Диаграмма Іт 2
M
Список использованной литературы
Таблица V1L Идеальныймузец для студентов
Таблица VI. Притягательность музеевдля студенческой аудитории
M
M
Музей для студентов: анализ Представлений теоретиков н практиков музейной деятельности.
Выдвигаемые современными отечественными теоретиками и практиками музейного дела концептуальные основы взаимодействия со студенчеством и предлагаемые ими программы, формы и методы работы базируются, безусловно, на их представлении о студента^ & х&щяш, з свою отереда-отображается опыт общения с данной категорией музейной аудитории, результаты изучения её особенностей в ходе Социологических и социально-психологических исследований, на основе Анализа научной литературы, размышлений и реконструкций, В этом образе студенческой аудитории фиксируются потребности, мотивы и интерес^ которые проявляются при обращении студентов к музею. В представлениях музейных сотрудников о современном студенчестве преломляется тот апектр возможностей, который современный музей способен предложить учащемся вузов и который многими отечественными музееведами признается неудовлетворительным, что инициирует поиск и применение нетрадиционных подходов при работе со студентами.
Эффективность осуществления музейно-педагогических программ при взаимодействии с каждой конкретной катеьорией музейной публики в значительной степени зависит от того, насколько направления деятельности музея, признаваемые приоритетными их авторами и исполнителями, соответствуют запросам данной группы посетителей. Допуская возможность того, что некоторые трудности и помеху возникающие в музейно-педагогической деятельности, адресованной студенчеству, вызваны действием данного фактора [77,С45], целесообразно сопоставить представление теоретиков и практиков музейного дела о студенчестве и его потребностях при
Ш
обращении к музею с отношением к данному социокультурному институту, которое демонстрируют сами учащиеся вузов.
В первую очередь обратимся к представлению музейных работников о мотивах, которыми руководствуются студенты при посещении музеев и сравним его с тем, как сами учащиеся вузов определяют потребности, побуждающие их обращаться к музеям [Диагр.Ш].
По мнению музейных сотрудников к числу наиболее распространённых в студенческой среде мотивов посещения музеев следует отнести следующие:
1) удовлетворение любопытства в различных областях знаний;
2) эстетическое удовольствие (эстетический);
3) совершенствование профессиональной подготовки (профессиональный);
4) желание отдохнуть и расслабиться (рекреационный),
В данном аспекте наблюдается совпадение с представлением студентов о собственных потребностях, инициирующих обращение к музею, поскольку в их ответах данные мотивы чаще всего упоминаются в числе ведущих [Диагр. 3, 1]. Желание удовлетворить любопытство, а также мотив профессионального совершенствования фигурируют среди наиболее характерных для студенчества мотивов посещения музеев. Высокая степень значимости данных мотивов зафиксирована в ответах студентов и подчёркивается участниками экспертного опроса, что свидетельствует об остроте познавательной потребности учащихся вузов, проявлением которой и служат указанные выше мотивы.
Наиболее значимым для студентов и наиболее распространённым в их среде мотивом посещения музеев участники экспертного опроса признают любопытство и желание расширить кругозор, иными словами, недифференцированный интерес ко всему неизвестному, способный распространяться на различные области человеческого знания. Наряду с этим, как было сказано выше, теоретики и практики музейного дєлеі считают создание условий для профессионального роста одним из самых приоритетных направлений в работе со студентами, а их профессиональную специализацию характеризуют как важнейший фактор, принимаемый во внимание при подготовке и осуществлении специализированных музейно-педагогических программ, что является очевидным и закономерным, поскольку именно на
учебную деятельность приходится большая часть студенческого бюджета времени.
Так, согласно представлениям музейных работников, наличие условии, позволяющих удовлетворить профессиональны^ и связанные с ними учебные интересы студенчеству в полной мере может гарантировать высокую частоту и регулярность их взаимодействия с музеями.
Однако при сопоставлении степени значимости каждого из указанных мотивов, выраженной в суждениях студентов и экспертов, наблюдаются некоторые расхождения.
Приходится признать, что, придавая neftBOCTeneHHOe значение мотиву недифференцированного любопытства и считая его наиболее характерным для студенческой аудитории, музейные сотрудниц переоценивают его роль, поскольку для самих студентов, как явствует из их ОТВетов, любознательность, будучи широко распространённым мотиво^ ш значимости уступает первенство желанию получить удовольствие пр^ ВСТре4Є с красивыми ветцами и погружением в особую атмосферу,, создаваемую музейной средой. Это может свидетельствовать об особой притягательности ivm студентов не столько самой по себе информации, сколько уникального характера и способа её презентации, отличающих музей [318,0.69].
Как было отмечено выше, авторы научных публикаций, посвященных студенческой аудитории, и участники экспертного опроса подчеркивают необходимость широкого применения при оргаНИзацИИ работы со студентами форм, построенных на использовании метода залога. Характеризуя мотивы посещения музея студентами, музейные сотрудники считают> что потребность в общении при этом играет для учащихся вузов бс)льшую роль? чем стремление к обогащению своего духовного опыта или повьіДіения уровня культуры. Однако для самих студентов мотив общения оказываете^ на последнем месте в общем списке возможных побудительных причин, т.е. является наименее значимым. Исследователи студенческой аудитории в подтверждение этому отмечают, что общение между участниками студенческих груі1п в ходе проявления музейно-педагогических мероприятии не может быть охаьактерИ!Ювано как активное.
135 і
Данные факты не могут быть интерпретированы однозначным образом. Вероятно, в ходе знакомства с конкретностями музея студенты не находят условий, способствующих общению. Возможно также допустить, что учащиеся вузов не склонны рассматривать музей как учреждение, призванное удовлетворять в первую очередь данную потребность.
Следует также учитывать сложный и комплексный характер процесса музейной коммуникации, в виду чего общение, имеющее место в музее, может включать в себя достаточно широкий смысл (например, взаимодействие посетителей и музейных сотрудников, посетителей и экспонатов, посетителей друг с другом и пр.) [66,Сб-7]. Кроме того, необходимо обратить внимание и на тот факт, что сфера общения студентов представляет собой довольно сложное образование, в котором могут быть выделены различные «коммуникативные миры» и доминанты.
Стремление студентов к повышению своего уровня культуры, совершенствованию и гармонизации внутреннего мира также принимается во внимание и учитывается музейными работниками при..взаимодействии.с учащимися вузов. При этом для студентов данный мотив представляется более значимым по сравнению с тем, как оценивается степень его актуальности участниками экспертного опроса.
