Ведущие направления российской внешней политики.

 

Исходя из национальных интересов, важнейшее значение для России имеют её отношения с бывшими советскими республиками, которые также переживают болезненный процесс формирования национальных государств. Сегодня наиболее велика опасность оказаться втянутыми в территориальные и национальные конфликты с этими независимыми государствами. Территориальный передел и обмен населением – это не решение, а путь к катастрофе. Для России необходимо установить с этими государствами, где проживают десятки миллионов россиян, дружественные отношения.

 

Кроме того, надо учитывать и то, что бывшие советские республики могут оказаться под влиянием различных «центров сил», таких как США, Германия, Китай, Турция, Иран. Уже сегодня определённые опасения вызывает растущая активность Турции и Ирана, стремящихся резко расширить и упрочить своё влияние в новых независимых государствах с мусульманским населением. А исламский фактор для России представляет не только внешне-, но и внутриполитическую проблему, особенно после начала войны в Чечне. При этом ни в коем случае нельзя поддаваться провокационным призывам некоторых западных политиков о якобы «особой исторической миссии» России, призванной служить «барьером» распространению «исламской экспансии». Тем самым осуществляется провоцирование военного противостояния России с миром ислама.

 

В настоящее время наиболее неблагоприятная ситуация сложилась на южных границах России. В новых государствах сохраняется нестабильность со всеми негативными последствиями и для русскоязычного населения, живущего в этой части бывшего Союза, и для собственно России. До недавнего времени непосредственную угрозу для России представлял Афганистан, который напрямую вмешивался в дела среднеазиатских стран. Поэтому Россия была вынуждена совместно с государствами Средней Азии срочно укреплять афганскую границу, чтобы предотвратить гражданскую войну в Таджикистане, которая могла перекинуться на всю Среднюю Азию.

 

Во внешнеполитических интересах России важнейшее место занимают её отношения с США как с наиболее могущественным государством западного мира. Без сотрудничества с США сложно, а в ряде случаев невозможно решать многие международные проблемы. Но и США при решении крупных, глобальных проблем не смогут обойтись без поддержки России. Поэтому надо искать совпадающие интересы и делать на них упор, не поступаясь при этом кровными российскими интересами.

 

Прежде всего необходимо продолжать начавшийся процесс сокращения ядерного оружия на основе заключенных соглашений с США. При этом недопустимо одностороннее разоружение России, к чему нас зачастую подталкивает Запад. Сокращение ядерного потенциала должно быть взаимным. России и сегодня необходимо иметь военный потенциал, достаточный, чтобы защитить не только себя, но и все государства СНГ, которые об этом попросят. В международной политике, как и раньше, военная сила остаётся важным фактором обеспечения национальной безопасности. Со слабыми в мировой политике не очень-то считаются, с ними даже серьёзно не разговаривают и их мнение не учитывают. Хотя России нет смысла продолжать прежнюю советскую политику гонки вооружений.

 

И ещё один важный вопрос – это место экономической помощи Запада в российской внешней политике. Ни в коем случае нельзя ради получения западных кредитов жертвовать интересами своей национальной безопасности. Однако в условиях экономического кризиса наши политические лидеры забывали об этом. Сначала М. Горбачев, а затем Б.Ельцин ради западных кредитов шли на односторонние уступки Западу в военной и политической области. Кредиты страны Запада давали, но от этого ситуация в стране отнюдь не менялась в лучшую сторону, а становилась всё хуже. Россия использовала внешние займы не для модернизации экономики, а для покрытия текущих бюджетных дефицитов (выплата зарплат, пенсий). В 90-х гг. XX века Россия имела гигантский внешний долг – 140 млрд долларов, и ежегодно 30% бюджета уходило на выплату внешнего долга.

return false">ссылка скрыта

 

Попав в экономическую зависимость, страна оказалась в таком положении, когда не только внешняя, но и внутренняя политика России находилась под контролем стран Запада и прежде всего США. Главными проводниками проамериканского курса являлись небезызвестные А.Козырев, Е.Гайдар, А.Чубайс, а главным вдохновителем этого курса был сам президент Б.Ельцин. Для обоснования этого курса Б.Ельцин и его команда везде и всюду твердили, что США и страны Запада сегодня – друзья и бескорыстные партнеры России. Слепо следуя за внешней политикой Запада, Россия всё больше теряла своё влияние в мире. Нельзя иметь свою внешнюю политику, не основанную на собственных интересах, а подчинённую интересам Запада. Тем более что страны Запада и США проявляют прежде всего заботу о своих интересах, а не России. Ярким примером тому служит расширение НАТО на восток и противодействие возможному объединению России и Белоруссии.

 

Прозападная внешняя политика российского руководства вызывала негативную реакцию у большинства россиян. По данным социологических опросов, более половины респондентов заявили, что внешняя политика России во времена президента Б.Ельцина проводилась под диктовку США. Учитывая такие настроения, у российского руководства в конце 90-х гг. стал заметен отказ от прозападного внешнеполитического курса и стремление проводить все более независимую самостоятельную политику. Наиболее явно это стало проявляться, когда президентом России стал В.Путин, который стремится строить внешнюю политику на основе защиты собственных национальных интересов.

