Экономические механизмы охраны климата

Пинчук Алина Ивановна

По экологическому праву

Вариант 20

 

Выполнила:

студентка 2 курса, 5 группы,

юридического факультета БГУ

специальности «Правоведение»

очной формы обучения

_________________

(подпись студента)

Проверила:

Лизгаро Виктория Евгеньевна

кандидат юридических наук,

доцент

 

Минск

Механизмы регулирования воздействия на климат установлены Киотским протоколом к Рамочной конвенции ООН об изменении климата от 11 декабря 1997 г.: утв. Указом Президента Республики Беларусь, 12 августа 2005 г. № 370. В Республике Беларусь действуют:

Положение о государственном климатическом кадастре: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 октября 2006 г., № 1301;

Положение о порядке ведения государственного кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 апреля 2006 г. № 485.

Киотский протокол предполагает использование трех экономических механизмов:

международная торговля квотами на выбросы парниковых газов;

совместное осуществление;

чистое развитие.

Механизм «международной торговли выбросами парниковых газов» предполагает передачу (продажу) избыточных единиц установленного количества выбросов парниковых газов (далее – ЕУК) одной страны другой стране в обмен на финансирование или другие экономические выгоды. Право на продажу ЕУК принадлежит государству, которое является Стороной Конвенции об изменении климата. Возможность торговли выбросами на уровне предприятий возможна в случае распределения квот на выбросы парниковых газов внутри страны. Поскольку в Республике Беларусь отсутствует внутренняя система распределения квот на выбросы парниковых газов, то международная торговля выбросами может осуществляться только государством. При этом средства от торговли могут поступать непосредственно в государственную казну или в специальный фонд. С 1 января 2005 г. здесь действует Схема торговли выбросами (EU ETS), в рамках которой предприятиям и компаниям-эмитентам устанавливаются ограничения на выбросы углекислого газа в виде квот (сертификатов-разрешений на выбросы). При этом эмитентам разрешается свободно продавать и покупать квоты на рынке, а также инвестировать средства в проекты по сокращению выбросов и увеличению стоков парниковых газов в других странах–участницах Киотского протокола, засчитывая полученные по этим проектам сокращения выбросов (увеличения стоков) в счет выполнения своих обязательств.

В Республике Беларусь торговля единицами сокращения выбросов парниковых газов регулируется Указом Президента от 8 декабря 2010 года «О некоторых вопросах сокращения выбросов парниковых газов» №625.

Единица сокращения выбросов (ЕСВ) парниковых газов - количество сокращения выбросов парниковых газов и (или) увеличения уровня их абсорбции поглотителями, достигнутое в результате реализации проекта по сокращению выбросов парниковых газов и (или) увеличению уровня их абсорбции поглотителями в соответствии со ст.6 Киотского протокола, выраженное в одной метрической тонне эквивалента диоксида углерода. Продажа ЕСВ парниковых газов нерезидентам Республики Беларусь производится на основании заключенных Минприроды международных договоров межведомственного характера о продаже ЕСВ парниковых газов. Денежные средства, полученные от продажи ЕСВ парниковых газов на основании заключенных Минприроды международных договоров межведомственного характера о продаже таких единиц, поступают в доход республиканского бюджета и направляются в государственный целевой бюджетный республиканский фонд охраны природы.

Кроме того, Указом Президента от 8 декабря 2010 года «О некоторых вопросах сокращения выбросов парниковых газов» №625 регулируется вопрос о добровольном сокращении выбросов парниковых газов. Наряду с ним можно назвать и другие акты:

О порядке представления, рассмотрения и мониторинга проектов по добровольному сокращению выбросов парниковых газов: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2009 г. № 466;

О мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2009 г. № 466: постановление Минприроды от 14 сентября 2009 г. № 59.

Актами утверждены формы:

предложения о реализации проекта по добровольному сокращению выбросов парниковых газов;

письма о поддержке предложения о реализации проекта по добровольному сокращению выбросов парниковых газов (минприроды);

форма документа организации проекта по добровольному сокращению выбросов парниковых газов;

форма письма об одобрении проекта по добровольному сокращению выбросов парниковых газов.

Продажа единиц добровольного сокращения выбросов парниковых газов организациям, в том числе нерезидентам Республики Беларусь, производится на основании договоров о реализации проекта по добровольному сокращению выбросов парниковых газов.

Заключение договора о реализации проекта по добровольному сокращению выбросов парниковых газов осуществляется на основании меморандума о взаимопонимании по условиям реализации проекта по добровольному сокращению выбросов парниковых газов. Меморандум о взаимопонимании по условиям реализации проекта по добровольному сокращению выбросов парниковых газов - документ, заключаемый между Минприроды и организацией, в том числе нерезидентом Республики Беларусь, являющейся покупателем достигнутых сокращений выбросов парниковых газов, об условиях продажи единиц добровольного сокращения выбросов парниковых газов.

Денежные средства, полученные от продажи единиц добровольного сокращения выбросов парниковых газов, поступают на счет организации, реализующей проект по добровольному сокращению выбросов парниковых газов, включаются этой организацией в состав внереализационных доходов и освобождаются от налогообложения налогом на прибыль в размере суммы освоенных капитальных вложений (за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета) в реализацию такого проекта.

Основание:

договор о реализации проекта по добровольному сокращению выбросов парниковых газов;

документ организации проекта или комплексного проекта по добровольному сокращению выбросов парниковых газов по форме, утвержденной Минприроды;

заключение Минприроды о полученных единицах добровольного сокращения выбросов парниковых газов в результате реализации этого проекта.

Второй механизм – «совместного осуществления» – ориентирован на передачу образовавшихся единиц сокращения выбросов парниковых газов (ЕСВ) иностранному инвестору. Участие в данном механизме могут принимать страны из списка Приложения I Киот­ского протокола, в который входит и Республика Беларусь.

Третий механизм – «чистого развития» – аналогичен механизму «совместного осуществления» (ст.12 Киотского протокола). В нем Республика Беларусь или ее предприятия выступают в качестве инвестора в проекты по сокращению выбросов (или повышению стоков) парниковых газов в странах из списка Приложения II к Конвенции об изменении климата,
в который входят развивающиеся страны. В этом случае Республика Беларусь как страна Приложения I к Конвенции сама может выступать в качестве покупателя углеродных единиц сертифицированных сокращений выбросов.