Культура Восточной Азии

Восточная Азия (Восток) – Примыкает к Тихому океану в умеренном, субтропическом и тропическом поясах. Рельеф характеризуется сложным сочетанием гор и равнин. Значительная часть Восточной Азии расположена в зоне Западно-Тихоокеанского геосинклинального пояса. Присущи вулканизм, значительная сейсмическая активность.

Климат муссонный, сезонно-влажный, нередки тайфуны, наводнения.

Естественная растительность представлена главным образом лесами, в северной части леса преимущественно смешанные и таёжные, на юге — широколиственные субтропические и тропические. В районах с низкой влажностью лесостепи и степи.

Равнины возделаны и густо заселены.

К региону Восточной Азии относятся Дальний Восток России, Китай, Тайвань, Япония, КНДР, Республика Корея и Монголия.

Восток таит в себе загадку и тайну. Культура восточных стран складывалась тысячелетиями, она богата, разнообразна, утонченна и привлекательна. Искусство Востока играет особую роль, оно не похоже на искусство других стран мира.

На Востоке люди прошли свой долгий путь развития, самобытный и самодостаточный, основанный на их религиозных верованиях и мудрых философских учениях. На Востоке любое действие превращается в искусство. Для них искусство это не только архитектура, литература, музыка, танцы и живопись, но и чайные церемонии, боевые искусства, основанные на наблюдениях за движениями диких зверей, особая гимнастика, искусство йоги, приводящее к гармоничному существованию души и тела человека, даже свой стиль жизни они превратили в искусство.

Восток на протяжении тысячелетий развивался стабильно и непрерывно, все приходящие новые веяния не становились причиной разрушения устоявшихся ценностей, а наоборот органично вписывались в уже сложившийся уклад жизни и становились его частью. Основной особенностью Востока является то, что здесь всегда мирно сосуществовали различные религии и религиозно-философские течения. Люди в этих краях не утратили связи с природой, поэтому все их действия направлены в первую очередь на усовершенствование души и тела, на обретение гармонии между человеком и окружающим миром. Этому учат и восточные религии. Сначала совершенствуй себя, а потом и мир вокруг себя.

На Востоке важную роль играют традиции и ритуалы, нарушение которых осуждается обществом. Традиции сохраняются и в искусстве, даже многие литературные произведения и стихи до сих пор пишут с соблюдением тех размеров, которые использовались еще до нашей эры, в музыке используют все те же мелодии. Для людей Востока жизнь представляется как замкнутая цепь событий, каждое из которых уже когда-то случалось и повторится вновь. Все новое должно быть подкреплено опытом из прошлого.

На Востоке все подчинено порядку, здесь каждый человек имеет свои обязанности и должен их неукоснительно выполнять. Долг превыше всего. Если что-нибудь было разрушено в результате каких-либо природных катаклизмов, то восстановить это необходимо в том виде, в котором оно существовало до этого. Искусство на Востоке тоже отражает этот порядок, поскольку является средством поддержания мироздания, исполнения закона и порядка.

В древнем мире искусство передавало жизнь богов и правителей, поэтому произведения искусства по большей части изображали фигуры богов и ритуальные позы. Центральной большой фигурой всегда было божество либо правитель, а люди изображались маленькими фигурками. Божественная власть распространялась от царя к людям. Данная концепция отложила отпечаток и на современное искусство Востока, привнося тем самым специфические черты, отличающее его от западного искусства. Вообще на Востоке культура и искусство подразумевают под собой вещи, способные украсить человека, сделать его быт прекрасней.

Все восточные произведения искусства имеют потаенный смысл. Такой подход стали применять еще с древности, когда на Востоке господствовали жестокие иноземные правители. В те времена художники и поэты, создавая свои шедевры, вкладывали в них послания, которые хотели донести до народа. Нередко в них присутствовали элементы, воплощавшие взаимодействие двух сил: активной – мужской и пассивной – женской. Такой подход сохранился в восточном искусстве и в наше время. Человек на Востоке никогда не занимает центральное место, его обычно изображают в качестве стороннего наблюдателя. В связи с этим в восточном искусстве нет разрыва между реализмом и формализмом, рациональным и экспрессивным чувственным началом, "идейным" и "безыдейным" творчеством.

Познание на Востоке – это средство нравственного совершенствования, а основной вопрос, отраженный в искусстве – это соотношение добра и зла. Несмотря на то, что понятие "Востока" мы распространяем на целую группу стран, таких как Китай, Япония, Индия, Иран и другие, культура каждой из них значительно отличается. Во всех восточных странах есть свои особые культурные обычаи и ценности. К примеру, искусство живописи в Китае тесно переплетается с поэтическим искусством, о чем свидетельствуют иероглифические надписи на картинах, изображающих пейзаж. Эти тексты поясняют суть картины. А в Японии имеется свой особый поэтический жанр хоку, который не встретишь ни в одной другой культуре.