Анализ исполнения сметы расходов

Одной из особенностей учета расходов в бюджетных учреждениях, имеющих важное значение для анализа исполнения смет, является то, что в бухгалтерском учете отражаются два вида расходов: кассовые и фактические. Кассовыми расходами считаются все суммы, выданные банком как наличными деньгами, так и путем безналичных расчетов. К фактическим расходам относятся действительные затраты учреждения, оформленные соответствующими документами, а также расходы по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленной заработной плате. При внесении в банк каких- либо сумм на бюджетные или текущие счета эти суммы уменьшаются кассовые расходы. Они, как правило, не должны превышать годовые ассигнование как в целом по уточненной смете, так и по отдельным статьям расходов. Однако они могут быть выше или ниже фактических расходов16.

Бюджетные средства расходуются не только в соответствии с утвержденной сметой, но и в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований или перечисленных на текущие счета учреждения денежных средств.

Особое внимание следует обратить на правильность расходования фонда заработной платы. Его перерасход связан чаще всего с содержанием должностей, не предусмотренных в штате, завышением должностных окладов (ставок) заработной платы работников и другими нарушениями законодательства. Эти нарушения могут привести к тому, что в результате расходования не предусмотренных сметой фондов заработной платы к концу года руководитель учреждения вынужден будет сокращать другие расходы с целью обеспечения выплаты заработной платы всем работникам учреждения.

Для проведения правильного анализа отклонении кассовых расходов от фактических необходимо хорошо знать причины, которые могут привести к таким отклонениям по каждой статье сметы расходов. Эти причины вытекают из особенностей учета кассовых и фактических расходов по каждой статье расходов.

Анализ денежных норм расходов и отклонений кассовых и фактических расходов от назначенной по смете производится на основании данных имеющихся в отчете об исполнении сметы (форма № 2 и 14). Сопоставление кассовых и фактических расходов с назначениями по смете и увязка их с производственными показателями позволяют выяснить соответствие фактически произведенных расходов по каждой статье и в целом по утвержденной смете в абсолютных суммах к выполнению плана.

Проведем анализ сметы расходов, предоставляемую в территориальный фонд обязательного медицинского страхования за 2003 год.

Таблица 2.5

Анализ исполнения сметы расходов за 2003 год (сокращенная), тыс.рублей

 
Наименование Показателя Код Утверждено по смете К.Р. ФФ.Р. К.Р.от Ф.Р. % исполнения к смете  
            К.Р. Ф.Р.  
Оплата труда +1 95,8  
Начисления на зарплату 8,3 8,3 7,5 +0,8 90,4  
Приобретение предметов снабжения-всего, 161,6 161,6 161,2 +0,4 99,8  
В том числе - медикаменты и перевязочные средства - - - -      
-мягкий инвентарь и обмундирование - - - -      
Коммунальные услуги 769,78 769,78 852,2 -82,42 110,7  
Всего   1131,68 1131,68 1528,3 -396,62  
                 

Расшифровка к таблице 2.5 :

где К.Р. - кассовые расходы;

Ф.Р. - фактические расходы.

Анализ исполнения сметы расходов медицинского учреждения за 2003 год, показал следующее.

В целом мы видим, что процент исполнения к смете расходов по кассовым расходам выполнен на 100%, но фактическим на 35% перевыполнен, т.е. это говорит, что у медицинского учреждения в целом недостаточно средств для функционирования.

Постатейный анализ показывает, что данная ситуация сложилась лишь по статьям коммунальных услуг. В общей сумме на приобретение предметов снабжения допущена экономия фактических расходов на 0,2%, что позволяет сделать вывод, что у поликлиники остались денежные средства по этой статье. Первая проблема всех учреждений здравоохранения - финансирование. Бюджетное финансирование практически, как таковое, отсутствует. Для примера: на медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы в 2003 году поликлиника на получила ни рубля. Недостаточное финансирование из бюджета, которое компенсируется за счет оказания платных услуг, то есть с одного кармана вынимают, в другой перекладывают. Второй проблемой учреждения является быстро устаревающее оборудование, на обновление которого из бюджета также не выделяют средств.