Внедрение рыночных методов хозяйствования в стоматологии показало, что государственная система стоматологического обслуживания имеет еще определенный потенциал реформирования.

Таким образом, формирование рынка стоматологических услуг, появление большого числа негосударственных стоматологических организаций, определенный потенциал дальнейшего реформирования государственных стоматологических организаций ставят теоретические и научно-практические исследования вопросов менеджмента и маркетинга в стоматологии в ряд весьма актуальных.

Для достижения намеченной цели были сформулированы следующие задачи:

- анализ существующей в городе сети стоматологических учреждений разных форм собственности и условий их деятельности, в том числе анализ демографической и географической сегментации рынка стоматологических услуг;

- социально-гигиеническая характеристика пациентов, обратившихся в негосударственную стоматологическую организацию;

- научное обоснование целей и структуры крупной негосударственной стоматологической организации, как основных параметров внутренней среды организации в условиях развития рынка стоматологических услуг;

- изучение основных механизмов обеспечения качества оказываемой стоматологической помощи;

- изучение форм, методов и организации рекламы стоматологической помощи при развитии рынка стоматологических услуг;

- научное обоснование формирования имиджа крупной стоматологической фирмы;

- анализ формирования штатов, подготовки и повышения квалификации медицинского персонала в негосударственной стоматологической организации;

- выбор оптимальной стратегии и тактики ценообразования в деятельности крупной негосударственной стоматологической организации в современных условиях;

- разработка и применение системно-ситуационного метода в управлении деятельностью крупной негосударственной стоматологической организацией;

- поиск путей оптимизации социально-психологического климата в коллективе сотрудников фирмы с целью совершенствования управления ее работой.

Лечебно-профилактические учреждения в новых условиях осуще-ствляют переход к экономическим методам управления процессом предос-тавления медицинских услуг для создания гарантий надежности и качества медицинской помощи при эффективном использовании ресурсов.

Формирование ценовой политики медицинского предприятия - одна из основных составляющих маркетинга, проектирования и управления процес-сом предоставления медицинских услуг.

Цены на медицинские услуги тесно взаимосвязаны с другими перемен-ными маркетинга и деятельности поставщика услуг. Цены часто меняются на протяжении жизненного цикла медицинских услуг- от высоких для привлече-ния покупателей-новаторов, ориентирующихся на престиж, до низких, пред-назначенных для массового рынка.

Суть целенаправленной ценовой политики в маркетинге поставщика медицинских услуг заключается в установлении таких цен на услуги и изменений в зависимости от состояния рынка, которые обеспечивали бы достаточный уровень прибыли и помогали решать другие стратегические и оперативные задачи.

Медицинские услуги в условиях рынка должны оплачиваться на основа-нии обоснованных и взаимно согласованных тарифов на услуги, которые яв-ляются денежными средствами, возмещающими расходы учреждения по оказанию данных услуг.

Поскольку сфера предоставления медицинских улуг характеризуется ее высокой трудоемкостью, т. е. значительными затратами труда на единицу результата, то оценка трудозатрат на услуги - один из основных объектов изучения экономики труда в медицинском учреждении. В зависимости от спо-соба построения и формы выражения затрат труда при предоставлении ус-луг разрабатываются способы измерения и оценки продуктивности, трудово-го вклада, эффективности труда работников и организации заработной пла-ты. Актуальным является определение стоимости каждого вида деятельнос-ти медицинских работников и затрат на заработную плату врачей и медицин-ских сестер за конкретно выполненную работу.В заключение следует указать, что рынок добровольного медицинского страхования - это цивилизованная форма обеспечения дополнительных социальных запросов граждан в отношении охраны здоровья. Кроме того, он является основой для профилактики среди здоровых людей и для активного выявления риска заболеваний и скрытой патологии.

Современный этап развития системы здравоохранения характеризуется широким внедрением во врачебную практику прогрессивных медицинских технологий. Существующие в стране экономические условия, связанные с ограниченным бюджетным финансирова-нием, наличием достаточно широкого рынка лечебно-диагностического обо-рудования, неустойчивостью ценовой политики, требуют от организаторов здравоохранения всесторонней экспертизы новых проектов.

Сложность сегодняшней ситуации состоит в том, что экономисты лечеб-ных учреждений зачастую не владеют методами финансового анализа. Кро-ме того, традиционное калькулирование медицинских услуг на основе бюд-жетной сметы расходов учреждения и имеющаяся финансовая отчетность не всегда позволяют сделать достоверное экономическое обоснование внедрения ка-кой-либо медицинской технологии.

Развитие существенно отличающихся друг от друга организационно-правовых форм оказания стоматологической помощи населению России и сочетание их вариантов (государственной, ведомственной и частной; бюджетной и коммерческой; финансируемой из фондов обязательного медицинского страхования или средств страховых компаний) в рамках деятельности стоматологических служб и учреждений каждого конкретного региона на протяжении последних 10 лет ставит многочисленные проблемные вопросы в принятии решений на всех уровнях управления стоматологической службой.

Наиболее актуальные из них:

- Должны ли быть единые требования к стандартизации в системах оказания стоматологической помощи в структурных подразделениях стоматологической службы, финансируемой:

- из бюджета государственных и муниципальных органов власти;

- за счет средств ФОМС;

- за счет личных средств пациентов и/или предприятий?