По-разному распределялась добытая пища в зависимости от возраста.

Разделение труда по половому признаку.

Аборигены очень критически относились к земледелию J

После II Мировой войны традиционная культура аборигенов исчезает. Они утрачивают свои исконные территории.

Аборигены Австралии

14.03.12

Население Австралии и Океании

01.03.12

Другие

Религиозная классификация

Малайско-полинезийская

Австронезийская языковая семья

Центрально-восточная подгруппа

o Ветвь островов адмиралтейства

o Ветвь Сент-Маттаис

o Ветвь Тенмото

o Ветвь Япского языка

o Ветвь западно-океаническая (о. Новая Британия, о. Новая Ирландия)

o Ветвь Центрально-восточная океаническая:

Южно-соломонская подветвь

Южноокеанская подветвь

Микронезийская подветвь (Маршалловы острова)

Центрально-тихоокеанская подветвь (Фиджи, Гавайи)

В Австралии на 2006 г.:

Христианство: 27,4% - протестантизм, 27% - католичество, 2% - православие.

1 гипотеза о появлении людей на территории Австралии и Океании: XVII в. В глаза бросались общие черты с папуасами и аборигенами Талосова (?) пролива (но отличаются более светлой кожей)à папуасы и аборигены не родственные народыà вопрос о том, откуда пришли, если не с соседних островов.

XVII – XVIII вв. – господствовала теория преодализма (?). Развивалась в рамках общей мировой концепции.

С к. 60-70 –х гг. произошёл частичный возврат территорий и возрождение культуры. Но считать эту культуру традиционной уже нельзя, эти группы всё равно взаимодействуют с цивилизованным обществом.

Исследования 20-30 –х гг. тоже приходится подвергать критике: аборигенная культура подвергается влиянию белого населения. Большое развитие получает торговая составляющая, далеко зашла деятельность миссионеров. Культура претерпела ряд изменений.

Языки: пиджин-English.

Описывалось всё, применяя европейские традиции. Что такое «орда»? Много споров по поводу трактовки, какая численность, кто входил и т.д.

Когда мы говорим о традиционной культуре, то имеем ввиду XVIII – XIX вв., когда аборигены Австралии существовали самостоятельно.

Не везде были одинаковые ресурсы, поэтому аборигены серьёзно изучали окружающий мир: пути миграций животных, обработка растений и т.д. Аборигены никогда не выращивали самостоятельно культуры.

Довольно долго исследователи спорили на счёт того, насколько аборигены были обеспечены пищей. Считалось, что они голодали, но почему-то никогда не заготавливали пищу впрок и т.д.

Уже в 20-30-е гг. проводились исследования какой рацион был доступен австралийцам: для местных жителей были доступны: 18 видов сумчатых, 8 видов насекомых, 6 видов корнеплодов, 13 видов овощей, семена, растения, птицы, яйца и т.д. В течение сезона рацион менялся. Но сказать, что аборигены голодали - нельзя.

Отдельный вопрос занимает проблема добычи воды: аборигены хорошо знали свою территорию, где находятся запасы воды. Вплоть до того, что у них были карты.

На месте высохшего устья реки добывали из пузырьков воды, из лягушек добывали воду («Выжимали?!» о_О), в крайнем случае, употребляли кровь животных.

У аборигенов был чёткий календарь, поделенный на сезоны: сухой (сезон гроз, ветров и т.д. à определённые животные, растения à определённый маршрут) и влажный.

ü Женщины: собирательство. Основное орудие труда: палка-копалка (круглое в сечение орудие, с 1-2 рабочими концами).
Занимались сбором урожая. Кроме того, с помощью специального топора могли вырубать соты.
Коди – специальный топор (основа: палка, на один конец – ком смолы, в эту смолу вставлялась каменная часть с 1 или 2 заострёнными концами), с помощью этого топора можно залезать на деревья и разбивать орехи.
Использовали сумки, которые различались по размеру и качеству плетения (очень плотные – для переноса мёда).
Воду хранили в своеобразных мешках из шкур кенгуру и т.д.
Сумки носили на спине, ремень – на лбе. Т.е. – руки свободны. Куломоны – специальные корыта, красиво разукрашенные. У этого корытца несколько функций: собирать в них что-то, можно носить детей.