Необходимо отметить, что в представлении теоретиков и практиков музейного дела о побудительных причинах посещения музеев студентами проявляется степень изученности потреб ностно-мотивацио ни ой сферы данной категории посетителей. Таким же образом в ходе проведения настоящего исследования в перечень, предложенный студентам и экспертам для ранжирования, были включены мотивы, которые наиболее полно освещаются и представлены как самые актуальные в специальной литературе, посвященной психологии учащихся вузов, что, однако, не может исчерпать психологическую
жизнь студентов во всей её полноте, сложности и разнообразии. Ориентирами в
ходе проведения исследования служат также наиболее актуальные направления
музейно-педагогической деятельности.
Образ студенческой аудитории, носителем которого выступают
участники экспертного опроса, проявляется также в их представлениях о том,
какими чертами и свойствами в настоящее время музей привлекает к себе студентов и насколько полно, плодотворно используются учащимися вузов те уникальные возможности удовлетворения их актуальных потребностей, которыми, согласно восприятию музейных сотрудников, музей располагает [Табл.VI]. Сопоставление мнений опрошенных экспертов о способности музеев привлекать к себе студенческую аудиторию с ответами самих учащихся вузов Санкт-Петербурга дает возможность и здесь увидеть различия в определениях того, чем на самом деле вызвана притягательность наиболее популярных музеев города для студентов [Табл.УДЧ].
Определяя источники особой привлекательности наиболее посещаемых студентами музеев^ участники экспертного опроса чаще всего (приблизительно в 1/3 высказываний) называют музейные коллекции и их отдельные характеристики, такие как богатство, ценность, разнообразие, объём и профиль. При этом среди свойств коллекции, определяющих её ведущую роль в привлечении студенческого интереса к музею, участники экспертного опроса в первую очередь отмечают богатство музейных. собраний. Очевидно данный, атрибут музейной коллекции, обозначенный так обобщённо, допускает различные толкования более частного характера, с трудом поддающиеся дифференциации. Не исключена возможность того, что в данном случае респонденты подразумевают богатство и многообразие впечатлений, которые музейная коллекция способна вызывать у посетителей.
Следующей характеристикой музейной коллекции, имеющей, согласно представлениям музейных работников, значение для студентов, является её профиль, из чего следует необходимость уделять особое внимание содержанию планируемой музеем работы со студентами.
Наряду с вышеуказанными свойствами ценность музейного собрания и составляющих его предметов бесспорно обуславливает притягательность музея для студентов, но вместе с тем - именно участники экспертного опроса не считают его первостепенным. Воздействие ценности как таковой в числе других качеств коллекции, возможно, подразумевается музейными работниками в тех случаях, когда вызывающее интерес студентов собрание характеризуется ими как богатое.
Но в этом случае следует обратить внимание на тот факт, что для
студентов, как это явствует из их ответов, ценность оказывается самым важным
свойством коллекции музея, создающим в наибольшей степени
притягательность музея для публики. Следовательно, для студентов в первую очередь становится важным то, что представленные в музее предметы обладают высокой социальной значимостью (научной, исторической, художественной и др.). Вероятно, во многих случаях значение музейных предметов остаётся для молодых посетителей непонятным и нераскрытым, что может отрицательно сказаться в их опыте общения с музеем, тем не менее, огромное влияние способно оказать на учащихся вузов осознание возможности собственного присутствия в уникальном пространстве музея, гарантирует высокую ценность представленных в нем предметов и наделяет их особой значимостью.
Следующим по количеству упоминаний фактором, обуславливающим по мнению экспертов притягательность музеев для студенческой аудитории, становится их известность [Табл,уі].. Таким образом, наиболее популярные музеи и особенно те, которые могут быть отнесены к разряду всемирно известных, вызывают у студентов желание познакомиться с их коллекциями и обращаться к ним и далее, руководствуясь при этом указанными выше мотивами.
При сопоставлении данного мнения, распространённого в среде' музейных сотрудников относительно широко, с высказываниями студентов приходится отметить, что для учащихся вузов известность музея играет менее заметную роль в сравнении с характеристиками музейного здания. Вероятно, в этом даже проявляется стремление студентов испытать именно интенсивные эстетические переживания, а не просто удовлетворить свою любознательность в ходе взаимодействия с музеями. Поскольку предметы, представленные в коллекции наиболее популярных в Санкт-Петербурге музеев, характеризуются студентами в первую очередь как ценные, данные свойства переносятся также на их окружение: архитектурно-художественное решение экспозиции, интерьер и экстерьер музейного здания. Таким образом, эти компоненты должны представлять не менее высокую художественную и историческую значимость
для студенческой публики, в связи с чем важно обеспечивать яркость и силу производимого ими впечатления. Данная тенденция подтверждается также тем, что, раскрывая собственное представление об идеальном музее, студенты большое внимание уделяют описанию музейного здания.
Вызывает интерес и тот факт, что участники экспертного опроса при описании обстановки образцового музея для студентов основное внимание сосредотачивают на необходимости создания условий, вызывающих ощущение комфорта и удобства, а также способствующих отдыху учащихся вузов [Табл. VI, VII].
В музеях Санкт-Петербурга, с которыми студенты взаимодействуют наиболее интенсивно, их особая притягательность обусловлена в не меньшей мере их способностью вызывать эстетические переживания и пробуждать исторические ассоциации, что отмечается и экспертами, и учащимися вузов.
К числу наиболее действенных факторов, вызывающих интерес студентов к музеям города, участники экспертного опроса относят также активную выставочную деятельность^ открывающую возможность для: 1) экспериментирования; 2) расширения тематики и музейно-педагогической деятельности; 3) знакомства аудитории с неизвестными ей памятниками; 4) использования нетрадиционных подходов к их интерпретации; 5) акцентирования существующих связей между содержанием коллекции и современными проблемами, с которыми сталкивается студенчество [Табл.VI].
Многочисленность, регулярность проведения и разнообразие выставок, создаваемых специалистами в области музеологии, обеспечивают высокую посещаемость музеев и с точки зрения студентов[201,С.32], [203,С95].
Основные направления взаимодействия со студенческой аудиторией, принимаемые в отечественной музеологии в качестве приоритетных, нацелены, с одной стороны, са удовлетворение потребностей учащихся вузов, а с другой стороны, на поиск и использование новых средсгв, благодаря которым духовное развитие студенчества становится осуществимым в музее. Одновременно с этим деятельность музейных работников направлена на то, чтобы продемонстрировать аудитории весь спектр возможностей, которые музей способен ей предоставить [Табл.VI, VII], и, таким образом,
способствовать регулярному и плодотворному обращению студентов к музею. Это с течением времени должно приводить и к корректировке образа этого социокультурного института в восприятии и сознании студенчества. Здесь имеет место определённое расхождение между тем, что, по мнению музейных сотрудников, привлекает в музее современных студентов, и тем, на что должно направляться внимание данной аудитории, если учитывать мнение студентов и целью обеспечение активности студенческой аудитории при взаимодействии с музейными памятниками. Сопоставление соответствующих данных позволяет также понять, чем определяется выбор конкретных форм и методов работы музейных педагогов со студентами и каковы критерии оценки её" эффективности в самом музее.
