Тема: Основы практической деятельности музея
Лекция № 8-9
1. Специфика научно-исследовательской работы музея
2. Направления научно-исследовательской работы
Научные исследования в любом музее являются обязательным условием его функционирования, поскольку их результаты определяют уровень научно-фондовой, экспозиционной, просветительной и образовательной деятельности музея.
Под исследованием в музее понимают «особую форму деятельности, связанную с выработкой, распространением и применением знаний, которыми общество прежде не располагало». Термин «научная работа» в музеях часто относится лишь к обработке коллекций как источников научного познания, поскольку такая обработка осуществляется с использованием научных методов.
Однако музей является многофункциональным учреждением, и его научные исследования имеют многосторонний и комплексный характер. Музеи ведут научные исследования. как в области музееведения, так и в области профильных наук. Эти исследования теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены. В частности, для создания экспозиции и выставок, при разработке их «сценария» используются данные, полученные в ходе научноисследовательской деятельности, проходившей в процессе отбора и научно-фондовой работы (хранение, обработка и пр.). Таким образом, изучение музейных коллекций приводит к созданию экспозиций, а также к изданию каталогов, монографий и т. д.
В ходе научно-исследовательской деятельности музея решаются определенные задачи. Известный музеевед Й. Бенеш определяет их следующим образом:
- музееведческие задачи (изучение процессов, связанных с обработкой коллекций и деятельностью музея);
- задачи, ориентированные на изучение свидетельств как источников познания, т. е. изучение их роли в музее без учета их вклада в отдельные научные дисциплины;
- отраслевые задачи, по своему содержанию совпадающие с задачами других научно-исследовательских учреждений.
Специфика научно-исследовательской деятельности музея заключается в том, что в основе ее лежат подлинные свидетельства развития природы и общества, ценность которых выясняется, осмысляется, становится достоянием общественности. Вместе с тем, научные исследования в музее направлены на создание оптимально-эффективных условий для осуществления процесса отбора музейных предметов, их изучения, охраны и экспонирования. В процессе этой деятельности происходит многоаспектное исследование, как самого музейного предмета, так и взаимоотношения музейного предмета с первоначальной средой бытования, его места в музейных фондах, а особенностей его взаимодействия с посетителем.
Научно-исследовательская деятельность является первоосновой существования музеев разных типов, видов и профилей. Она протека в двух сферах:
1)отраслевые исследования, по своему содержанию совпадающие с исследованием в других научных учреждениях. В этих исследованиях музейные предметы изучаются с точки зрения нового знания, которые они дают данной отрасли;
2)музееведческие исследования, приводящие к новым знаниям по теории и методологии собирания, хранения, обработки, экспонировании и другим видам использования музейных предметов. Полученные новые знания ведут к научной оценке музейных коллекций, к дополнению существующих, к составлению специальной документации, к научно-организованной экспозиции, к выпуску каталогов и публикаций.
2. В научно-исследовательской деятельности музея выделяют следующие основные направления, присущие отечественным и зарубежным музеям:
- исследования в области разработки научной концепции деятельности музея;
- исследования в области комплектования фондов;
- изучение музейных предметов и их коллекций;
- научное проектирование экспозиций и выставок;
- прикладные (социологические, педагогические и социально-психологические) исследования, направленные на изучение музейной аудитории;
- исследования, направленные на повышение эффективности
работы музея;
- музейно-педагогические исследования;
- изучение истории музейного дела;
- исследования в области историографии музееведения.
В рамках профильных наук исследовательская деятельность музеев и связанных с ними научных учреждений классифицируется в соответствии с принятой классификацией наук (гуманитарные, естественнонаучные, технические и т.д..). Особое значение имеют междисциплинарные научные исследования, обеспечивающие комплексное изучение музейных предметов и коллекций.
В качестве специального направления, имеющего тенденцию к развитию в современных условиях, можно отметить исследования в области музейной педагогики.
Более подробно остановимся на разработке научной концепции,представляющей собой всестороннее обоснование целей и задач, создания, функционирования и развития музея, а также вытекающих из этих целей и задач способов и средств их реализации. Разработку научной концепции можно разделить на три взаимосвязанных этапа:
1) подготовка и анализ исходных данных (региональный, краеведческий музей). Эти данные должны раскрыть специфические особенности социально-экономического и культурного развития региона); перспективы его развития, социально-демографические характеристики населения и их будущую динамику, истории региона. Необходимый объем научно-исследовательской работы этого этапа в каждом конкретном случае строго индивидуален: он зависит от особенности социального контекста, профиля, характера музея, степени изученности предмета отражения и т. д.;
2) разработка «идейного замысла» музея;
3) составление генерального плана развития музея.
Научно-исследовательская работа музеев в области комплектования фондов предполагает разработку научной концепции комплектования.
Это направление охватывает:
- оценку имеющегося музейного фонда;
- обоснование направленности и характера тематических и систематических коллекций;
- определение критериев отбора материалов в фонд с учетом цели и задач, стоящих перед музеем;
- определение круга и объема информации, подлежащей фиксации в документах;
- разработку системы карточных каталогов комплектования.
