на главные отличия в происхождении океанского и континентального тепловых потоков и способов теплопереноса.
Для конспектирования самостоятельного задания, студенты кроме лекций, могут использовать следующие источники из прилагаемого списка литературы: [2], глава 1; [7], глава 1; [9], глава 11; [21], глава 5.
Как известно, земная кора на суше и под океанами резко отличается друг от друга по строению, мощности и составу горных пород. Поэтому выделяют континентальную и океанскую кору. Кроме того, геофизики выделяют два переходных типа земной коры: субконтинентальный и субокеанский. Первая в целом похожа на континентальную, но приурочена к островным дугам и имеет повышенную мощность. Вторая располагается под крупными океанскими впадинами, в окраинных и внутриконтинентальных морях и отличается значительными мощностями осадочного слоя.
По этой теме предусмотрено чтение следующих лекций:
1. Строение, вещественный и химический состав океанской и континентальной коры.
2. Сопоставление типичного разреза офиолитового комплекса со слоями современной океанской литосферы.
3. Принципиальные отличия континентальной и океанской коры.
Вопросы для обсуждения на семинарах:
На семинарских занятиях предусматривается обсуждение следующих вопросов:
1. Каково строение земной коры?
2. Чем отличается океанская кора от континентальной?
3. Чем отличается субконтинентальная кора от субокеанской?
4. Где развита субконтинентальная кора и субокеанская?
5. Что такое литосфера и астеносфера?
Во время самостоятельной работы студенты должны особо обратить внимание на такие образования в земной коре, как офиолиты – реликты коры обширных океанов или окраинных морей, разобщавших в своё время континенты и островные дуги.
Для конспектирования самостоятельного задания студенты, кроме лекций, могут использовать следующие источники из прилагаемого списка литературы: [2], глава 1; [7], глава 1; [11], глава 4.
Дополнительная литература:
1. Белявский, Н.А. Строение земной коры континентов по геолого-геофизическим данным. / Н.А. Белявский. – М., 1981.
2. Емельяненко П.Ф. Петрография магматических и метаморфических пород. / П.Ф. Емельяненко, Е.Б. Яковлева. – М., 1985.
3. Павленкова, Н.И. Глубинные неоднородности Земли. // Природа, 1983, №12.
Земная кора слагается различными по химическому составу, происхождению и условиям залегания группами минералов и горных пород. Горные породы представляют собой агрегаты, сложенные из определенного сочетания минералов. Последние в свою очередь из атомов и молекул химических элементов.
По этой теме предусмотрено чтение следующих лекций:
1. Общие сведения о внутреннем строении кристаллического вещества.
2. Элементы симметрии в кристаллах, кристаллографические оси и сингонии.
3. Классификация минералов.
4. Физические свойства минералов.
5. Процессы образования минералов в природе.
6. Общие сведения о горных породах.
7. Классификация горных пород по генезису.
8. Осадочные, магматические и метаморфические горные породы.
Вопросы для обсуждения на семинарах:
На семинарских занятиях предусматривается обсуждение следующих вопросов:
1. Элементы кристаллографии.
2. Классификация и физические свойства минералов.
3. Структурные особенности и систематика подкласса силикатов.
4. Классификация горных пород. Осадочные горные породы.
5. Магматические горные породы.
6. Метаморфические горные породы. Факторы и виды метаморфизма.