Авторы научных публикации, посвященных данной теме, н участники экспертного опроса неоднократно подчёркивают, что систематичная и высокая эффективность посещения музея студентами гіредставляется возможной при условии, если внимание аудитории будет, в первую очередь, обращено к особому характеру информации, представленной в музее и отличающей его от других учреждений культуры [Табл.У1,\Ш]. Среди специфических свойств, присущих музейной информации, отмечаются следующие: I) ценность; 2) ёмкость; 3) зрелищность (аттрактивность); 4) доходчивость; 5) концеп-туальность и проблемный характер; 6) наличие широких междисциплинарных связей; 7) возможность нетрадиционных интерпретаций; В) связь с прошлым и современностью,
Приведённые выше характеристики з&даны свойствами музейного предмета, поэтому воспитание музейной культуры студентов определяется через формирование и развитие способности ощущать и осознавать уникальную природу данного феномена.
В соответствие с этим внимание музейных с&трудншоз направленно ня хог чтобы выявить, усилить и подчеркнуть отличительные свойства музейной информации, придав ей тем самым и более действенный характер. Главная роль в этом отводится экспозиционно-выставочьюй деятельности, поскольку экспозиция является «формой непосредственного обращения к публике,
которая призвана выразить внешним образом то, что заложено внутри музея как его данность, его фонды, его коллекция».
Участники экспертного опроса довольно часто отмечают, что эффективность педагогического процесса в музее во многом определяется тем, насколько последовательно создатели музейной экспозиции опираются на следующие принципы [Табл.VI, VII]:
1) выразительность, в соответствие с чем научно обоснованная концепция,
предполагающая содержание, способное затронуть интересы
* современного студенчества, должна быть последовательно, четко и ярко выражена в форме, доступной его восприятию;
2) подлинность и предметность, предполагающие, что основу экспозиции
должны составлять подлинные предметы - вещественные памятники;
3} соответствие архитектурно-художественного решения теме и концепции экспозиции;
4) разнообразие материала, выражающееся в том, что экспозиция
___ обеспечивает возможность реализации мотивов, инициир}чощих
обращение студентов к музею;
5) уравновешенное и гармоничное сочетание традиционных и новаторских подходов при отборе, организации, оформлении и интерпретации экспозиционного материала, поскольку экспериментирование в этой области, продиктованное необходимостью учёта запросов студенчества, с его повышенной чувствительностью к социальным и культурным изменениям, не должно противоречить функциональному предназначению и сущности музея;
6) сочетание высоконаучного и профессионального уровня во всех направлениях деятельности музея и доступности её результатов восприятию учащихся вузов.
СГоращает на себя внимание следующая тенденция в высказываниях музейных сотрудников. Музейные коллекции и их характеристики также включаются многими участниками экспертного опроса в число факторов, которые призваны привлекать студенческую аудиторию, чтобы гюдготовить плодотворное взаимодействие с ней, однако большое значение при этом
работники музеев придают специфическим свойствам музейной информации, а также способам её презентации и интерпретации [Табл. VI].
Подчеркнем также, что особую роль среди факторов, которые должны обусловливать притягательность музея для студенчества, участники экспертного опроса отводят специальным музейно-педагогическим программам и формам работы, адресованным данной категории посетителей.
По мнению теоретиков и практиков музейного дела, студенты становятся активными посетителями музеев, если они обладают уверенностью в том, что музей способен удовлетворить их потребности, выраженные в наиболее распространенных мотивах обращения к музею, указанных выше.
И, наконец, участники экспертного опроса подчеркивают, что доступность музейных ценностей должна быть в числе факторов, побуждающих студентов к общению с музеями [202,0.13-14].
о
( по результатам экспертного опроса) сравнительная таблица
Черты музея | Притягательные для студентов (100% - общее кол-во суждений) | Должны бьпъ притягательн, для студентов (100% - обіцее колію суждений) |
I. Коллекния і. Богатство (в целом) 2. Подлинность предметов 3. Ценность 4. Разнообразие 5. Объем 6. Содержание (профиль) | 34 (27%) 15 5 2 Ї 11 | 15(12,6%) 5 |
II-Экслозииия современность высокий научный уровень содержательность познавательный характер осмысленность информации разнообразие оригиналвность постоянство элементы здорового консерватизма современный дизайн современное оборудование выразительность предметный, вещественный характер богатство красота доступность | 7 (5,5%) + + + + + | 20(17%) т ' + + + + + + + + 4> + + + |
III,Музейное злание архитектура связь с историей расположение | 15(12%) + + + | 4 (3%) + |
IV. Известность | 25 (20%) | 4 (3%) |
VI. Информативность | 4 (3%) | 4 (3%) |
Черты музея
І Іритягательньїс для студентов
(100% -общее полно суждений)
Должны быть ттритягателыг. для студентов (100% - общее кол-во суждений) і
VTT, Характер информации
- знания но всем интересующим вопросам
- адресность
- концептуальность
- концептуальная четкость
- проблеми ость
- емкость
- доходчивость
- широта взгляда, масштабность
- достоверность
- уважение к истории Родины
- отрицание политической копыоктуры
- нетрадиционность интерпретации
- новизна, неожиданность
- современность
- обращение к истории и современности
- зрелищность, яркость
- наглядность
- аттрактивность
- развлекательность
- ненавязчиво сть
УШ. Атмосфера
- высокая культура
- абсолютные вечные ценности
- творческое обшение
- пространство самореализации
- защищенность от житейских бурь
- спокойствие
- раскованность
- интеллектуальная неформальность
- неповторимость________________
IX. Возможности
- расщирстше кругозора, удовлетворение любопытства
- профессиональное совершенствование
- эстетическое удовольствие
- эмоциональный заряд
- отдых
5 (4%)
Ч-
+
*
3 (2,4%)
10(8%)
4-+
к
+
29 (24%)
-J-+ +
+ +
+
+ +
7 (6%)
+
+ +
14(12%)
+
+
Черты музея | Притягательные для студентов (100% - обще^ кол-во суждений) | Должны быть притягателыт. для стулетттов (100% - общее кол-во суждений) |
- развлечение - повышение уровня культуры - постижение истории - выяснение исторической правды - изучение искусства и истории культуры - общение - соприкосновение с необыкновенным | + + | + -к + |
X.Специальные программы и формы работы | I (1%) | 14(12%) |
XI. Профессионализм сотрудников | 2(1,6%) | |
ХП, Истот>ико-культурноє значение | 4 (3%) | |
XIII. Духовное богатство | 2(1,6%) | |
XIV. Красота | 1(1%) | |
XV. Доступность | 1 (1%) | 6 (5%) |
XVI. Традиции студенчества | 1 (1%) | |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------- |
XVII. Реклама
1 (1%)
(по результатам экспертное опроса)
Кол-во суждений (100%-общее кол-во суждений) 10 (6,5%) 32 2 2 І 2 1 1 1 |
(21%) |
3 1 1 X 3 1 1 2 X 2 I I |
(1,3%) |
Черты музея
L Коллекция
КБогатство (в целом) 2. Подлинность 3 .Ценность
II.Экспозиция
- интересная
- высокий научный уровень
- полно отражает состав коллекции музея
- построенная на подлинниках -,гаъг;ртг.р.ннйР ,нр .та^пкпк патаны? jn^na:^iair
полн,ота 2 |
- преобладание объемных экспонатов
- не перенасыщена второстепенными предметами
- профессиональная систематизация
- тематический принцип расположения материала
- историко-хронологический принцип расположения материала
-максимальная насыщенность и информации
- разнообразие тематики
- качественный этикетаж
- качественное художественное оформление
- яркость
- использование элементов различных художественных стилей
- современность
- современный дизайн
- современные методы построения
- современное оборудование
- постоянное обновление
- пробуждение интереса к самостоятельной исследовательской работе
III.Музейные фонды
- непрерывно пополняемые
- способные дополнить любой раздел экспозиции
IV. Музейно е здание 17
1, Наличие условий для отдыха и комфорта: 8
- комнаїм отдыха;
- игровые залы;
- кафе, бары и др.
