Рядовые общинники должны участвовать в коллективных делах общины.

Возникали различные обязательства по отношению друг к другу.

На островах Кука выделяли 3 слоя.

Общество можно характеризовать, как сословное или кастовое, что напоминает систему, характерную для Индии.

Собирался совет нескольких деревень (характерно для крупных островов). У этих деревень, как правило, мог существовать и общий вождь. Если связи между деревнями были слабы, то такие советы не собирались.

Как правило, изложение дела выступали специальные должностные лица.

В основном, фоно был характерен только для Самоа и Тонга.

Несколько больших семей объединялись в деревни, в то, что можно назвать сельской или территориальной общиной. Общая численность населения в деревне от 300 до 500 человек. Если важное поселение, то до 1000 человек и больше.

Продукт считался общим.

Большая семья состояла из 3-4 поколений, которые вели происхождение от общего предка.

Большая семья проживала в пределах одной деревни.

Сохранялись обычаи авункулата (наследование вещей по женской линии).

Положение женщин было довольно высоким, и, хотя наследование земель шло по мужской линии, статус старшей дочери считался выше (Самоа, Таити).

Земля, полученная большой семьёй, делилась между парными более мелкими семьями. Отдельные семейные участки могли переходить по наследству, но всегда наблюдалось, чтоб семья не уходила из-под контроля большой семьи.

Родственники делились:

- по старшинству (чётко подразделялись на несколько поколений): деды, родители, сверстники, дети, внуки. Для каждого этого поколения существовали свои термины.

Родство по прямой линии + добавлялся термин, который обозначал «настоящий, истинный». Помимо этих родственников, были родственники биологические. В пределах своего поколения были важны соотношения кто старше, кто младше. Существовали термины для младших / старших братьев / сестёр. Большие семьи не были равны между собой. Проявлялся принцип старшинства. Старший род всегда получал лучшие земли. Одних можно отнести к разряду знати, других – к простонародью. Старший брат мог перейти в разряд знати, а младший в разряд простолюдинов.

Сельская община выступала выше собственников, хотя отдельные её участки выступали в виде собственности больших семей. Деревня имела свой собственный орган управления – «фоно» (на Самоа и Тонга). Здесь находились вожди, представители знати. Вождь немного выходил из этого общества, у него семья была поменьше. Собрание фоно проходило в центре поселения, было открытым. Каждый имел право слушать. Совет обычно занимался решением всяких споров, организацией общих хозяйственных занятий (лов рыбы большой сетью). Разбирали спор по поводу спорных территорий. Занимались организацией разведения общественных построек: дом вождя, собраний, святилищ. Меньше всего совет мог вмешиваться в дела аристократии. На отдельных островах вообще серьёзного наказания для нарушителей не было.

В определённый год совет мог официально запретить что-то J - для восстановления ресурса.

Арики – вождь, его супруга, сыновья.

Матайако – местные и деревенские вожди со своими семьями

Ранготиры – обладали большими землями, но не принадлежали к той части аристократии, которая могла им дать соответствующий статус.

Несколько обособленную часть общества составляли ремесленники / гильдии.

Безземельные общинники (напоминают клиентов): попадают в полное распоряжение своих покровителей, им выделялся участок земли, основную часть пищи оставляли себе, значимую долю – владельцу земли. Владельцы земли могли обменивать эти участки вместе с людьми.

Рабы. Приравнивались к пленникам. Основная функция: принесение в жертву. К хозработам не привлекались.

Во главе общества стояли вожди, которые были несколько обособленны от всей системы. Вторую ступеньку занимала аристократия (матабула) – от отца к старшему сыну, все остальные дети относились к младшему разряду (моа). К моа также относились братья матабулы. Те, кто относился к моа, занимались ремеслом / являлись профессиональными воинами. Дети моа относились к тоа (простонародье). В дальнейшем только старший сын мог подняться до статуса матабулы и т.д.