Краткая история аэрометодов в геологии . . . . . . . . . . . . 4
ЗАДАНИЕ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ ПО ТЕМЕ 3
Заключительная часть занятия (5 минут)
Строение магматических пород
При описании строения горных пород пользуются понятиями «структура» и «текстура».
Структура магматических горных пород определяется степенью их кристалличности, т.е. наличием или отсутствием в породе вулканического стекла, абсолютными и относительными размерами, и формой минеральных зёрен и их взаимном соотношением.
1. По степени кристаллизации различают следующие структуры:
1) полнокристаллическая (всё вещество представлено в виде кристаллов);
Разделяется по размеру минеральных зёрен на:
- скрытокристаллические (афанитовые) с размером зёрен менее 0,1 мм;
- мелкокристаллические (мелкозернистые) с размером зёрен 0,1 – 1,0 мм;
- среднекристаллические (среднезернистые) с размером зёрен 1 – 5 мм;
- крупнокристаллические (крупнозернистые) с размером зёрен 5 – 10 мм;
- грубокристаллические (грубозернистые) с размером зёрен 5 – 10 мм.
2) неполнокристаллическая (часть вещества затвердела в виде кристаллов, а часть в виде вулканического стекла);
3) стекловатая (всё вещество представлено вулканическим стеклом).
2. По относительным размерам минеральных зёрен выделяют структуры:
- равномернокристаллические (равномернозернистые) с примерно равным размером зёрен;
- неравномернокристаллические (неравномернозернистые) с примерно равным размером зёрен.
Если в неравномернозернистых структурах выделяются отдельные минералы в 10-15 раз превосходящих размер зёрен основного минерала скрытокристаллической или мелкокристаллической структуры, то такие структуры называют порфировыми или порфировидными.
3. Структуры взаимного прорастания.
В большинстве случаев различаются только под микроскопом.Но в наиболее грубозернистых структурах такая структура наблюдается в жильных породах. Она представляет собой хорошо различимое прорастание калиевого полевого шпата кварцем и называется пегматитовой.
Так как в породе обычно породообразующие минералы различных размеров, то при определении степени кристаллизации и относительных размеров принимают характеристики преобладающего минерала.
Текстура характеризует сложение породы, т.е. расположение зёрен в пространстве и общий облик породы.
По способу заполнения пространства, текстурным признакам, различают плотные (компактные) и пористые породы.
Плотной структурой обладают вулканические стёкла с бесструктурным строением вещества.
Образование пористых структур связано с быстрым застыванием лавы при выделении газов. В пористых структурах различают текстуры пузыристые и пористые (шлаки и пемза).
Преподаватель доводит задание на самоподготовку и подводит итоги занятия. Отмечает студентов, наиболее активно работавших на занятии. Отвечает на задаваемые вопросы. Подаётся команда к завершению занятия.
Заведующий кафедрой ГДиВБ Л. В. Пихконен
по дисциплине «Геология»
Повторить и самостоятельно проработать темы:
1. Описать минералы класса сульфитов:
- пирит (серный, железный колчедан);
- халькопирит (медный колчедан);
- сфалерит (цинковая обманка);
- галенит (свинцовый блеск).
2. Описать минералы класса оксидов:
- кварц;
- корунд;
- гематит;
- магнетит.
3. Описать минералы класса гидрооксидов:
- лимонит (бурый железняк);
- гётит;
- бокситы;
- опал.
4. Описать минералы класса галогенидов:
- галит;
- сильвин;
- флюорит (плавиковый шпат).
5. Описать минералы класса карбонатов:
- кальцит (известковый шпат);
- доломит;
- магнезит (магнезитовый, горький шпат);
- сидерит (железный шпат).
6. Описать минералы класса сульфатов:
- ангидрит;
- гипс.
7. Описать минералы класса фосфатов:
- апатит.
8. Описать минералы класса силикатов и алюмосиликатов:
- оливин (перидот);
- пироксены;
- роговая обманка;
- серпентин (змеевик);
- каолинит;
- тальк;
- мусковит;
- глауконит;
- хлориты;
- полевые шпаты;
- ортоклаз;
- микроклин;
- нефелин (масляный камень, элеолит).
Лист регистрации изменений
Номер изменения | Номера листов | Основание для внесения изменений | Подпись | Расшифровка подписи | Дата | Дата введения изменения | ||
замененных | новых | аннулированных | ||||||