2. Соответствие требованиям к музейной работе: 2
- спе ^помещения для работы с посетителями;
- наличие фондохранилищ и др.
3. Чистота, ухоженность 2
4. Соответствие коллекциям
5. Расположение в исторической части гарода
6. Красота
7. Свет, простор
8. Прекрасное состояние (регулярный ремонт и
реставрация)
V- Широкая известность У[,Выставочная деятельность
01%)
(0J%) (2,6%)
VII.Экскурсионная работа 2
- небольшие экскурсионные группы
- свобода и раскованность экскурсовода
VIIL Специальные программы и_формы работы: 11
- разнообразные формы подготовительной работы с посетителем;
- идеальная организация приема посетителей;
- абонементы;
- лекторий;
- консультации;
- клубы с участием студентов и преподавателей
- концерты идр,
IX, Музейные сотрудники 3
- специальная подготовка
- высокая квалификация
- умение быть консультантом
(1,3%)
(7%)
(2%)
X. Изучение запросов и потребностей посетителей 4
(2,6%)
XI. Обеспечение информации 1,Печатная продукция - разнообразие
- доступность
- ориентация на различные группы посетителей
2. Доступность разнообразной информации для 6 всех категорий посетителей
3. Использование аудио-, видеоматериалов 3
4. Библиотека 3
- наличие современного оборудования
- доступность для всех
(13%)
XD. Материалыю-те\1 ш ческая база (современное оборудование)
(3%)
ХПТ Активная научная деятельность XT V. Атм о с фера
XV. В озможн ости:
1) удовлетворение любопытства, расширение кругозора;
2) отдых;
3) профессиональное совершенствование;
4) эстетическое удовольствие;
5) развлечение;
в) общение со сверстниками;
7) самоуглу б ление;
8) приобщение к ценностям культуры;
9) формирование мировоззрения.
(2,6%) | |
(2,6%) | |
(8,4%) | |
І | |
ХУї.Характер воздействия
- способность удовлегворить разнообразные интересы
- магия соприкосновения с музейными
нрелмеїами
- пробуждение совести
- укрепление гордости за историю своего народа
- снятие стрессов и перегрузок
- 'эмоциональная выразительность
(4,5%)
- неповторимость
ХУІГ.Активность, поиск, авангардизм 3
ХУІІГАктуальность тематики 1
XIX. Доступі юсть: 7
- бесплатный вход или невысокая входная плата;
- дешевая печатная продукция;
- дешевые буфеты, кафе и пр,
ХХ.Реклама 3
- выпуск достойной рекламной продукции 2
- реклама в средствах массовой информации 1
На основании рассмотренных в данной главе материалов подведем итоги и сформулируем основные выводы:
1) Обобщая различные подходы к определению и систематизации
многообразных функций музея мы выделяем основные функции этого
социокультурного института, которые заключаются в собирании, хранении,
изучении, интерпретации ы публикации предметов, обладающих высокой
положительной значимостью (ценностью) для общества. При этом музейные
работники в своей деятельности опираются на сложившиеся нормативные
представления и критерии значимости предметов, что определяет и такие виды
деятельности музея, как демонстрация этих предметов публике и их
интерпретация- Таким образом, при изучении деятельности музея, в том числе и
его взаимосвязей с различными категориями публики, понятие предметных
(объективных) ценностей и ценностей сознания (субъективных) является
ключевым.
2) Исходя из психологических характеристик молодежи студенческого возраста,
особенностей социализации и реализации профессионального, научного,
творческого и культурного потенциала современного российского студенчества
можно сделать вывод о том, что студенчество в целом представляет собой
аудиторию, испытывающую острую потребность во взаимодействии с музеями.
3) Опыт организации работы с публикой в музее позволил сформировать
дифференцированный подход к различным ее категориям, что определило и
отношение музейных работников к студенчеству, привело к выявлению
основных характеристик студенческой аудитории музеев и во многом
обусловило выбор конкретных принципов, форм и методов адресованной
студентам музей и о-педагоги ческой деятельности.
4) Наиболее плодотворным направлением взаимодействия музеев со
студенческой аудиторией большинство теоретиков и практиков музейного дела
признает профессионально-дидактическое направление, нацеленное на
совершенствование профессиональной подготовки и успешное выполнение
учебных заданий с помощью соответствующих учебно-методических средств. В
сочетании с этим подходом музей также должен служить обогащению
духовною опыта и развитию культуры студентов. При этом необходимо учитывать наличие следующих факторов:
а) как правило, слабая осведомленность (информированность) студентов и
деятельности музеев, в том числе, адресованной данной категории публики;
б) низкий уровень музейной культуры студентов, их недостаточная
подготовленность к посещению музея;
в) важность для студентов рекреационного мотива при посещении музея, что
определяет необходимость дополнительных условий, способных обеспечить
релаксацию, восстановление сил и ощущение комфорта;
г) зачастую неорганизованный произвольный характер взаимодействия музея и
студентов, что обусловлено самостоятельностью публики при посещении
музея;
д) реализация возможностей более полного удовлетворения потребности
студентов в информации и усиления впечатлений от посещения музея с
помощью современных технических (аудио-визуальных, электронных и т.д.)
средств;
е)недостаточное использование потенциала учебных музеев, действующих непосредственно в структуре вузов и связанных тесным образом с учебной деятельностью студентов;
ж) возрастание организованности в выполнении поставленных задач в ус
ловиях четкой координации и взаимной согласованности учебных (вузовских) и
музейно-педагогических программ, а также сотрудничества преподавателей
вузов и музейных педагогов;
з) повышение эффективности в осуществлении поставленных целей и задач
профессиональной и общекультурной подготовки студентов при сочетании
дидактического (узкоспециального) и гуманистического
(антропоцентрического) подходов в процессе осуществления различных
направлений музейно-педагогической деятельности, адресованной
студенчеству, а также при учете и широком использовании междисциплинарных
связей.
5) Представления о психологическом своеобразии студенчества подводят
теоретиков и практиков музейного дела к рекомендации широкого применения в
ходе взаимодействия с данной категорией музейной аудитории следующих принципов и методов:
- пробуждение и поощрение творческой активности и самостоятельности учащейся молодежи;
- преимущественное использование в экспози ни он но- выставочной работе предметов, которым свойственна высокая степень экспрессивности и аттрактивности;
- включение элементов театрализации в структуру используемых форм работы;
- предпочтительное использование метода диалогического общения, а также форм, построенных на преимущественном применении данного метода;
- создание в музее технической базы, позволяющей добиваться усиления зрительных впечатлений от экспозиции;
- расширение тематики используемых форм, что должно находить выражение в таких направлениях как: а) презентация музейного материала в широком историко-культурном контексте, что открывает возможность многозначных интерпретаций музейных памятников; б) освещение острых современных (в' том числе, молодежных) проблем;
- антропоцентристский подход в раскрытии избранной тематики;
- опора на проблемный подход, допускающий свободу интерпретаций, столкновение различных точек зрения и их сопоставление в экспозиционно-выставочной, экскурсионной и других сферах деятельности музея;
- индивидуализация и дифференциация используемых форм работы.
6) Анализ изученных материалов приводит нас к выводу о том, что возникают определенные расхождения между комплексом факторов, обуславливающих по мнению музейных работников притягательность музея для студентов, и теми аспектами и компонентами музейной деятельности, кагорые согласно их видению должны были бы становиться притягательными в соответствии с основаниями, теоретическими принципами и нормами организации взаимодействия музеев с данной категорией публики.
7) Зафиксированы некоторые расхождения между отношением студентов к музею и представлением о содержании этого отношения, имеющем место в высказываниях теоретиков и практиков музейного дела:
а) по мнению музейных работников обращение студентов к музею ини
циировано, в первую очередь, действием познавательной потребности,
выраженной в мотивах расширения кругозора, удовлетворения
любознательности и пр., однако большинство студентов придает
первостепенное значение эстетическому мотиву, связанному с переживанием
уникальных эмоций при погружении і* особую атмосферу музея;
б) в ряде случаев переоценивается роль мотива межличностного общения,
который для студентов оказывается наименее существенным;
в) среди свойств музейной коллекции, обуславливающих притягательность
музея для студентов, участники экспертного опроса в первую очередь называют
ее богатство и содержание, в то время как сами студенты на первое место
выдвигают ценность музейных предметов (что становится для них важнее
содержания коллекции);
г) по мнению музейных работников вторым в по значимости атрибутом музея в
представлении студентов является era известность, тогда как в образе музея для
студентов гораздо большую значимость приобретает музейное здание, которое
также должно представлять высокую художественную, историческую,
мемориальную значимость, быть источником ярких эмоций (и в этом смысле
связанном с коллекцией),
$) Позиции музейных работников и студентов, в оценке достоинств музея и тех средств, которые могли бы быть использованы для повышения эффективности взаимодействия музея с данной категорией публики, совпадают не полностью, однако отмеченные расхождения не представляют собой неразрешимых противоречий и могут быть устранены в ходе совершенствования музейной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное нами исследование позволяет прийти к следующим выводам.
История взаимодействия музеев и студенчества в России восходит к XVIII-XIX столетиям, когда формирование музеев и высших учебных заведений сопровождались налаживанием взаимодействий между ними. Наибольшей устойчивостью эти контакты отличались в тех случаях, когда непосредственно в структуре вузов открывались и активно действовали учебные музеи.
По мере возникновения и развертывания деятельности публичных музеев в России, а также увеличения численности студенчества и усиление его роли в жизни российского общества происходило все более глубокое постижение и осознание тех возможностей, которые музей способен открыть представителям данной социальной группы, В ходе целенаправленного выявления и стихийного открытия потенциального значения музея в удовлетворении потребностей студенчества предпринимались попытки исследования и актуализации этих возможностей.
Период, ограниченный концом 1920-х - серединой 1930-х годов, становится новым этапом в изучении и осмыслении сформировавшихся взаимосвязей между музеем и студентами, а также путей реализации востребованных обществом направлений этого взаимодействия в контексте признания музея мощным средством образования и воспитания.
С возникновением в конце 1920-х годов отечественной музейной социологии, организацией и проведением первых опытов всестороннего и систематического изучения посетителей связано с выделением студенчества в составе музейной публики, появлением первых научных работ, освещающих отдельные характеристики и специфические особенности этой категории музейной аудитории.
Однако исследование взаимоотношений между музеями и студентами не являлось процессом непрерывным и устойчивым. Соответственно варьировался объем и уровень исследовательского интереса к этой проблеме.
В течение 1960-х - 1980-х годов внимание исследователей после многолетнего перерыва вновь обращается к этим вопросам, результатом чего становится накопление определенного опыта в их изучении и осмыслении.
Новая историческая ситуация конца 1980-х - середины 1990-х годов внесла заметные коррективы в состав музейной публики и собственно студенческой аудитории музеев, что происходит на фоне серьезных изменений в системе ценностей ориентации студенчества и усложнения работы музейных деятелей. В этих условиях возникает необходимость вновь обратится, с одной стороны, к рассмотрению факторов, которые решающим образом определяют протекание и результаты интересующего нас взаимодействия, а именно, потребностей студенчества, выраженных в мотивах посещения музеев, восприятие этого социокультурного института и представления о нем, а с другой стороны, принципов, путей и средств удовлетворения запросов студентов, разрабатываемых и рекомендуемых теоретиками и практиками музейного дела на прогяжении 1990-х годов.
Эти вопросы находятся в центре внимания многих отечественных музеологов, однако приходится признать, что на сегодняшний день мы не обладаем целостным видением того, как в современных условиях складываются взаимоотношения между музеями и студентами. Это и побудило нас к проведению настоящего исследования, построенного на изучении трудов отечественных авторов, которые внесли значительный вклад в освещение этой темы, анкетировании студентов петербургских вузов различных профильных групп, экспертном опросе сотрудников музеев и музеологов Санкт-Петербурга, контент-анализе полученных ответов. Важной составной частью проведенной нами работы явилось также сопоставление, с одной стороны, представлений теоретиков и практиков музейнога дела о студенчестве и его отношении к музею, а с другой стороны, восприятия музея, которое оказывается свойственным современным студентам.
Изучение социально-демографических характеристик студенчества, предпринятое в рамках настоящего исследования, показало, что за последние годы данная социальная группа претерпела ряд значимых изменений. Это, в частности, касается численности студентов, которая в настоящее время
155
возрастает по сравнению с показателями середины 1990-х годов, когда происходило сокращение студенческого контингента в России, затронувшее специальности сферы промышленности, строительства, транспорта, связи и сельского хозяйства. Наряду с этим произошли изменения и в количественных соотношениях между различными группами специальностей но числу обучаемых студентов; так в настоящее время лидируют профессии, относящиеся к области экономики, а также гуманитарно-социальной сфере,
Ведушим мотивом при получении высшего образования для современных абитуриентов является профессиональный мотив, выражающий склонность молодежи к определенной специальности. При этом заинтересованность в материальном вознаїраждеиии і руда, обеспечении стабильного высокого заработка приобретает все большую распространенность в качестве критерия, определяющего выбор будущей сферы профессиональной деятельности, наряду с этим происходит заметное усиление роли высшего образования как средства достижения социального статуса, гарантирующего быстрый карьерный рост, внушительные властные полномочия и высокий денежный доход. Для определенной части абитуриентов {составлявшей в ходе соответствующих социологических опросов последних лет не более 1/3 респондентов) высшее образование продолжает выполнять в первую очередь гуманистическую функцию, поскольку при поступлении в вуз они выше всего оценивают возможности повышения уровня своей культуры и духовного развития.
Присущая молодежи студенческого возраста психологическая напряженность, возрастающая в современных условиях, пестрота и неоднородность ценностного мира в среде современных студентов, противоречивость их устремлений и жизненных установок, острота переживаний и эмоциональная неустойчивость побуждают к духовному поиску в целях прояснения н стабилизации собственных ценностных ориентации. Однако признание в неудовлетворенности собственным уровнем культуры сочетается с явным снижением активности большинства студентов в использовании тех возможностей духовного развития, которые могут им предоставить современные социокультурные учреждения.
Студенческая аудитория требует особого внимания со стороны музея, обладающего значительным потенциалом, позволяющим оказывать студенчеству содействие в поисках смысла жизни и оснований идентификации, преодолении кризисных ситуаций, в воспитании чуткости, восприимчивости и одновременно выработке устойчивых жизненных ориентиров, облегчении адаптации в условиях нестабильности социальной среды. Вместе с тем острая потребность во взаимодействии с музеем, декларируемая студентами, остается неудовлетворенной, поскольку не подкрепляется их реальным поведением, обращением к музеям, что создает необходимость глубокого и всестороннего анализа отношения студентов к музеям, наиболее ярко выраженного в мотивах их посещения, в распределении интересов аудитории между конкретными музеями, в представлениях студентов об этом учреждении культуры и тех сторонах и компонентах его деятельности, которые обладают наибольшей притягательно стыо.
Изучение потребностно-мотивационной сферы студентов, онреде;іяющей содержательную наполненность их интересов к музею, показало, что ведущими мотивами посещения музея для них являются: 1) эстетический мотив (желание испытать особое удовольствие при встрече в музее с красивыми вещами и погружении в неповторимую среду музея); 2) любопытство или любознательность (стремление расширить кругозор, получить сведения самого разнообразного характера); 3) профессиональный интерес (когда посещение музея становится средством выполнения учебных заданий, развития профессиональных знаний и навыков, повышения квалификации); 4) рекреационный мотив (возможность отдохнуть, расслабиться, и восстановить силы).
Доминирующей при этом выступает эстетическая мотивация, а это может означать, что студенты более всего склонны воспринимать музей как источник исключительно глубоких переживаний, ярких эмоций, наслаждения красотой, соприкосновения с прекрасным.
Значимость мотива профессиональною совершенствования с помощью музейных средств возрастает для студентов гуманитарных вузов и вузов искусств.
Среди студентов, которые обращаются к музейным коллекциям регулярно и систематически, также заметно усиливается действие этого мотива и ослабляется склонность руководствоваться рекреационно-развлекательньш подходом к музею. Кроме того, студенты, которые чаще всего (в сравнении с другими) посещают музеи, острее испытывают потребность в них, как в незаменимых источниках жизненного опыта и духовного развития,
В сопоставлении с вышеуказанными мотивами потребность в межличностном общении в ходе посещения музея оказывается для студентов наименее значимой,
С точки зрения студентов основным и ведущим средством воздействия музея на аудиторию, обеспечивающим реализацию мотивов, инициирующих обращение к этому социокультурному институту, является коллекция, которая должна представлять собой неординарное собрание предметов, отвечающее требованиям ценности, разнообразия, изобилия.
Среди свойств, которыми студенты наделяют притягательные музейные коллекции и отдельные музейные предметы наиболее часто встречающимися, наиболее част важными для них выступают их ценностные характеристики (их значимость). Таким образом, в отношении студентов к музею проявляется понимание его сущности и предназначения, которые заключаются в собирании, хранении, изучении, интерпретации и публикации предметов, обладающих высокой положительной социальной значимостью (ценностью), что придает интересу студентов к музею научный, исторический, мемориальный, художественный, экологический, терапевтический и иной характер.
Неповторимость, специфичность воздействия музея студенты испытывают не только в ходе восприятия собственно музейных предметов, но также и различных компонентов музейной среды, которые, будучи согласно представлениям студентов неразрывно связанными с этими предметами, усиливают впечатление оі посещения музея и притягивают к себе внимание посетителей. Большую роль в этой связи студенты отводят музейному зданию и ею отдельным характеристикам (художественным достоинствам экстерьера и интерьера» историческому и мемориальному значению, местоположению и
15Й
окружающей среде), а также архитектурно-художественному решению экспозиции, различным ее составляющим.
Известность музея и его популярность среди публики также способна активизировать интерес студентов, хотя этот фактор не является наиболее значимым для них.
Среди всех видов деятельности музея наиболее притягательной представляется студентам экспозиционно-выставочная работа.
Кроме того, студенты подчеркивают важность доступности музея благодаря действию предоставляемых им льгот при посещении.
Исследование позиций теоретиков и практиков музейного дела показывает, что необходимость реализации всех многообразных возможностей, которые музей способен предоставить студенчеству, и развития студенческой активности в использовании этого потенпнала выдвигает ряд требований к организации и осуществлению взаимодействия между студенчеством и музеями.
