Учет анизотропности прочностных характеристик при определении устойчивости борта карьера
Анизотропия горных пород (минералов) это – различие значений их свойств (прочностных, деформационных, электрических, тепловых, магнитных, оптических) по разным направлениям. В данном случае рассматривается анизотропия прочностных характеристик горных пород. Горные породы часто, а кристаллы минералов всегда анизотропные, вследствие чего определение характеристик свойств производят на образцах в двух или трех взаимно перпендикулярных направлениях и вычисляют коэффициенты анизотропии [7]: ka= , где X// иX - значения характеристик соответственно вдоль и поперек слоистости, напластования, или преимущественной ориентации кристаллов или трещин в породе. Прочностные показатели слоистых горных пород (сланцы, филлиты, песчаники) в зависимости от угла между направлениями слоистости и действующей силы - изменяются значительно. В связи с этимв расчетах геометрических параметров и устойчивости обнажений горных выработокнеобходимо учитывать фактор анизотропности горных пород. В расчетах коэффициента запаса устойчивости обнажений (борта карьера, потолочины камер и.т.п.)горных выработок предлагается учитывать влияния фактораанизотропности прочносных свойств горных пород путем использования в расчетах значений прочностных характеристик при соответствующих углах между направлением слоистости и приложенной силы :
(11),
где – угол между направлением слоистости и сжимающей силы;
– прочность при одноосном сжатии для i–го угла слоистости;
– прочность при одноосном сжатии для угла слоистости 900.
(12),
где α– угол между направлением слоистости и действующей силы (Бразильский метод - сжатие по образующей цилиндрического образца);
прочность при растяжении дляi-го угла;
прочность при растяжении для углаα=90 .
Формула 12 справедлива для скальных горных пород с прочностью
7 МПа.
С учетом установленных формул 11 и 12 для слоистых горных пород сцепление С и угол внутреннего трения φопределяется по следующей формуле
; (13),
гдеφ- угол внутреннего трения и С -показатель сцепления анизотропной горной породы для угла α соответствующего к реальным условиям;
При определении коэффициента запаса устойчивости обнажений применяются так называемые метод напряжений и метод сил.
«Метод напряжений» в основе своей исходит из дифференциальной оценки прочности массива или запаса прочности в точке. «Метод сил» предполагает интегральную оценку устойчивости с вычислением сдвигающих и удерживающих усилий для призмы возможного обрушения. В дальнейшем для обозначения этих способов вычисления коэффициента запаса устойчивости будем использовать символы hН и hS .
Математические выражения коэффициентов hН и hS имеют вид
(14), (15),
где См- сцепление породы в массиве ;j- угол внутреннего трения породы;sn- нормальное напряжение ;tn- касательное напряжение;
N- результирующая сила нормального давления от веса призмы возможного обрушения по линии (поверхности) скольжения;Т – сдвигающее усилие;
Cм=kc×C, где kc- коэффициент структурного ослабления массива горных пород.
Как известно выражения (14) непосредственно не используются для нахождения запаса устойчивости. Площадка nопределяется из условия
/tпрn-tn/®min, где tпрn=С+tgj×sn, т.е. предельное касательное напряжение на площадке n (сопротивляемость сдвигу). Условия минимизации дает угол наклона площадки скольжения b=p/4-j/2.
Известные соотношения теории упругости определяют величины sn и tn через главные напряжения s1 и s2 (s1>s2) следующим образом
; (16)
Тогда с учетом b=p/4-j/2 получим
(17)
Дальнейший анализ выражения (17) возможен при конкретизации напряжений s1 и s2. Примем следующие распределения напряжений, характерные для сплошного массива
s1=g×h, s2=l×g×h (18),
где l- коэффициент бокового распора - l= , m- коэффициент Пуассона; g-объемный вес горной породы; h- рассматриваемая глубина
( глубина разработки месторождения).
Подставляя (18) в (17) получим
(19)
Далее с учетом показателей прочности образцов и коэффициента структурного ослабления массива, угла слоистости пород подставляя в формулу (19) соответствующие значения из формул (11), (12)и (13) получим окончательную формулу, позволяющую определять коэффициент устойчивости борта карьера для разных углов слоистости горных пород и глубин разработки.
(20)