Политический (государственный) режим, - это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть.

Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами.

Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Средневековый период (V-ХV вв.) связан с эпохой феодализма. Политические функции феодального государства были сложнее и разнообразнее, чем у государств при рабовладельческом строе. Складывался внутренний рынок, преодолевалась обособленность регионов. Проявилось стремление государств к дальним территориальным захватам, так как Европа, например, уже полностью была поделена между ними. В этот период существовали государства: Византия, Священная Римская империя, Англия, Испания, Португалия, Киевская Русь и др. Сильно изменила карту мира эпоха Великих географических открытий на стыке феодальной и капиталистической общественно-экономических формаций. Появилась потребность в рынках и новых богатых землях и, в связи с этим, мысль о кругосветных плаваниях. С рубежа ХV-ХVI вв. выделяют Новый период истории (вплоть до I мировой войны в XX в.). Это эпоха зарождения, подъема и утверждения капиталистических отношений. Она положила начало европейской колониальной экспансии и распространению международных хозяйственных связей на весь мир.

Древний период (от эпохи возникновения первых форм государства до V в. н.э.) охватывает эпоху рабовладельческого строя. Характеризуется развитием и крушением первых государств на Земле: Древнего Египта, Карфагена, Древней Греции, Древнего Рима и др. Эти государства внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации. Вместе с тем, уже тогда главным средством территориальных изменений были военные действия.

Основные этапы формирования политической карты мира. Типы стран современного мира.

Азиатская часть России: основные черты природы, расселения, хозяйства.

Европейская часть России — часть России, географически относящаяся кВосточной Европе. Её восточной границей являются Уральские горы, граница сКазахстаном и реки Кума и Маныч, а южной — Северный Кавказ.

Включает в себя Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ,Северо-западный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ и частьПриволжского федерального округа (за исключением регионов Урала, частично расположенных в Азии — Башкортостана, Оренбургской области и Пермского края).

Площадь макрорегиона около 13,1 млн км², что составляет около 77 % территории нынешней России. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года на территории УФО, СФО и ДВФО в общей сложности проживало около 39,13 млн человек, то есть 27 % от общего населения РФ.[1]

В среднем плотность населения здесь заметно ниже европейской части страны и одна из наименьших в мире — 1,9 жителя на 1 км² (средняя по РФ — 8,3). По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в азиатской части России проживало 25,55 млн чел.[2].

Крупнейшие города (с населением свыше 500 тыс. человек): Новосибирск, Екатеринбург, Челябинск, Омск, Красноярск,Тюмень, Владивосток, Хабаровск, Иркутск, Новокузнецк, Барнаул, Кемерово, Томск. Азиатскую часть России составляют четыре экономических района страны — Уральский (частично), Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный.

 

НачалоНовейшего периода в формировании политической карты мира связывается с окончанием I мировой войны. Следующими этапными моментами явились II мировая война и рубеж 80-90-х годов, который характеризуется крупными изменениями на политической карте Восточной Европы (распад СССР, Югославии и др.).

Первый этап ознаменовался появлением на карте мира первого социалистического государства (СССР) и заметными территориальными сдвигами, причем не только в Европе. Распалась Австро-Венгрия, изменились границы многих государств, образовались суверенные страны: Польша, Финляндия, Королевство сербов, хорватов и словенцев и др. Расширились колониальные владения Великобритании, Франции, Бельгии, Японии.

Второй этап (после II мировой войны), кроме изменений на политической карте Европы, ассоциируется, прежде всего, с распадом колониальной системы и образованием большого числа независимых государств в Азии, Африке, Океании, Латинской Америке (в Карибском регионе).

Третий этап продолжается и сейчас. К качественно новым изменениям на политической карте мира и оказывающим большое влияние на социально-экономическую и общественно-политическую жизнь всего мирового сообщества можно отнести следующие:
- распад в 1991 г. Союза ССР, утверждение политической независимости сначала трех бывших союзных республик Прибалтики, а затем и остальных, в т.ч. России.

  1. Формы государственного устройства

Оказывает влияние: Климат, природа, экономика, национльные особенности, культурный уровень народа, история, религия.

Включает в себя: Форму правления, форму государственного режима, политический режим.

Формы правления: Монархическая (выборная, абсолютная, геократичная, ограниченная – парламентская, конституционная, смешанная).

Республиканская (президенстская, парламентская, суперпрезидентская, смешанная – перламентно-президентская, президентско-парламентская).

 

Формы внутри государственного устройства: Унитарные (центролизованые, децентрализованные), территориальные, национальные, федеративные (симметричные, ассиметричные).

Формы межгосударственного устройства: добровольные (конфедерационные, содружества, сообщества, ассоциации), насильственные (империи, союзы).

Выделяют три основных элемента в форме государства:

  • форму правления,
  • форму территориального (государственного) устройства
  • политический (государственный) режим.


Всовокупности эти элементы раскрывают форму государства.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическуюи республиканскую формы правления.

Монархия обладает следующими юридическими признаками:

1) это, как правило,единоличное правление;

2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству;

Выделяютдве разновидности монархической формы управления: абсолютную(неограниченную) и ограниченную(парламентарную) монархию.

Вабсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.

В настоящее время ограниченная монархическая форма правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.

Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки:

1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.

Республиканская форма правления также относится к одной из древних. Республики были и в рабовладельческом мире, при феодальном строе (аристократическая республика в Древнем Риме или демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).

Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную. Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства иего ответственности.Все другие признаки относятся к дополнительным.

Впрезидентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

Впарламентарной республике правительство формируетсяпарламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственностьза свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

К числу президентских в настоящее время относятся США, Бразилия, Сирия, Мексика Франция и др. К парламентарным республикам - Италия, Турция, Финляндия и др.

В "чистом" виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются редко. Широко используютсясмешанные формы, например,полупрезидентскиеили полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Например, в президентской республике устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом (Уругвай, Колумбия и др.), а в парламентарных республиках ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести парламент, в частности, путем установления повышенного кворума (например, ФРГ).

Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной организации государства.

Выделяют две основные формыгосударственного устройства: унитарнуюи федеративную.

Унитарное государство имеет следующие признаки:

1) полное территориальное единство государства. Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;

2) для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;

3)единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единаясудебная система;

4) единая система законодательства для всего государства;

5) одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

Федерация - это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки:

1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;

2) возможность установления "двойного гражданства", т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;

3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;

4)субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;

5)двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств. Они образованы по разным основаниям, имеют различное устройство, различную степень развития и др. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.). Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия. Такого рода федерации оказались нежизнеспособными.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индия построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

Иногда в качестве формы государственного устройства называют конфедерацию. Однако, строго говоря, она представляет собой не форму внутреннего устройства государства, а международно-правовое объединениесуверенных государств. В конфедерацию государства объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства. Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство. В конфедерациисоздаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств. Конфедерация может распасться, или, напротив, преобразоваться в единое государство, как правило, федерацию (Швейцария, США).

Третий элемент формы государства - политический (государственный) режим.

Различают две основные разновидностиполитических режимов: демократические и недемократические. Каждая из этих разновидностей имеет свои подвиды.

К недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный.