Волго-вятский экономический район

Во́лго-Вя́тский экономи́ческий райо́н — один из 11 экономических районов Российской Федерации, состоит из 5 федеральных субъектов:

1. Республика Марий Эл

2. Республика Мордовия

3. Чувашская Республика

4. Кировская область

5. Нижегородская область

Численность населения — 7,5 млн чел. (2010). Средняя плотность населения - 32 чел./км², заселён очень неравномерно. татары, удмурты. Эрзяне и мокшане расселены от Рязанской области до Башкирии. Уровень урбанизации достаточно высокий — 70 %, причём из 7,5 миллионов 2 млн проживают в Нижегородской агломерации.

Территория района вытянута с юго-запада на северо-восток на 1000 км и находится в различных природных зонах: северная часть в лесной таежной и южная — в лесостепной. Район расположен в Центральной России, в бассейнах судоходных рек Волги, Оки, Вятки, граничит и находится в тесной экономической связи с Центральным, Поволжским, Уральским и Северным районами, представляющими собой мощные хозяйственные комплексы.

Ведущими специализирующими отраслями Волго-Вятского района являются машиностроение и металлообработка (более 37%), нефтехимия (около 10%), лесохимия, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (около 6%). Удельный вес легкой и пищевой промышленности превышает 16%. В составе перечисленных отраслей занято более 66% всех трудовых ресурсов промышленности Волго-Вятского района. Главная отрасль специализации района — машиностроение со сложной спецификой внутрирайонной и межрайонной кооперации, пред¬ставленное прежде всего Нижегородским машиностроительным комплексом. Ведущая отрасль района — автомобилестроение с центром в Нижнем Новгороде, в котором сосредоточено производство более 10% легковых и 30% грузовых автомобилей России.

Кроме автомобилестроения в районе развито судостроение, производство дизелей, метизов, фрезерных станков и станков с числовым программным управлением, полупроводниковых выпрямителей и приборов (Нижний Новгород, Саранск, Йошкар-Ола), измерительной аппаратуры (Киров), инструментальная промышленность (Павлове, Киров, Саранск), разнообразное электронное машиностроение в областных центрах и столицах республик, приборостроение, электротехника.

Одной из ведущих отраслей специализации Волго-Вятского экономического района является многоотраслевая химическая промышленность, работающая в основном на привозном сырье и материалах, выпускающая сотни наименований полупродуктов и конечных продуктов для основной и органической — полимерной химии (полиакрилатов, капралактама, средств защиты растений, полихлорвиниловых смол, пластмасс, волокон, красителей, кожезаменителей, шин, каустической соды, минеральных удобрений). В структуре химической промышленности повысился удельный вес производства минеральных удобрений на базе используемых местных Верхне-Камских фосфоритов (Кировская область), продукции нефтепереработки на Нижегородском и Кстовском нефтехимкомбинатах, в Новочебоксарске, а также производства резинотехнических изделий на Саранском промышленном предприятии.

Сырьевой базой для нефтеперерабатывающей, нефтехимической промышленности и органической химии является нефть и нефтепродукты, поступающие по нефтепроводам из Поволжского и Западно-Сибирского нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих районов. Центры производства химической и нефтехимической продукции — Кстово, Нижний Новгород, Дзержинск и ряд других городов в областях и республиках района.

роизводство продукции лесохимической промышленности на базе отходов лесозаготовок и деревообработки размещено вблизи соответствующих лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий в основном в Кировской и Нижегородской областях (Балахнинский лесопромышленный комплекс, поселки Вахтан, Ветлужский). Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность Волго-Вятского экономического района является специализирующей, в 1996 г. она составляла около 6% лесной промышленности Рос¬сийской Федерации; преобладает промышленное производство на собственном древесном сырье.

Сельское хозяйство Волго-Вятского экономического района не в полной мере обеспечивает местное население продовольствием и пищевую и легкую промышленность сырьем. Общая земельная площадь района 13,6 млн га, из них сельскохозяйственных угодий — 10,2 млн га (4,7% от общероссийских). На долю пашни приходится 75,9% общих сельскохозяйственных угодий района, доля пастбищ составляет 15%, сенокосов — 8%. Ведущая отрасль сельского хозяйства — растениеводство — представлено зерновыми культурами. Зерновыми занято более половины посевных площадей района, преобладают посевы ржи, пшеницы, ячменя, овса, в лесостепной полосе в основном крупяные — гречиха, просо. Главная техническая культура — лен-долгунец (Нижегородская, Кировская области), выращиваются также конопля, сахарная свекла, хмель (Чувашия); картофелеводство и пригородное овощеводство размещаются в районе повсеместно. В южной части района имеются посевы кукурузы. Животноводство ВВЭР представлено скотоводством (мясо-молочного и молочно-мясного направлений по всей территории), овцеводством, свиноводством, а также кролиководством, птицеводством и пчеловодством. Кормовой базой животноводства служат травы пойменных лугов, лесных полян, кормовые культуры, сеяные травы.

Волго-Вятский район обладает всеми видами современного транспорта. Железнодорожный транспорт занимает более половины в общем объеме межрайонных перевозок (по трем транзитным широтным и одной меридиональной железнодорожной магистрали, к которым под¬ходят местные железные дороги с высокой грузонапряженностью). Северная и южная территории района менее охвачены железными до¬рогами. Плотность шоссейных дорог в районе выше среднероссийского показателя. Речной транспорт обеспечивает внешние и внутренние связи рай¬она по таким судоходным рекам, как Волга, Ока, Вятка, Ветлуга. Крупные речные порты района и страны — Нижний Новгород, Чебоксары. По рекам перевозятся лес, уголь, металл, соль, продукция машиностроения, строительные материалы, овощи, хлебные грузы. Трубопроводный транспорт представлен несколькими газо- и нефтетрубопроводными магистралями, обеспечивающими поступление (ввоз) топливно-энергетических ресурсов из Поволжского, Уральско¬го и Западно-Сибирского районов.

основная черта ЭГП - "переходность" от Центра к Поволжью и Уралу,

на территории района расположен третий по промышленному потенциалу город России - Нижний Новгород,

характерная черта района - контрастность природных условий, расселения и хозяйства северной \"лесной"\ части района \Заволжья\ и южной; особенно заметен "сдвиг" экономического потенциала района в Нижегородскую агломерацию,

район богат лесом и водными ресурсами, но практически лишен минерального сырья и топлива; в то же время ресурсная ситуация "смягчается" близостью Волго-Уральской топливной базы,

район индустриальный, на специализацию промышленности оказывают влияние: "сырьевой" Волго-Уральский регион, "машиностроительный и научный" Центр, а также "собственные" лесные ресурсы,

ведущие отрасли:

машиностроение, особенно развит автомобилестроительный комплекс \грузовые и легковые автомобили \Н.Новгород\, автобусы \Павлово\, дизельные двигатели \Заволжье\, шины \Вятка\, производство автостекла \Бор\\, судостроение и станкостроение \Н.Новгород\ в т.ч. производство деревообрабатывающих станков \Вятка\, производство электротехники \в осн. - светотехники \Саранск\

химическая прмышленность \в т.ч. нефтепереработка на "транзите" волго-уральской нефти \Кстово\ и оргсинтез \Дзержинск\, а также - лесохимия \Ветлужский\,

лесная промышленность \один из ведущих "лесодобывающих" и "лесоперерабатывающих" районов России, выделяющийся именно "плотностью" производства; на территории ВВР сформировался "лесной подрайон" в северной \заволжской\ части и вдоль Волги, с полным комплексом - от заготовки древесины до производства бумаги \Волжск, Балахна, Правдинск\,

с\х типично для российского Нечерноземья и отличается внутрирайонной ориентацией.