IX. Телефон без абонента. Словесные формы воображения без опоры на действия. Умение представить партнера в телефонном разговоре и вести с ним диалог

VIII. Моделирование словесных сюжетов игровыми средствами. Умение составить игру по сюжетной схеме рассказа

VII. Моделирование прошлого опыта игровыми средствами. Умение перевести на язык игры яркие события прошлого

Условие: Предварительная информация о недавнем ярком, эмоционально воспринятом ребенком событии: поездка в парк, в горы, на рыбалку, или болезнь, лечебные процедуры и т. п.

Материал: Сюжетные игрушки и предметы-заместители в наборе, достаточном для того, чтобы смоделировать конкретное пережитое ребенком событие.

Методика выявления:

1) Взрослый расспрашивает ребенка о прошедшей поездке, побуждает выполнить подробности и сообщает, что куколка, зайка, мишка тоже хотели бы поехать (или полечиться).

2) Взрослый вопросами помогает уточнить действия или реплики как основу последующей игры: а) «Как папа забрасывал удочку, покажи! А ты держал удочку? Как?», б) «Как варили уху?», в) «Как хлебал из кружки или тарелки?» И снова предлагает устроить рыбалку игрушкам.

3) Если ребенок не может развернуть игру, взрослый предлагает свой рассказ по аналогии с тем, что пережил ребенок. Его задача — уточнить представления ребенка и дать образец игрового моделирования. «Когда я была маленькой, меня тоже брали на рыбалку, рано-рано. Мама говорит, одевайся, холодно (вздрагивает). Папа дал мне удочку, держу (показ на палочке). А у папы потянуло леску (наклон), он как дернет (показ) — и рыба. И еще так, и наловили. Потом веток собрали и спичкой ч-чирк (показ) и дым в глаза (морщится). А потом налили уху,— вкусно! Но горячая — вот так дули (показ)... А потом домой поехали. И игрушки мои потом все играли в рыбалку. И удочку держали, и костер разжигали. А твои?»

Поведение ребенка: Имитирует поездку на рыбалку, ловлю рыбы, приготовление костра и ухи: держит удочку, радуется улову, раздувает огонь, хлебает и обжигается ухой, угощает игрушки, уговаривает подождать, пока остынет и т. п.

Условие: Ребенок владеет речью, любит слушать рассказы.

Материал: Изустное изложение сказки «Теремок» по С.Я. Маршаку. Согнутые пополам лист картона или газета в три слоя для постройки теремка. Сюжетные игрушки, соответствующие персонажам сказки: мышка, лягушка, зайка, медведь. Игрушки, не соответствующие сюжету: а) баран, б) свинка, в) кубик/ - для воссоздания схемы действий.

Методика выявления:

1) Выяснив желание ребенка послушать сказку, взрослый выразительно рассказывает ее, изображая, как звери подходили и как стучали в теремок;

побуждает ребенка тоже показывать эти движения, спрашивать и отвечать по тексту. По окончании рассказа взрослый создает игровую ситуацию: «Вот бы хорошо твоим игрушкам теремок построить, обрадовались, прибежали бы и тоже постучали, кто-кто в теремочке живет? И баранчик пришел бы, и свинка, и кубик».

2) Если ребенок не может развернуть игру, взрослый строит теремок и изображает желание игрушек постучаться и жить в нем. Подсказывает характеристики и действия новых персонажей: а) «Вон баранчик круторогий хочет войти в теремок. Как он постучит? А ему ответят: Я, мышка-норушка, еще кто?», б) «А еще идет к вам свинка-толстушка», в) «Кубик-перевертыш».

3) Взрослый строит теремок и диалогами персонажей побуждает ребенка показать, как каждый из них вошел в теремок, в том числе и новые игрушки.

Поведение ребенка: Помогает сооружать теремок, изображает походку, диалоги и сюжетные действия персонажей, придумывает или повторяет диалоги с новыми игрушками, сохраняя схему их взаимодействия; изображает, как медведь развалил теремок.

Условие: Ребенок в игре или в быту разговаривает по телефону с реальными партнерами. Свободно владеет речью.

Материал: Телефонный аппарат с трубкой.

Методика выявления:

1) Взрослый обращает внимание ребенка на телефон и предлагает позвонить домой или к маме на работу и задает ситуации намеком: «Можешь позвонить маме: а) может, она скоро придет, б) может, купит что-нибудь вкусненькое, в) а дома, наверное, мультфильм включите и вместе посмотрите».

2) Вопросами побуждает ребенка сказать о том, что ответила мама и подсказывает, о чем спросить у нее (без формулировки вопроса): а) «Спроси, она скоро придет? Что сказала

мама»?, б) «А вкусненького купит? Что купит, сказала?», в) «Спроси, мультик будет сегодня? Мама как ответила?»

3) Взрослый подсказывает формулировки вопросов, побуждая отвечать за маму. «Скажи: мамочка, ты скоро приедешь?.. А она что сказала: приду?» и т. д.

Поведение ребенка: Заинтересован идеей поговорить. Берет трубку, набирает номер, говорит: «Алло», сменой интонации и словами передает свой вопрос и ответ мамы. Добавляет детали в ответе: «Подожди, вот работу закончу, (или) денег нет, вот получу — тогда куплю» и т. д.