ü Мужчины: охота. Орудия более разнообразные, основа вооружения: копьё и копьеметалка. Использовались бумеранги, разные виды палиц. Наконечники для копий встречались не везде. Из определённых центров происходил экспорт каменных наконечников. Копья были 2 типов: ударное и метательное. У ударного копья центр тяжести – в задней части, у метательного - в передней. Копьеметалка была распространена не везде.
Основной способ охоты: подбирались на расстояние броска копья. В некоторых случаях применялась коллективная охота. Применяли собак на охоте, но редко. Чтобы отбить запах использовали охру или грязь, имея представление, что нужно подходить с той стороны, откуда дует ветер. Особой точностью аборигены не отличались. Само появление копьеметалки объясняется тем, что копьеметалка давала меньший бросок. Метательным оружием является также и бумеранг: орудие в форме серпа. Само свойство бумеранга заключается в том, что сама поверхность изогнута, в соответствии с этим строится траектория полёта. При этом бумеранг чаще использовали при охоте на птиц, его любили исследовать для спорта и развлечения. Более распространён тяжёлый боевой бумеранг (от 70 см, 300-400 кг): его края заострялись. Из других способов охоты распространены ямы-ловушки, разные западни, загонная охота, иногда поджигали кустарники, делали изгороди, ставили силки.
При охоте на страуса Эму отравляли водные источники. Наконечники копий никогда не отравляли, только заостряли. Рыбу тоже иногда ловили путём отравления водоёмов. Использовали сети: с узкой ячейкой и широкой. Ловили черепах, бегоний.

Огонь добывали: сверлением и пилением. Только в некоторых районах (горных) использовали камни, высекая искру. Огонь берегли, разжигали от одного источника (при перекочёвке – угли / факел).

Транспорт: преимущественно водный. Лёгкие лодки из коры деревьев и плоты, из тонких прутьев.

На севере Австралии: лодки выдалбливались из пустых брёвен, стволов и тщательно обрабатывались и украшались, устанавливали примитивные паруса. Плавание было в основном каботажное. Самое большее – в залив Торрес.

Единственное «полудомашнее» животное: дикая собака Динго. Использовали при охране стоянок, иногда – для охоты.

Мужчины не всегда были главными добытчиками в семье. В Австралийском обществе мужчина являлся активным деятелем в социуме, имел определённые обязательства: перед тем, кто научил охоте, перед семьёй сестры и т.д. Он отдавал им части мясо, и у него ничего своего не оставалось после охоты. Но ему давал тот, кто был должен ему. А растительная пища распределялась внутри семьи.

Исследователь Роуз: распределение работы среди населения (между полами и различными возрастами).

У мужчин пик деятельность – 26 лет. К 40 гг. мужчина обзаводиться семьёй, у него появляется много социальных функций, начинает вовлекаться в общественные дела, заботиться о своём статусе. Мясо ему поставляют его ученики, зятья и т.д.

В возрасте 25-26 лет у многих женщин уже как минимум двое детей, она не может заниматься исключительно сбором еды. Традиция полигинии: многожёнство. Старшая занимается обучением молодой, у неё уже взрослые дети и т.д. Наибольший пик производительности: более старшие возрасты (дети выросли, в активной общественной жизни участвовать не нужно).

На севере были целые касты строителей лодок. И только у этой семьи есть определённые права на производство. Плата за товар имела форму подарка, обмен-на-обмен.

Какие-то вещи ценились особенно высоко, их стремились получить в подарок. Был какой-то регион, который экспортировал определённые вещи: зернотёрки, например J

Торговые пути функционировали постоянно. Легендарная эпоха – время Сновидений. *_* Сакральный смысл…