Наиболее востребованными и перспективными в настоящих условиях многие теоретики и пракшки музейного дела считают так называемое профессиональное направление взаимодействие музеев и студенчества па основе вузовских программ и совершенствование профессиональной подготовки студентов. При этом профессиональная подготовка студентов должна сочетаться с постоянным и непрерывным обогащением их духовного опыта. Таким образом, развитие культуры и профессиональный рост учащихся вузов определяются как приоритетные цели в работе музея со студенчеством, что требует соблюдение следующих принципов:
• осуществление междисциплинарного подхода при построении экспозиций, организации выставок и их интерпретации, при определении тематики различных форм музейно-педагогической деятельности и в подборе музейного материала;
• сочетание дидактического, узкоспециального и гуман истине ского анторопоцептри чес кого подходов при взаимодействии со студентами, что способствует гармонизации и интеїрации личности будущего специалиста;
• построение экспозиции дидактического характера и активизация
деятельности учебных музеев;
» использование в музее современных технических средств, позволяющих наиболее полно удовлетворить потребность студентов в информации;
• обеспечение четкой координации учебных (вузовских) и музейно-
педашгических программ, а также согласованность действий препо-давателей
вузов и работников музеев в ходе их осуществления.
Недостаточная осведомленность студентов о возможностях, которые способен предоставить им музей, требует систематического проведения мероприятий, нацеленных на информирование учащихся вузов о деятельности музеев, а также на ее популяризацию и рекламирование.
Многие специалисты подчеркивают актуальность усиления
"рекреационной составляющей" при взаимодействии музеев и студенчества, что предусматривает обеспечение релаксации и восстановления сил посетителей в обстановке комфорта.
Необходимость учета уровня музейной культуры современного студенчества и содействия се развитию выдвигает требование предварительной подттовки данной аудитории к восприятию музейных памятников, что приобретает характер отдельного направления в работе с учащимися вузов.
Предпочтение, которое оказывают студенты экспозиционно-выставочпой работе музеев (в сравнении с другими видами его деятельности) должно подкрепляться соблюдением определенных принципов ее осуществления, к которым по мнению теоретиков и практиков музейного дела огносятся:
1, выразительность: последовательное, четкое и яркое проведение научно
обоснованной концепции, затрагиваю щей интересы современных
студентов;
2. подлинность и предметность: преобладание в экспозиции подлинных
предметов - вещественных памятников;
3, соогветствие архніектурно-художествснпого решения теме и концепции
экспозиции;
4. разнообразие экспонируемых материалов;
5. уравновешенное гармоничное сочетание новаторства и приверженности музейным традициям, что создает возможность экспериментирования, не противоречащего по своему духу и результатам функциональному предназначению и сущности музея;
6. высокий научный и профессиональный уровень создателей экспозиции;
7. доступность восприятию студентов.
Необходимым условием достижения приоритетных целей взаимодействия музеев и студенческой аудитории является пробуждение и стимулирование ее активности, поощрение ее тяги к самовыражению, раскрытие ее творческого потенциала, что предполагает:
• индивидуализацию и дифференциацию форм работы со студенчеством;
• преимущественное использование метода диалогического общения и включение элементов театрализации в структуре этих форм;
• расширение тематики и целевой направленности педагогических форм, а также различных видов деятельности музея за счет презентации музейных материалов в широком историко-культурном контексте с уїетом современных тенденций в развитии культуры;
• опора на антропоцентрический и проблемный подходы в интерпретации материалов, предлагаемых аудитории и в освещении избранных тем;
• применение современных технических средств, позволяющих повысить эффективность реализации указанных выше направлений и принципов работы со студентами.
Определение приоритетных направлений взаимодействия музеев с конкретной студенческой аудиторией и выбор путей, способных привести к успешному разрешению наиболее актуальных задач в рамках этой деятельности в значительной мере базируется на представлениях музейных сотрудников о характерных чертах данной категории посетителей и отличительных особенностях ее отношения к музею, В ходе исследования этих представлений музейных работников и сопоставления этих данных с тем, какое отношение к музею демонстрируют сами студенты и как они воспринимают этот социокультурный институт, были выявлены некоторые расхождения.
Так музейные работники, принявшие участие в экспертном опросе, склонны переоценивать действие познавательной потребности в общении студентов с музеями, выраженной в мотивах расширения кругозора, удовлетворения любознательности, считая, что эти побуждения имеют для студентов первостепенное значение. Вместе с тем ведущим при посещении музеев для студентов является эстетический мотив, связанный с восприятием хранимого музеем духовного опыта в ходе переживания неповторимых чувств, которые способны пробудить в человеке музейные предметы и различные компоненты музейной среды (включая, архитектурно-художественное решение экспозиции, особенности презентации коллекции, художественные достоинства музейного здания и пр.)
Преувеличение значимости мотивов, служащих проявлением
познавательных потребностей, и недооценка роли эстетического мотива может
привести к использованию исключительно информационного подхода к
организации музейно-педагоги ческой деятельности, адресованной
студенчеству, что в крайних случаях создает опасность информационной перенасыщенности в экспозиционно-выставочной, экскурсионной работе и Других направлениях деятельности музея.
Роль потребности в общении с кем-либо при посещении музея также оказывается несколько преувеличенной музейными работниками, поскольку студенты рассматривают такую возможность как наименее актуальную для них при взаимодействии с музеем. Видимо для удовлетворения этой потребности студенты предпочитают иные способы проведения досуга
В большей степени музей способствует обогащению жизненного опыта молодежи, ее духовному совершенствованию и гармонизации внутреннего мира, в то время как участники экспертного опроса считают, что студенты в наименьшей степени склонны руководствоваться данным мотивом, обращаясь к музеям.
Первостепенными свойствами музейного собрания, привлекающими студенческую аудиторию музейные работники считают боїатство и содержание коллекции. По мнению участников экспертного опроса гаавпым фактором, призванным привлекать студенческую аудиторию, являются специфические
свойства информации, транслируемой музеем, поскольку именно в этом они видят возможность продемонстрировать все достоинства и богатство музейной коллекции.
В то же время в представлении студентов о музее самым главным свойством коллекции становится ее ценность. В соответствие с этим предметы, доступные восприятию посетителей в музее, обладают в глазах студенческой аудитории особым статусом, который возвышает их над бытовой повседневностью и обыденностью. Таким образом, всё, что студенты встречают в музее, должно быть, в первую очередь, неординарным и исключительным, воплощая высокую положительную социальную значимость. В связи с этим неизменной притягательностью для студентов обладает музей, наиболее последовательно выполняющий свое предназначение именно в раскрытии иного неординарного мира ценностей, выходящего за границы привычного и повседневного.