 

Россия, как евро-азиатская страна, имеет и свои долгосрочные интересы в Азии и на Дальнем Востоке. Для безопасности России на Дальнем Востоке огромное значение имеют стабильные отношения с Китаем. И не только потому, что у нас с Китаем самая протяжённая сухопутная граница, но надо учитывать и то, что в начале XXI века он стал второй державой мира. Поэтому отношения с Китаем должны быть одним из самых приоритетных направлений внешней политики России и строиться на уровне не ниже, чем строятся отношения с США. В настоящее время Китай проводит в целом позитивную политику, развивает всестороннее сотрудничество с Россией.

 

Таким образом, у России имеется широкий спектр исключительно важных, приоритетных интересов, определяющих её международное положение. И главное здесь состоит в том, чтобы внешняя политика всегда способствовала укреплению национальной безопасности России во имя её настоящего и будущего.

 

заключение

 

Перевернута последняя страница книги. Надеемся, что большинство из вас весьма серьёзно подошли к изучению курса политологии. Есть и те, кто бегло перелистал учебное пособие, полагая, что политика лежит вне сферы его будущих профессиональных интересов. Однако всегда надо помнить, что человек может не заниматься политикой, но политика всё равно занимается всеми. Она фактически влияет на судьбу каждого из нас.

 

Политическая наука в современной России приобретает особую значимость, так как наша страна вступает в XXI век с надеждой создать демократическое гражданское общество. Реализация этой стратегической цели во многом зависит от политики, которая вырабатывает формы и определяет пути её достижения. Однако демократический строй не может быть эффективным без соответствующей политической культуры общества. Поэтому политические знания нужны каждому человеку, независимо от его профессии, статуса, возраста. Без политической грамотности человек становится объектом манипулирования, разменной монетой в политической игре. Формированию самостоятельного и ответственного за свои поступки гражданина, знающего свои права и свободы, возможности влияния на власть, служит курс политологии.

 

И если работа с этой книгой пробудила у студентов интерес к политологии, к политическим проблемам, автор считает свою задачу во многом реализованной. Надеемся, что курс политологии поможет привить ценности демократической культуры молодому поколению, которое и будет создавать свободное демократическое общество в России.

 

10. Причины возникновения СНГ и основные противоречия внутри СНГ.

Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе

СНГ было основано главами РСФСР, Белоруссии и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Белоруссия) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение).

 

В документе, состоявшем из Преамбул и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.[1]

 

Уже 10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12 декабря — Верховным Советом России[2]. Российский парламент ратифицировал документ подавляющим большинством голосов: «за» — 188 голосов, «против» — 6 голосов, «воздержались» — 7[3], тем самым он нарушил ст. 104 конституции РСФСР, так как для ратификации беловежского соглашения необходимо было созвать высший орган государственной власти — Съезд народных депутатов РСФСР, поскольку соглашение затрагивало государственное устройство республики части Союза ССР и тем самым влекло за собой изменения в конституцию[4]. В апреле 1992 года съезд народных депутатов России трижды отказался ратифицировать беловежское соглашение[5][6][7], вплоть до своего разгона в октябре 1993 года он так и не ратифицировал документ[8][9]. 13 декабря 1991 года в городе Ашхабад состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Киргизстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей[10]. Впоследствии Президент Казахстана Н. Назарбаев предложил собраться в Алма-Ате для обсуждения вопросов и принятия совместных решений.

 

В организованной специально для этих целей встрече приняли участие главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия). Результатом стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы СНГ. В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием». Также сохранялось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства, приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства. Констатировался факт прекращения существования СССР с образованием СНГ.[11] Также был подписан протокол к соглашению о создании СНГ[12]. Алма-Атинская встреча стала важной вехой в государственном строительстве на постсоветском пространстве, так как она завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства (ССГ).[10] Последним государством, ратифицировавшим соглашение о создании СНГ, стала Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшейся ассоциированным членом организации. В 1993 году действительным членом СНГ стала Грузия.[13]

 

Первые годы существования организации в большей степени были посвящены организационным вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась 30 декабря 1991 года в Минске, было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса.[14] Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил.[15]

 

Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был принят «Устав Содружества Независимых Государств»[16], основополагающий документ организации.[17]

СНГ основано на началах суверенного равенства всех его участников, поэтому все государства-участники являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.[60]

Основными целями организации являются:

  • сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
  • всестороннее развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;
  • обеспечение прав и свобод человека;
  • сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;
  • взаимная правовая помощь;
  • мирное разрешение споров и конфликтов между государствами-участниками организации.[61]

К сферам совместной деятельности государств-участников относятся:

  • обеспечение прав и основных свобод человека;
  • координация внешнеполитической деятельности;
  • сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;
  • сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;
  • охрана здоровья и окружающей среды;
  • вопросы социальной и миграционной политики;
  • борьба с организованной преступностью;
  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.[62]