Опыт 3. Влияние динитрофенола на поступление воды в ткань клубня картофеля

2,4-динитрофенол (2,4-ДНФ) является специфическим ядом, который не изменяя или даже усиливая дыхание, разобщает процессы окисления и фосфорилирования в митохондриях. В результате снижается или прекращается новообразование АТФ, что приводит к подавлению процессов, зависящих от энергии дыхания. Нарушается также структура и избирательная проницаемость мембран, для поддержания которой необходима затрата энергии дыхания. Эти изменения приводят к снижению способности клеток поглощать и удерживать воду.

Цель работы: выявить необходимость энергии дыхания для поддержания физиологических функций растительных тканей.

Материалы и оборудование:клубни картофеля, раствор динирофенола (насыщенный), бюксы, нож, весы, фильтровальная бумага.

Ход работы: Из клубня картофеля нарезают ножом 10 пластинок длиной и шириной около 1,5 см и толщиной – 2-3 мм. Разделяют их на две группы, каждую взвешивают и помещают в бюксы. Одну группу пластинок заливают 15 мл водопроводной воды, другую – 15 мл насыщенного раствора динитрофенола и оставляют в открытых бюксах при комнатной температуре на 1,5-2 часа. Затем пластинки вынимают, просушивают фильтровальной бумагой и снова взвешивают.

Результаты опыта записывают в таблицу 2.

Таблица 2

Условия опыта Масса картофеля, г Прибавка в массе
до опыта после опыта г. % исходной массы
         

 

Задание: Рассчитывают, сколько проникло воды в пластинки в каждом варианте опыта, и на основании полученных результатов делают выводы о влиянии динитрофенола на поступление воды в ткань клубня картофеля.

 

Опыт 4. Влияние температуры и реакции среды на активность β-фруктофуранозидазы (сахаразы)

Цель работы:изучить влияние температуры на активность сахаразы.

Материалы и оборудование: дрожжи, 10% сахароза, 0,1 н HCl, 0,1 н NaOH, фелингова жидкость, плитка электрическая, спиртовка, термометр.

Ход работы: поместить в ступку 5 г сухих дрожжей, добавить кварцевого песка или толченого стекла, 5 мл воды и тщательно растереть. Затем добавить еще 15 мл воды, нагретой до 60ºС, и оставить на 30 мин, продолжая время от времени растирание. Слить по палочке полученную жидкость в воронку, отверстия которой закрыты фильтром, и профильтровать в колбу Бунзена при помощи водяного насоса.

Взять 7 пробирок, снабдить их этикетками и налить во все пробирки по 0,5 мл фильтрата.

Пробирка № 1: добавить 2 мл воды и поставить в холодильник.

Пробирка № 2: добавить 2 мл воды.

Пробирка № 3: добавить 2 мл воды и поставить в колбу с водой, нагретой до 40ºС.

Пробирка № 4: добавить 2 мл воды и вскипятить, тщательно прогревая стенки пробирки.

Пробирка № 5: добавить 2 мл воды и 0,1 н HCl.

Пробирка № 6: добавить 0,2 мл 0,1 н HCl и 1,8 мл воды.

Пробирка № 7: добавить 2 мл 0,1 н 0,1 н NaOH.

Затем прилить во все пробирки по 2 мл 10% раствора сахарозы и перемешать постукивая пробиркой по ладони. Пробирку № 1немедленно поместить в холодильник, пробирку № 3 – в воду с температурой 40ºС, остальные оставить в штативе. Через 15 мин прилить во все пробирки по 2 мл фелинговой жидкости и нагреть до 100ºС, погружая пробирки на 5 мин в кипящую водяную баню.

Задание: дать оценку количества образовавшегося осадка Cu2O в баллах: 0 –нет, 1 – очень мало, 2 – мало, 3 – средне, 4 – много, 5 – очень много.

Результаты оформить в таблицу 3. При ее заполнении принять во внимание, что в пробирках № 1-4 реакция среды нейтральная (рН=7), в пробирке № 5 – сильнокислая (рН=3), № 6 – слабокислая (рН=5), № 7 – щелочная (рН=9).

Таблица 3

 

Номер пробирки
Температура, ºС
рН
Количество Cu2O              

 

Сделать вывод о зависимости активности β-фруктофуранозидазы (сахаразы) от температуры и рН и вычертить соответствующие графики.