Если и дальше сравнивать оценки притягательных аспектов деятельности музея со стороны студентов с оценками самих музейных работников, то со стороны последних широкая известность музея наделяется гораздо большей значимостью для привлечения заинтересованного внимания студентов. Однако этот фактор представляется студенческой аудитории менее значимым, чем эстетическая привлекательность не только экспозиции: но и особенности музейного здания, его архитектурный облик. Популярность и широкая известность музея безусловно являются одной из определяющих характеристик этот социокультурного института для многих студентов, выступая скорее в качестве доказательства общественного признания его значимости, чем в качестве одного из обязательных условий ею притягательности. Игнорирование вышеуказанных особенностей восприятия музеев студентами может привести к тому, что информирование о деятельности музея и его рекламирование в среде студенчества не будет в достаточной мере эффективным.
Отмеченные расхождения между реальным отношением студентов к музею, которые выявлены нами в исследовании и представлениями музейных работников о запросах студенческой аудитории не носят характер
неразрешимых противоречий, но могут дать основание для коррекции деятельности музея.
Предпринятое исследование показывает, что в современных условиях, когда происходят существенные изменения в социально-демографическом составе студенчества, системе его ценностных ориентации, в потребностно-мотивационной сфере и условиях его социализации и самореализации, эффективное осуществление музейно-педагогической деятельности возможно при условии постоянного соотнесения определяющих ее базовых установок, практикуемых подходов, принципов, форм и методов работы с запросами потребностями данной аудитории, а это предусматривает также постоянную тщательную проверку и уточнение исходных представлений о самой изменчивой как в структурном, так и в ценностно-ори ентационном отношении социальной группе посетителей музея.
І 64
1. Культурное строительство r РСФСР, 1917 - 1927 гг.: Документы и магериалы. Т.1.ЧЛ. 1917- 1920--М.: Cor. Россия, 1983,- 462с.
2. Культурное строительство в РСФСР, 1917 - 1927 гг.: Документы и материалы. T.L 4.2. 1921-1927 гг. М: Сов, Россия, 1984. - 364с.
3. Культурное строительство в РСФСР: Документы и материалы. Т.2. 4.1. 1928 - 1941.- М.:Сов. Россия, Ї985,- 398с.
4. Культурное строительство в РСФСР. Т2. 4.2,Докумснты и материалы. 1928— 1941. М.: Сов, Россия, 1986-- 384с.
***
5. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации: Стат. справ. / М-во образования Рос. Федерации, Науч. -исс лед. ин-т высш.образования, Центр образоват. статистики; Под ред. Л.Я.Савельева -М.;НИИВО,1999. - 100 с: ил. - Библиогр.: с.98 - 100.
6. Высшее образование в России: Стат. сб. / Центр исслед.и статистики науки.-М,:ЦИСН., 1997.-112 с: ил.
7. Высшее образование в Российской Федерации / Под ред.В .М.Филиппова; М-во образования Рос, Федерации, Науч.-исслед. ин-т высшего образования. -М.:НИИВО.,2000.- 156 с.
8. Положение молодежи в Российской Федерации и государствсіїная
молодежная политика: Госуд. доклад / Гос. ком-т Рос. Федерации по делам
молодежи. - М.: Социум, 1998. - 164 с.
9. Россия в цифрах: Крат. ст. сб-к / Гос. ком-т Рос. Федерации по статистике
(Госкомстат России). - М. : Госкомстат России, 1999. - 397 с: ил.
10. Россия в цифрах: Крат. стат. сб-к / Гос. ком-т Рос. Федерации по статистике
(ГоскомстатРоссии).- М, ; ГоскомсіатРоссии, 2001. -416с: ил.
11. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб.пособие для студ. /
Г.С.Абрамова. - 4-е изд, - M.:Academia,1999k - 662с: ил.
12. Авраамова Е.М. Здравствуй, племя младое, незнакомое: идеи и ценности молодых интеллектуалов / Е,М, Авраамова и др. // Общественные науки и современность.-1993. • N4 С.34-42
13. Агафошина В.И. Изучение индивидуальных посетителей музея, их запросов и пожеланий: (Из опыта Политехнического музея) / Б.И. Атафошина, Л,В, Родионова, Л.Е. Фельдман // Вопросы экскурсионной работы. - М.:НИИК, 1973. (Сб. науч. трЛШИ культуры; ТЛО) - С212- 227
14. Актуальные проблемы музейного строительства: Музей и посетитель. -М.:НИИК,1979 - 160 с. - (Сблшучлр./ НИИ культуры; N85)
15. Ананьев Б.Г, О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев; АН СССР, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1977.- 350 с.-Библиогр,: с.373-378.
16. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека / Б.Г. Ананьев // Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: Избр.психологич. труды. - М.: Изд-во"Инсг-тприкл. психологии" - Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. -С. 59-157
17. Андреева М.С, Вопросы научно-просветительно и деятельности музеев в журнале "Советский музей" в 30-е годы / М.С. Андреева // Музееведение. Из истории охраны и использования культурного наследия РСФСР- М.:НИИК, 1987.- (Сб.науч.тр. / НИИ культуры). -С.192-207
18. Апинян Т.А, Социальный статус искусства и проблемы художественного восприятия / Т.А. Апинян, М.В. Иванов // Эстетическое воспитание в вузе. — Л.:Изд-во J11Y, 1990. - (Актуальные вопросы методики преподавания общественных наук и коммунистического воспитания: Межвуз.сб./ ЛГУ, Ин-т повыш.квалиф.преподав.обществ.наук; Вып.7). - С.94-109
19. Артемов Е.Г. Музейно-педагогическая технология: Пособие-справ. / П.Г.Артемов; Гос,музей полит,истории России. - СПб.: ГМ ПИРД999. - 23с. -Библиогр.: с. 17- 18.
20- Асанова ПИ. Соответствие образа инженера, формирующегося в техническом вузе, требованиям современного производства / Н.И. Асанова //
Современное общество; вопросы теории, методологии, методы социальных исследований; (Файнбургские чтения): Теч.докл.науч.-практикконф. — Пермь, 1992.- С,85-87
21. Ашевский А. Русское студенчество в эпоху шестидесятых годов (1855-1863)
/А. Ашевский// Современный мир. 1907.-N7-8.- С.І9-36
22. Багдасарьян Н.Г, Высшая техническая школа в пространстве культуры:
(Социология и философия проблемы) / Н.Г. Багдасарьян ; Моск. гос. техн. ун-т
им. Н.П. Баумана. - М; Изд-во МГТУ , 1996. - 80 с.
23. Багдасарьян Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы
освоения / НТ. Багдасарьян ; Моск.гостехн.ун-т им, Н.П. Баумана. - М: Изд-во
МГТУ - М.: Изд-во Ml ТУ , 1998. - 258 с.
24. Багдасарьян Н.Г. Инновации в ценностных ориентациях студентов / Н.Г. Багдасарьян, А.В. Канс