Результат научно-исследовательской работы в области комплектации фондов - это формирование музейных коллекций, на основе которых создаются выставки, печатные каталоги новых поступлений.
Комплектование — одно из направлений научно-исследовательсой деятельности музея по реализации его документирующей функции. В ходе комплектования реализуются задачи исследования социокультурных процессов. Комплектование должно осуществляться в соответствии с научной концепцией музея и опираться на научные принципы комплексности, историзма и объективности.
На этапе отбора памятников истории и культуры они становятся объектами преимущественно музееведческого исследования, поскольку изучаются мемориальные признаки, представительность, уникальность, способность отражать данное явление и другие музейные свойства, их взаимосвязи, история создания, среда бытования и т. д. При этом само явление или событие выступает как объект исследования, а памятник истории и культуры – как носитель информации, средство отражения этого явления или события.
При отборе комплектуемого материала необходимо учитывать не только его характер и объем информативности, но и одновременно требования, предъявляемые к нему как к части музейной коллекции и к возможному объекту показа.
Таким образом, главная задача состоит в формировании коллекций музейных предметов – аутентичных первоисточников, исторических памятников, объектов развития природы, произведений искусства и т. д., документирующих закономерности, существенные факты и явления.
Музейные предметы подлежат многоэтапной детальной и
глубокой научной обработке, предполагающей выявление и оценку
всего комплекса информации о памятнике, которую он несет как
источник знаний о конкретном явлении, событии или факте, о жизни и
деятельности конкретного исторического лица.
Выявление такой информации предполагает изучение музейного предмета, определение его значения, описание результатов изучения предмета в учетных документах. В музейной практике процесс научной обработки полностью сосредоточивается и в большинстве случаев завершается на стадии научной инвентаризации.
Необходимым условием введения музейного предмета или музейной коллекции в научный оборот является изучение музейных предметов и их коллекций, что составляет еще одно направление в деятельности музея.
Изучение музейных предметов призвано раскрыть их историческое и художественное значение. Такая работа ведется постоянно, поскольку возможности профильных наук непрерывно расширяются, л это создает условия для получения все новых, ранее неизвестных данных о музейных предметах.
Изучение музейных предметов можно разделить на несколько основных этапов:
- атрибуция(определение) музейного предмета, включающая и себя сопоставление определяемого предмета с аналогичными ему. Сопоставления могут проводиться последовательно и параллельно.
Такие исследования дают возможность выявить присущие данному
предмету его основные признаки: материал, форму, устройство, размер, способ изготовления, стиль, время и т. д.;
- классификация и систематизация музейных предметов предполагает их группировку по признакам сходства и различия с целью выявления существующих между предметами взаимосвязей. Совокупность предметов способна дать о конкретном явлении более
объективную и многогранную информацию, чем изолированные музейные
предметы. По принятым в музее классификациям проводится
систематизация собрания и создаются соответствующие каталоги;
- интерпретациядолжна в полном объеме выявить значение музейного предмета как источника знаний, способного воздействовать на посетителя эмоционально. На каждый музейный предмет составляется инвентарная карточкам, куда заносятся все сведения, полученные в результате его изучении. На основе инвентарных карточек ведутся инвентарные книги, которые являются юридическим документом.
Особое значение приобретают исследования вопросов влияния света на различные материалы; это касается, прежде всего, экспонируемых музейных предметов. Их результаты отражаются на разработке системы освещения экспозиций, определения световых нормативов, наиболее благоприятных с точки зрения сохранности экспонируемых материалов и осмотра экспозиции посетителями.
В центре исследуемых проблем находятся и другие факторы, оказывающие вредное воздействие на музейные предметы: пыль, загрязнение воздуха, факторы растительного и животного происхождения; наконец, изучаются и естественные процессы старения различных материалов с целью их предельно длительного сохранения.
Реставрация музейных предметов включает в себя все необходимые меры поконсервации и в то же время выходит за ее пределы, так как имеет целью восстановление прежнего (первоначального) состояния предмета. Она базируется на результатах исследований естественных наук, на знании и применении старых ремесленных и художественных техник и методов производства, а также на результатах изучения истории материальной культуры, этнографии, истории искусства. Такие исследования служат дальнейшему развитию реставрации.
Самостоятельный круг исследований в этой области связан с решением таких проблем, как предотвращение потерь или повреждений вследствие катастроф и вандализма.
Консервация и реставрация стремительно развиваются. Наряду с практической работой в реставрационных мастерских, существующих при крупных музеях или в качестве самостоятельных учреждений, проводятся исследования по всем проблемам консервации, разрабатываются, апробируются, обсуждаются на конференциях и в специальной литературе новые методы и способы, новые результаты.
Музееведческие исследования в области музейной коммуникации. Важное место в научно-исследовательской деятельности музеев занимают исследования в области коммуникации, различные аспекты которой имеют разную степень изученности. В центре внимания находятся проблемы музейной экспозиции как важнейшей формы музейной коммуникации.
Державний заклад «Луганський національний університет імені Тараса Шевченка»
Кафедра туризму та готельного господарства
“ЗАТВЕРДЖУЮ”
Проректор з науково-
педагогічної роботи