Учебно-методические материалы для изучения темы № 11: «Минералы и горные породы».

Задание для самостоятельной работы

Учебно-методические материалы для изучения темы № 10: «Земная кора, её состав и строение».

Задание для самостоятельной работы

Для самостоятельной работы студентам предлагается рассчитать суммарный тепловой поток континентов и океанов, а также указать на главные отличия в происхождении океанского и континентального тепловых потоков и способов теплопереноса.

Для конспектирования самостоятельного задания, студенты кроме лекций, могут использовать следующие источники из прилагаемого списка литературы: [2], глава 1; [7], глава 1; [9], глава 11; [21], глава 5.

Как известно, земная кора на суше и под океанами резко отличается друг от друга по строению, мощности и составу горных пород. Поэтому выделяют континентальную и океанскую кору. Кроме того, геофизики выделяют два переходных типа земной коры: субконтинентальный и субокеанский. Первая в целом похожа на континентальную, но приурочена к островным дугам и имеет повышенную мощность. Вторая располагается под крупными океанскими впадинами, в окраинных и внутриконтинентальных морях и отличается значительными мощностями осадочного слоя.

По этой теме предусмотрено чтение следующих лекций:

1. Строение, вещественный и химический состав океанской и континентальной коры.

2. Сопоставление типичного разреза офиолитового комплекса со слоями современной океанской литосферы.

3. Принципиальные отличия континентальной и океанской коры.

Вопросы для обсуждения на семинарах:

На семинарских занятиях предусматривается обсуждение следующих вопросов:

1. Каково строение земной коры?

2. Чем отличается океанская кора от континентальной?

3. Чем отличается субконтинентальная кора от субокеанской?

4. Где развита субконтинентальная кора и субокеанская?

5. Что такое литосфера и астеносфера?

Во время самостоятельной работы студенты должны особо обратить внимание на такие образования в земной коре, как офиолиты – реликты коры обширных океанов или окраинных морей, разобщавших в своё время континенты и островные дуги.

Для конспектирования самостоятельного задания студенты, кроме лекций, могут использовать следующие источники из прилагаемого списка литературы: [2], глава 1; [7], глава 1; [11], глава 4.

Дополнительная литература:

1. Белявский, Н.А. Строение земной коры континентов по геолого-геофизическим данным. / Н.А. Белявский. – М., 1981.

2. Емельяненко П.Ф. Петрография магматических и метаморфических пород. / П.Ф. Емельяненко, Е.Б. Яковлева. – М., 1985.

3. Павленкова, Н.И. Глубинные неоднородности Земли. // Природа, 1983, №12.

Земная кора слагается различными по химическому составу, происхождению и условиям залегания группами минералов и горных пород. Горные породы представляют собой агрегаты, сложенные из определенного сочетания минералов. Последние в свою очередь из атомов и молекул химических элементов.

По этой теме предусмотрено чтение следующих лекций:

1. Общие сведения о внутреннем строении кристаллического вещества.

2. Элементы симметрии в кристаллах, кристаллографические оси и сингонии.

3. Классификация минералов.

4. Физические свойства минералов.

5. Процессы образования минералов в природе.

6. Общие сведения о горных породах.

7. Классификация горных пород по генезису.

8. Осадочные, магматические и метаморфические горные породы.

Вопросы для обсуждения на семинарах:

На семинарских занятиях предусматривается обсуждение следующих вопросов:

1. Элементы кристаллографии.

2. Классификация и физические свойства минералов.

3. Структурные особенности и систематика подкласса силикатов.

4. Классификация горных пород. Осадочные горные породы.

5. Магматические горные породы.

6. Метаморфические горные породы. Факторы и виды метаморфизма.